Общая психология. 7 страница

М.Г. Ярошевский

Индивидуально-психологические различия (психических процессов) — характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей. И.-п. р.- объект дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Общепсихологические закономерности проявляются в деятельности через И.-п. р., характеризуют широкий континуум психических процессов и свойств. Своеобразие индивидуальных психологических проявлений отмечено, например, в чувствительности и абсолютных порогах ощущений, времени реакции, восприятии, внимании, памяти, креативности, эмоциональности, а также в стиле деятельности. Интегративные унитарные особенности личности, такие как направленность интересов, иерархия мотивов и потребностей, способности, темперамент и характер, также обладают интериндивидуальными вариациями. И.-п. р. отличаются по индивидуальной стабильности, генотипичности. Они могут изменяться в ходе возрастного развития, в результате обучения и тренировки. Психологические различия могут отражать индивидуальные особенности человека, то есть, такие его свойства, которые четко отличают индивида от других людей. Они могут быть устойчивы и существенны для целого континуума обстоятельств деятельности (например, черты характера), или могут быть существенны лишь для определенных условий ( как сила нервной системы в экстремальных ситуациях), или могут оказаться совсем несущественными для целостной характеристики личности. Интериндивидуальные вариации комплексов психологических различий могут соотноситься со свойствами индивида как природными, индивидуально-стабильными, конституциональными, генотипическими характеристиками, составляющими важный компонент внутренних условий взаимодействия человека с миром. Стабилизация развития деятельности (монотония, экстремальность), если человек не применяет специальные методы саморегуляции, приводит к превалированию " жестких звеньев" в строении функциональных систем. Такого рода деятельность предъявляет высокие требования к психофизиологической организации индивида, а соответствующие профессии предполагают профотбор и профподбор по свойствам индивидуальности. Своеобразие отдельного индивида не исключает наличие у него определенных типических черт. Групповые и типические черты — предмет научного анализа дифференциальной психологии и психофизиологии. Экспериментальное изучение И.-п. р. начато в работах Ф. Гальтона и А. Бине. Различные варианты типологических схем выдвигались разными учеными на основе подчас вариативных ситуативных характеристик. Существует труднообозримое количество типологических концепций, обосновывающих дифференциацию таких групп людей, как объективные и субъективные(Бине и др.), рационалисты и эмпирики (В. Джемс), "глубоко-узкие" и "мелко-широкие" (Г. Гросс), теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные ( Э. Шпрангер), шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер), висцеротоники, соматотоники, церебротоники ( У. Шелдон), экстраверты и интроверты (К.Г. Юнг), холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики (Гиппократ, И.П. Павлов — см. термин "темперамент") и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляет теперь лишь исторический интерес. Значительное место в учении об И.-п. р. занимают дореволюционные работы А.Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей. Проблемы детерминации И.-п. р. затрагивает разработанная А. Адлером индивидуальная психология как направление психоанализа. Указанная теория исходит из допущения формирования структуры личности в раннем возрасте (до 5 лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое складываются его цели. Личность развивается нормально, когда эти цели реалистичны. Невротическое и асоциальное развитие личности Адлер связывает с фиктивными целями. Механизм компенсации и сверхкомпенсации связан с возникающим на ранних стадиях развития личности конфликтом между природным социальным чувством и ощущением неполноценности. Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими людьми, рождает отклонения от социально принятых норм поведения. Таким образом, концепция Адлера обосновывает предопределенность психического развития, которое мыслится телеологически как реализующее цели, первично заложенные в глубинах И.-п. р. личности. Изучение природно-типологических задатков И.-п. р. в отечественной дифференциальной психологии и психофизиологии велось прежде всего в работах школы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, которые отталкивались от идей И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Широко известные психофизиологические работы этого направления о физиологическом содержании, структуре и психологических проявлениях основных свойств нервной системы ( Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, К.М. Гуревич, 1970 и др.) являлись не самоцелью, а этапом изучения индивидуальности, целостность которой раскрывается в единстве индивидных и личностных свойств в деятельности. Данный контекст исследований И.-п. р. требует реализации эволюционно-системного подхода к их изучению, где психофизиологический уровень индивидуальности является референтным для экспериментального изучения обобщенных характеристик психических процессов и свойств. При этом данный уровень опосредует влияние генотипа на психику, обладая выраженными кумулятивными качествами (Б.Ф. Ломов, 1984), включает типологически важную непроизвольную составляющую произвольной активности). Отечественными психологами проведены углубленные исследования И.-п. р. в индивидуальном стиле деятельности как устойчивых стратегиях взаимодействия человека с миром и другими людьми (В.С. Мерлин, 1986 и др.). Надситуативный стиль деятельности может являться механизмом гармоничного взаимодействия внешних причин и внутренних условий индивидуальности в ходе развития деятельности. Он позволяет людям, обладающим противоположными свойствами индивидуальности (разных "полюсов" И.-п. р.), достигать высоких социально-значимых результатов (Н.С. Лейтес, 1960 и др.). Эти материалы опровергают представления о фатальной предопределенности И.-п. р. В действительности И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности психофизиологической организации индивида, формируются и развиваются в ходе жизнедеятельности, в ходе воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Однако стабилизация развития деятельности способствует возможности детерминистических воздействий индивидуально-обобщенных свойств индивида на сколь угодно важные особенности психических процессов. При этом высокая эффективность деятельности достигается гармоничным сочетанием разнообразных индивидуальных особенностей человека в такого рода "жестких" функциональных системах — "экологических нишах" индивидуальности (Т.Ф. Базылевич, 1995). Здесь недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других, например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы (В.Д. Небылицын, 1966). Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что — в комплексе — ведет к снижению темпов психического развития. Несопряженное взаимодействие свойств и качеств разных уровней функциональных систем препятствует формированию способностей и результативности действий личности. Следствием реализации в деятельности данного неблагоприятного для человека сочетания свойств и качеств индивидуальности является неудовлетворенность личности своей жизнью, что непосредственно отражается в психосоматике. И.-п. р., установленные с помощью тестов в кратковременных диагностических процедурах, не могут прогнозировать долговременное развитие человека, поскольку часто отражают вербализованные рационализации человеком своих апперцепций, ситуативные и вариативные признаки психологических процессов. И.-п. р., характеризующие сущностные типологические черты человека, его многогранную индивидуальность, требуют многостороннего системного изучения. Проблемы И.-п. р. имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Знание законов формирования и развития И.-п. р. прежде всего необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, в решении вопросов профпригодности и профориентации, для профилактики и психотерапии психосоматических расстройств.

