Общая психология. 17 страница
И.Н. Трофимова
Повод — событие, рецепция которого образует пусковой стимул последовательности действий. В отличие от причины (с которой его часто отождествляют) П. не имеет глубинных связей с мотивацией деятельности. П. эмоционально окрашен, осознан, оказывает ускоряющее влияние на принятие решений. В политической психологии большое внимание уделяется роли П. в динамике резких сдвигов в общественных настроениях.
А.А. Брудный
Позиция [лат. positio — положение] — 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонами действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. П. — развивающееся образование. Зрелость П. характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью; 2) интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.
В.А. Шустер
Поле (в психологии) — совокупность переживаемых субъектом актуальных ("здесь и теперь") побудителей его активности. Понятие "П." разрабатывалось в рамках гештальпсихологии и топологической психологии и получало трактовку в соответствии с принципами этих научных школ западной психологии. С помощью понятия "П." характеризуется поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им целевой ориентации.
В.А. Петровский
Полевое исследование — тип исследования социальных явлений или поведения сообществ посредством изучения их в нормальных, естественных условиях. П. и. — это прежде всего изучение ограниченной в пространстве совокупности индивидов (людей или животных), пребывающих в своих повседневных рамках: коллектив людей в его социальном контексте; стая животных в условиях естественного существования и др. Первые П. и. были связаны с работами этнологов, описывавших совокупность явлений, которые трудно было предвидеть и систематизировать заранее. Основная цель П. и. — открытие еще неизвестных процессов и определяющих их факторов. В зависимости от задач и используемых средств можно выделить три типа П. и.: поисковое — имеющее описательный характер; диагностическое — направленное на решение практических задач; экспериментальное — связанное с проверкой гипотез. Важнейшим условием П. и. является обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемого процесса.
В.И. Слободчиков
Политико-семантическая слепота — одно из проявлений менталитета общества. В наибольшей степени характерна для государств с тоталитарным режимом управления. П.-с. с. обнаруживается в массовой неспособности видеть за тем или иным лозунгом, общеупотребительным понятием, утверждением его реальное значение и место в социальном устройстве общества, что ведет к мифологизации и фальсификации при трактовке общественных явлений и дезориентирует политическое мышление личности (А.В. Петровский). Так, к примеру, XVII съезд ВКП(б) в 1934 г., исполняя "Интернационал", включавший строчки: "Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов, кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов", — проявлял очевидную П.-с. с., поскольку, по существу, он призывал к восстанию, к борьбе с советской властью, виновной в "голодоморе" в 1932—1933 гг. на Украине и принуждению к фактически рабскому труду крестьян в результате проведения сплошной коллективизации в начале 1930-х гг. П.-с. с. имеет подсознательный характер и, как правило, не поддается осмыслению теми, кто ее обнаруживает. Она формируется в результате мощного воздействия пропагандистского и репрессивного аппарата, притупляющего или вовсе уничтожающего возможность объективно оценивать реальные факты общественной жизни (т.н. промывание мозгов). П.-с. с. открывается для психологического исследования исключительно в исторической ретроспективе.
А.В. Петровский
Политическая история психологии — отрасль психологии, предметом которой является рассмотрение развития психологической науки в ее зависимости от политической конъюнктуры, складывающейся в обществе. Предмет исследования маргинален. С одной стороны, это история науки, с другой — гражданская история (в частности история культуры). П. и. п. может быть вычленена далеко не во всех общественных устройствах. Она становится предметом изучения, когда историк обращается к развитию психологической мысли в государствах тоталитарного и посттоталитарного типа. В других социальных общностях нет оснований говорить о П. и. п., поскольку, к примеру, президентские перевыборы, приход к власти политической партии, победившей партию, конкурировавшую с ней (лейбористы после консерваторов, консерваторы после лейбористов в Великобритании, республиканцы после демократов, демократы после республиканцев в США и т. п.), изменяя политическую конъюнктуру в обществе, не оказывают влияния на развитие научной мысли. Противоположная ситуация складывается, как это известно, в Германии эпохи "третьего рейха", Китайской Народной Республике до и во время "культурной революции", СССР с середины 1920-х гг. и др. Развитие психологии в России в ХХ в. приобрело драматический характер. В условиях тоталитарного режима культивировалась версия об "особом пути" марксистской психологии как "единственно верной" отрасли знания. На этот путь она вступила в начале 1920-х гг. и на протяжении нескольких десятилетий не имела возможности свернуть с него. До октябрьского переворота у российской психологии, имевшей существенно значимые естественно-научные традиции и примечательные философские разработки, не было принципиальных отличий от развития науки на Западе, отсутствовал какой-либо изоляционизм. Были все основания рассматривать отечественную науку как одно из направлений мировой научной мысли. Движение по "особому пути" привело в 1930—50-е гг. к репрессированию психологической науки (разгром педологии, психотехники), застою в разработке теоретических проблем психологии, отказу от использования диагностических методов при изучении психики и личности человека, существенному торможению разработки прикладных отраслей психологии, а также социальной психологии и психологии личности. В конце 1940 — начале 1950-х гг. реальной была угроза замены психологии физиологией высшей нервной деятельности и возможного объявления психологии "псевдонаукой" или "лженаукой". Возрождение психологической науки в России, начиная с конца 1950-х гг. и до настоящего времени, — результат постепенного отказа от тоталитарных методов руководства наукой со стороны партийных органов, деидеологизации ее теоретических основ. Только с начала 1990-х гг. психология в России сворачивает с "особого пути" развития и вновь становится одним из отрядов мировой психологической науки. Все это прямой результат тех изменений, которые произошли в политической и экономической структуре общества в т.н. перестроечный и постперестроечный периоды. Есть основания считать, что аналогично предложенному А.В. Петровским (2000) подходу к истории психологии возможна разработка политической истории философии, педагогики, филологии, юриспруденции и даже ряда естественных наук.