Т.Ф. Базылевич

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

А.Г. Асмолов

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных И. с. д. заключена в существовании "зоны операциональной неопределенности", допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности И. с. д. Он позволяет людям с разными (В.Я. Мерлин, Е.А. Климов) индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время И. с. д. может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

И.В. Тихомирова

Индукция [лат. induktio — выведение] — движение знания от единичных утверждений к общим положениям. И. тесно связана с дедукцией. Логика рассматривает И. как вид умозаключения, различая полную и неполную И. Психология изучает развитие и нарушения индуктивных рассуждений. Движение от единичного к общему знанию анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом. Примером экспериментальных исследований индуктивных рассуждений являются опыты с образованием искусственных понятий.

О.К. Тихомиров

Инженерная психология [фр. ingenieur — инженер, специалист в области техники] — отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. И. п. возникла в условиях научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственного труда, важнейшими составляющими которого стали процессы восприятия и переработки оперативной информации, принятие решений в условиях ограниченного времени. Основные проблемы И. п.: 1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами; 2) исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3) анализ психологической структуры деятельности оператора; 4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов; 5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного "входа" человека; 6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного "выхода"; 8) разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля; 9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов. В процессе развития И. п. произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

Е.Б. Моргунов

Инсайт [англ. insight — понимание] — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие "И." введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Келера (1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера и К. Дункера применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие "И." приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте И. — одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения. И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией. Наиболее яркие примеры И. дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии И. рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением.

А.В. Юревич

Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание И. как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов И. была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работами было положено начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке И. как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур И., независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики И. были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых "факторов И.": от 12 до 120. Такое дробление И. на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства И., его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического И., их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого И. и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.). В связи с успехами научно-технической революции, развитием кибернетики, теории информации, вычислительной техники широкое распространение приобретает термин "искусственный И.". В сравнительной психологии исследуется И. животных.

Б.М. Величковский, В.И. Слободчиков

Интеллектов множественных теория — теория, предложенная Х. Гарднером (1983), согласно которой нет такого понятия, как общий интеллект, напротив, интеллект понимается как множественный конструкт и постулируется, что существует по крайней мере семь различных интеллектов. В теории, предложенной Гарднером, выделяются следующие интеллекты: 1) лингвистический, проявляемый при чтении, слушании, устной и письменной речи; 2) логико-математический, используемый при логическом мышлении и решении математических задач; 3) пространственный, используемый при контакте с физическим окружением; 4) музыкальный, используемый при пении и восприятии музыки; 5) телесно-кинестетический, используемый в спорте и в танцах; 6) межличностный, проявляющийся при взаимодействии с другими людьми и 7) внутриличностный, связанный с высоким уровнем развития знаний о себе и самопонимания. Совместно с Д. Фельдманом Гарднер разрабатывает тесты, оценивающие выделенные типы интеллектов у дошкольников (проект Спектрум). Во многих отношениях подход Гарднера имеет много общего с психометрическим (факторным) подходом, однако интеллекты Гарднера были выделены не с помощью факторного анализа, а на основании множественных критериев, кроме того, интеллект понимается Гарднером гораздо более широко. Каждый тип интеллекта анализируется с нескольких точек зрения: когнитивные операции, которые вовлечены в функционирование интеллекта, случаи исключительных индивидов, у которых данный вид интеллекта проявился наиболее ярко или полностью отсутствует, случаи изоляции отдельных участков мозга в результате его повреждений, материалы кросс-культурной психологии и аргументы исторического и эволюционного порядка. Каждый человек обладает всеми видами интеллекта, развитыми до определенного уровня, однако некоторые индивиды, в силу хорошей наследственности или соответствующего тренинга могут развить одни типы интеллекта в большей мере, чем другие. Опираясь на материалы кросс-культурной психологии, Гарднер развивает идеи об интеллекте как наборе способностей, талантов или интеллектуальных умений, определяемых и задаваемых культурой. У нормальных взрослых индивидов каждый интеллект взаимодействует с другим и функционирует совместно с другими. В то же время каждый тип интеллекта функционирует как самостоятельная система или модуль, имея свою собственную представленность в мозге. Интеллекты работают по своим собственным правилам; одни повреждения мозга могут нарушить функционирование одного типа интеллекта, но не оказать никакого влияния на другие. (Гарднер не первый теоретик, выдвинувший идею модулярности, но большинство последователей этой идеи считают, что существует некоторый центральный контролирующий процесс, координирующий активности различных модулей. Гарднер, однако, полагает, что поведение можно объяснить и без постулирования этого исполнительного процесса.) Первые три типа интеллекта (логико-математический, пространственный и лингвистический) описываются Гарднером достаточно стандартно, не отличаясь от характеристик, даваемых другими теоретиками в области психологии интеллекта (в частности Ж. Пиаже). Они наиболее высоко оцениваются в культуре западного типа; именно их измеряют и стандартные тесты интеллекта. Гарднер считает, что остальные четыре типа интеллекта также заслуживают специального рассмотрения и самостоятельного статуса наравне с первыми тремя. Он приводит аргументы исторического и антропологического порядка, свидетельствующие о том, что в более ранние периоды развития человеческой истории, а также в настоящее время в ряде неиндустриализованных культур высоко ценятся другие виды интеллекта (более того, культура "оформляет" интеллект: например, ребенок обладающий хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом, может стать баскетболистом, если он живет в США, или танцором балета, если он живет в России). Музыкальный интеллект включает в себя способность воспринимать высоту звуков и ритм и является основой для развития музыкальной компетентности. Телесно-кинестетический интеллект включает контроль движений своего тела и способность умело оперировать предметами окружающего мира: примером являются ремесленники, теннисисты, нейрохирурги, танцоры. Гарднер рассматривает два варианта личностного интеллекта — внутриличностный и межличностный. Первый предполагает наличие способности наблюдать за своими чувствами и эмоциями, анализировать их и использовать эту информацию для руководства собственными действиями. Второй тип интеллекта заключается в способности замечать и понимать потребности и намерения других людей, наблюдать за их чувствами и настроениями при умении предсказывать, как они будут себя вести в новых ситуациях. Анализ показывает, однако, что разные типы интеллектов не являются независимыми, как это утверждает Гарднер. Так, пространственные и логико-математические способности обычно проявляются совместно и их практически невозможно диагностировать по отдельности. (Люди, хорошо решающие задачи по математике и логике, обычно имеют тенденцию так же хорошо справляться с пространственными задачами, при этом некоторые решают математические задачи пространственным образом.) Другой недостаток теории заключается в том, что Гарднер недостаточно специфицирует процессы, лежащие в основе выделяемых типов интеллектов, не показывая, как функционирует данный тип интеллекта. Кроме того, Гарднер не предоставляет экспериментальных подтверждений в поддержку своей теории, ограничиваясь обзором различных литературных источников по проблеме способностей и отбирая лишь те результаты, которые хорошо согласуются с его теоретическими положениями. Гарднер показывает, что музыкальный интеллект был более значимым, чем логико-математический на протяжении большей части человеческой истории. Развитие научной мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции; напротив, музыкальные и артистические умения были с нами практически с основания человеческой цивилизации.