А.В. Петровский
Понимание — 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий. Без П. как особого состояния субъекта невозможны продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия. П. изучается широким кругом гуманитарных дисциплин (психология, философия, история, социология, литературоведение и т. д.). Существует особая наука о П. — герменевтика (искусство и теория толкования текстов). П. не следует отождествлять со знанием (т. е. способностью человека усвоить и воспроизвести сумму сведений, в правильности которых он не сомневается), поскольку возможно знание без П. и П. без знания ("непосредственное усмотрение"). Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное "видение" причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему (П. доказательства математической теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса. В этом случае явление выступает как направленное на некоторую цель, сопоставимую с целями данного субъекта: человек понимает поведение другого человека, его мысли, мотивы и т. д.; подобным же образом возможно и П. социокультурных, в т.ч. исторических, событий, письменных памятников; на этой же основе может происходить П. поведения животных и явлений природы, связанное с их антропоморфизацией, приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно, наконец, П. на основе сопереживания, идентификации (П. эмоций другого человека; нерасчленимое "П. человека"; П. этических и эстетических явлений и т. д.). Результат П. — смысл — субъективно уникален для субъекта, но непроизволен, ибо П. определяется в конечном счете социокультурными условиями, независимыми от индивида. Наиболее подробно изучена роль языка в П. (в частности в П. текстов и устных сообщений на естественных и искусственных языках). К психологическим механизмам П. человека относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.
Л.А. Карпенко, Л.А. Радзиховский
Понимающая психология — направление в немецкой психологии конца XIX — начала XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки данного направления выдвинул немецкий философ В. Дильтей, утверждавший, что "природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем". В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа П. п. сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке. Последователь Дильтея, немецкий философ Э. Шпрангер, который и ввел термин "П. п.", выделил типы человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал человек (личность) — теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. В дальнейшем эта типология была использована для экспериментального изучения ценностных ориентаций личности.
М.Г. Ярошевский
Понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных другими людьми, и самостоятельной выработкой новых П. Проводится различие между житейскими и научными П., между стихийным и управляемым развитием П.
О.К. Тихомиров
Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П. о. Верхним абсолютным П. о. называют величину раздражителя, при крой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) П. о. Измерения абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой (пороговой зоны), внутри к-рой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех выделенных видов П. о. меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя. П. о. обратно пропорционален количественному показателю соответствующего вида чувствительности.
Б.М. Величковский
Порождение речи — 1) в психолингвистике и психологии речи — совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).
Существуют различные концепции П. р. Так, в бихевиоризме и необихевиоризме процессы П. р. понимаются как результат эмпирической организации (под влиянием речевого опыта) речевых реакций (Б.Ф. Скиннер) или "наполнения" такими реакциями врожденной многоуровневой психофизиологической системы (Ч.Э. Осгуд). В концепции Н. Хомского и его последователей П. р. — процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур. В традиции отечественной психолингвистики процессы П. р. связываются с деятельностным характером речи. Это означает, что 1) последовательные этапы П. р. соотнесены с фазами (этапами) любой деятельности, т. е. предполагают ориентировку, планирование, реализацию плана и сопоставление результата с целью (контроль); 2) П. р. осуществляется как иерархическая система процессов, включающая уровень акта деятельности, уровень действий и уровень операций; 3) процесс П. р. предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность; 4) П. р. носит эвристический характер, т. е. при поставленной сознательной цели говорящий может произвольно (сознательно или чаще бессознательно) выбирать оптимальный способ достижения этой цели (в плане стратегий и тактик П. р.).
Фазовая структура П. р., впервые проанализированная Л.С. Выготским, включает "дограмматический" этап (план, замысел) внутреннего программирования высказывания, задающий содержательный инвариант высказывания (текста). Программа П. р. на этом этапе есть иерархическая система операций предицирования над исходными элементами типа семантизированных образов (предметных значений). На следующем этапе происходит переход от этой формы существования содержания к его оформлению в единицах языка (словах и словосочетаниях), а также от симультанной (одновременной, не развернутой во времени) предикативной организации к сукцессивной (линейной) последовательности языковых элементов, организуемой функционально-синтаксически, формально-синтаксически и в плане порядка слов (линейного синтаксиса).
Механизм выбора и организации слов в П. р. является, по экспериментальным данным, вероятностным и связан с классами операций: поиска семантических признаков слова, поиска их звуковых признаков и учета их субъективной вероятностной характеристики. Эти операции позволяют либо обнаружить в вербальной памяти соответствующую лексическую единицу, либо создать новую (окказиональную), либо, если оба варианта оказываются невозможными, выразить данное содержание последовательностью слов.
Механизм грамматического конструирования высказывания также включает несколько классов операций: механизм грамматикализации программы, т. е. переход от нее к опорным словам высказывания; механизм закрепления грамматических "обязательств", если они требуются структурой данного языка; механизм грамматического прогнозирования высказывания; механизм перебора возможных прогнозов и их сопоставления с программой и др. факторами.
Процессы П. р. не замыкаются в рамках отд. высказывания, но предполагают программирование (и отчасти реализацию) целостного текста и его отдельных содержательных "блоков". Это касается, в частности, функционально-синтаксического аспекта П. р.
А.А. Леонтьев
Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный П. о. сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Так, в ответ на предъявление красного цвета возникает зеленый отрицательный П. о. При продолжительном или интенсивном действии раздражителя можно наблюдать несколько смен положительных и отрицательных П. о., которые продолжаются в течение десятков секунд или даже минут.
Б.М. Величковский
Постулат непосредственности [лат. postulatum — требование] — положение, согласно которому внешние раздражители, воздействуя на психику однозначно, определяют при этом ее проявления и связанные с ними реакции субъекта. В основе Н. п. лежит игнорирующая опосредствующие психику факторы двучленная схема ее анализа: воздействие на рецептирующие (воспринимающие) системы субъекта и ответные явления (субъективные или объективные), вызванные данным воздействием.
А.Г. Асмолов
Постулат сообразности [лат. postulatum — требование] — представление о том, что якобы все без исключения проявления активности в конечном счете определяются существованием "внутренней цели", которая, как предполагается, изначально свойственна индивиду.
В.А. Петровский
Потребность (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения П. выступает как целенаправленная деятельность, П. являются источником активности личности. Если в П. деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем П., составляющая ее сущность. Воспитание П. является одной из центральных задач развития личности.
А.В. Петровский
Представления — образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия П. могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то П. относятся к прошлому и возможному будущему. П. отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости. Тем не менее чувственно-предметный характер П. позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.). Опора на П. хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических средств. Преобразования П. играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации.
Б.М. Величковский
Представления пространственные — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. П. п. — необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие П. п. является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Развитие П. п. ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Е.О. Смирнова
Предубеждение — установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.
В.В. Мироненко
Пресуппозиция [лат. prae — впереди, перед, и фр. supposition — предположение, лат. supporto — поддерживаю] — подразумеваемый компонент содержания высказывания. Главным свойством П. (и способом их обнаружения) является то, что они сохраняются при отрицании всего предложения. Отрицая высказывание "Я буду работать еще лучше" ("Неправда, что я буду работать еще лучше"), мы не ставим под сомнение информацию "Сейчас я работаю хорошо", которая и является П. всего высказывания. На феномене П. основаны шуточные вопросы типа: "Вы уже перестали пить коньяк по утрам?", где смысл "До сих пор вы пили коньяк по утрам" сохраняется при любом ответе ("Да"/"Нет"). На использовании П. основаны и многие образцы рекламы, в том числе политической: "Почему вы должны голосовать за нашу партию?". Адресат может попасть в "ловушку скрытого структурирования" (Р.М. Блакар), однако вправе инициировать дискуссию по поводу предпосылок: "Действительно ли мы должны?" В более широкой трактовке понятия различают П. семантические — предположения адресата о том, что может значить тот или иной элемент языка; прагматические — предположения о том, каково коммуникативное намерение говорящего (похвала? лесть? воздействие?); когнитивные — основанные на структурах прошлого опыта, хранящихся в виде схем знаний, "сценариев", "фреймов", "скриптов" ("умывание", "посещение ресторана", "празднование годовщины" и т. д.). Некоторые авторы выделяют, кроме лингвистических, логические и мировоззренческие группы П. Последние обусловливаются общими представлениями о мире, культурно-исторической средой, социальными законами, религиозными воззрениями, обычаями и пр., т. е., по-видимому, сближаются с установками.