Идеи Гарднера о личностном, музыкальном и кинестетическом интеллектах стимулируют новые попытки измерить эти способности и использовать их в качестве предикторов других переменных. Теория Гарднера обращается к тому факту, что традиционные тесты, измеряющие IQ, хорошо предсказывают школьную успеваемость, однако оказываются очень слабыми предикторами дальнейших этапов жизни — профессиональных успехов и карьерного роста. Возможно, измерения других типов интеллектов, таких как личностный, могут помочь объяснить, почему некоторые индивиды, блестяще успевающие в школе, оказываются неуспешными в дальнейшей жизни, в то время как менее успешные студенты становятся хорошими профессионалами и харизматическими лидерами. Можно по-разному относиться к теории Гарднера и спорить, являются ли все интеллекты действительно интеллектами и насколько они независимы друг от друга, однако ясно, что она была рождена под непосредственным влиянием запросов американского общества.

Т.О. Гордеева

Интенция [лат. intentio — стремление] — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет, намерение сделать что-либо.

А.В. Петровский

Интервью диагностическое — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. И. д. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником. Во многих ситуациях клинической работы И. д. оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений.

В.И. Слободчиков

Интерес — 1) форма побуждения к активности со стороны предметно-функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом ориентированной на окружающий мир деятельности. Среди других видов предметно-функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы, представляющие собой традиционную и наиболее выразительную модель для отработки исследовательских гипотез о механизмах возникновения и трансформации предметно-функциональных мотивов; 2) специфическая эмоция захваченности, зачарованности, презентирующая индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности; субъективная приятность этой эмоции является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности; 3) И. к жизни, в противоположность психологической апатии, экзистенциальный признак, характеризующий уровень психологического здоровья индивида и выражающий широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. И. к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного в значительной степени на мотивации достижения.

И.М. Кондаков

Интерференция [лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий] — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Традиционно И. изучалась в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка). В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различали ретроактивную И. и проактивную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой выявлялось либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для решения задачи, как это имеет место при селективной И. Понятие об И. лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Наиболее распространенная точка зрения объясняет И. исходя из рефлекторной теории И.П. Павлова. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной И.) или регрессивным (для ретроактивной И.) внутренним торможением. Современные представления об И. связываются с феноменами непреднамеренного отвлечения психических процессов на решение побочной задачи в процессе выполнения другой — главной — задачи (см. И. психическая).

Л.А. Карпенко

Интерференция проактивная [лат. pro — перед, actio — действие] — явление мнемической деятельности, традиционно объясняемое ухудшением сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала. И. п. увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема, а также по мере нарастания степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала. Экспериментально И. п. обнаруживается при сравнении результатов воспроизведения (или повторного заучивания) контрольной и экспериментальной групп.

Л.А. Карпенко

Интерференция психическая — непреднамеренное отвлечение на решение побочной задачи в процессе выполнения другой — главной — задачи. Термин И. пришел в психологию из физики (где он обозначает наложение волн друг на друга) и медицины (наложение действия лекарств). Уже на рубеже ХХ в. об интерференции говорилось при изучении взаимодействия мнемических явлений (Г.Е. Мюллер) и при взаимодействии сознательных и неосознаваемых явлений (З. Фрейд). Сегодня этот термин проник в описание практически всех областей психической реальности, породив множество словосочетаний: И. рефлексов, И. навыков, перцептивная И., селективная И., И. ролей, языковая И., И. культур и т. д. В экспериментальной психологии под И. традиционно понимались затруднения, вызванные одновременным выполнением двух или большего числа заданий, предъявляемых одновременно или последовательно. Считалось, что взаимодействующие процессы каким-то образом накладываются друг на друга (интерферируют) и происходит их взаимное угашение и торможение. Характерным признаком И. является наличие ошибок смешивания, перепутывания, когда в решение главной задачи неожиданно входят элементы решения побочной. Величина И., вызванной введением побочной задачи, определяется возрастанием времени и числа ошибок при решении главной. При последовательном предъявлении мешающее влияние предшествующей задачи на выполнение последующей обычно называется проактивной И. Затруднения, вызванные решением новой задачи на припоминание ранее усвоенного материала, называется ретроактивной И. Явления И. чаще всего объяснялись тем, будто несколько информационных потоков конкурируют друг с другом за захват ограниченных ресурсов. Мол, если некоторый блок в структуре переработки информации способен вместить в себя только фиксированное число единиц информации, то поступление в этот блок новой единицы, связанной с решением новой задачи, вынужденно вытесняет или каким-то образом ослабляет предшествующую. Однако такой взгляд на природу И. вызывал сомнение. Во-первых, потому, что вводил представление о существовании ненаблюдаемого процесса наложения (ослабления), предназначенного только для одного — для ухудшения деятельности. Однако природа обычно не создает таких монстров. (В компьютерных технологиях подобные процессы конструируют разве лишь поклонники вирусов.) Во-вторых, в стандартном истолковании не понятно, чем И. качественно отличается от ситуации одновременного выполнения совмещенных действий. Так, очевидно, что фехтовать с двумя противниками всегда труднее, чем с одним, равно как попадать в цель в движении сложнее, чем в статичном положении. Однако при этом ошибок перепутывания не происходит, а потому в таких случаях об И. обычно не говорят. Наконец, и самое главное, указанное понимание И. противоречит накопленным фактам — было обнаружено, что иногда усложнение одной из задач заметно ослабляло величину И., повышало эффективность деятельности, а это нельзя объяснить ни ограниченностью ресурсов, ни взаимным торможением.