Исследование П. начато с конца 1960-х гг., и к настоящему времени общепринятой точки зрения, особенно на их виды, еще не выработано. С одной позиции, для фразы "Закрой дверь!" компонент смысла "Дверь открыта" является П., с другой — это фоновый компонент в семантике глагола "закрыть". Даже основные понятия ("семантическая П.", "прагматическая П." и многие др.) трактуются по-разному; поэтому при употреблении требуют пояснения: в чьем понимании, в какой концепции.
С.А. Шаповал
Привычка — сформировавшееся действие, выполнение которого при определенных обстоятельствах стало потребностью человека. П. могут возникать в любой сфере деятельности и охватывать любые стороны поведения. П. могут быть полезными и вредными. Основная ответственность за формирование П. ложится на начальный период овладения тем или иным видом деятельности: П., сложившиеся первыми, значительно влияют на формирование последующих — облегчают или затрудняют их воспитание. При формировании П. имеет значение не только организация действия, но и повторное его выполнение при неизменных обстоятельствах, упражнения, что и превращает сформированное действие в П. Важнейшую задачу воспитания наряду с формированием полезных П. составляет борьба с вредными П. С физиологической точки зрения, искоренение вредной П. представляет собой разрушение динамического стереотипа. Поэтому, чем прочнее стереотип, т. е. чем "старее" П., тем труднее от нее избавиться. Для борьбы с вредной П. необходимо не только формирование отрицательного отношения к ней самого ребенка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение привычных действий, привычных форм поведения стало невозможным или было бы затруднено.
С.Ю. Мещерякова
Принцип детерминизма (в психологии) [лат. determinare — определять; principium — основа, начало] — признание необходимости изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. п. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д. п., а именно: системный Д. п. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. п. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), статистический Д. п. (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. п. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм Д. п. Длительное время оно ориентировалось на механический Д. п., который представлял обусловленность психических явлений материальными факторами либо по образцу взаимодействия объектов в мире механики, либо по образцу работы технических устройств (машин). Несмотря на ограниченность этого воззрения (психические явления рассматривались только как последствия внешних влияний), оно дало психологии ее важнейшие учения: о рефлексе, ассоциациях, аффекте и др. В середине XIX в. возник биологический Д. п., открывший своеобразие поведения живых систем (учение Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для их выживания функцию. Если механический Д. п. представлял психику побочным явлением (эпифеноменом), то теперь она выступила в качестве неотъемлемого компонента жизнедеятельности. В дальнейшем, когда было установлено, что этот компонент имеет самостоятельное причинное значение, возник психологический Д. п., получивший, однако, неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной (В. Вундт). Иное понимание психологического Д. п. сложилось в трудах естествоиспытателей (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс, И.М. Сеченов и др.), показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и др.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и на этой основе выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественно-научного психологического Д. п. привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные собственным закономерностям. Новая форма Д. п. была разработана марксистской философией, согласно которой активность сознания людей коренится в их образе жизни. Это создало методологические предпосылки для реализации Д. п. на уровне психосоциальной организации человеческой деятельности. Основной принцип объяснения психики человека с позиций диалектического материализма обусловлен положением о том, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" (продукты материальной и духовной культуры, в которых воплощаются сущностные силы человека), и "внутреннее" (сущностные силы человека, формирующиеся в процессе их объективации в этих продуктах). В этом плане может быть осмыслена "самопричинность" индивида, представление о том, что индивид есть причина себя в своих взамоотношениях с миром. Возможность самопричинности базируется на идее синхронической причинности, согласно которой каждый временнóй срез жизни индивида заключает в себе события, обладающие абсолютной новизной по отношению к событиям прошлого (несводимость настоящего к прошлому); именно такие инновации составляют источник самопричинности (В.А. Петровский).
М.Г. Ярошевский
Принцип производительности — по Г. Маркузе, одна из исторических форм принципа реальности, преобладание которой в современной цивилизации оказывает влияние на содержание этого принципа и обусловливает непрерывное расширение антагонистического общества. Согласно Маркузе, П. п. определяет целостную репрессивную организацию сексуальности и инстинкта разрушения, а также раскол общества в соответствии с конкурентными видами экономической деятельности.
В.И. Овчаренко
Принцип развития (в психологии) — необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза.