Ростов-на-Дону, 2008

Е.С. Селиванова

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ЖИЛИЩНОМУ ПРАВУ

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Проводимая в стране экономическая реформа не могла не коснуться такой важной сферы общественной жизни, как жилищная сфера. Для ее успешной реализации разработано и принято большое число нормативных правовых актов, которые существенно изменили структуру жилищной сферы по сравнению с дореформенным периодом. Теперь жилищное законодательство основывается на признании права частной собственности на жилище в структуре жилищного фонда и землю на равных условиях с публичными формами собственности, перехода к рынку жилья и земли, утверждения инициативного удовлетворения жилищных потребностей на рынке жилья и земли, сужения сферы действия договора социального найма жилого помещения, распределения и предоставления жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования.

С 1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Кодекс решает практически три важные задачи – наделяет землей собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах, определяет порядок эксплуатации, содержания и ремонта таких домов и предусматривает новую систему улучшения жилищных условий граждан. Уровень регламентации других отношений вызывает критику и требует безотлагательного устранения допущенных ошибок, как по существу, так и с позиций юридической техники.

Выше названное усложняет изучение содержания жилищного законодательства и его применение, повышает необходимость углубленного изучения основных жилищно-правовых институтов во взаимодействии между собой и с нормами гражданского, административного, земельного и других отраслей законодательства, что является целью учебной дисциплины «Жилищное право Российской Федерации».

Задачи названной дисциплины состоят в том, чтобы студенты научились грамотно, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, толковать, применять нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения.

Цель преподавателя учебной дисциплины «Жилищное право Российской Федерации» заключается в ознакомлении студентов с актуальными проблемами жилищного права.

Задачи преподавателя сводятся к тому, чтобы студенты освоили основные институты жилищного права; сформировать у студентов навыки применения полученных знаний.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 2

Учебный модуль №1. Общие вопросы. 6

Конспект лекции 1. Понятие жилищного права. Жилищные отношения как предмет правового регулирования. 6

Конспект лекции 2. Жилищный фонд Российской Федерации. Объекты жилищных прав. 14

Конспект лекции 3. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей. 26

Учебный модуль № 2. Договор найма жилого помещения. 43

Конспект лекции 1. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. Договор социального найма жилого помещения. 43

Конспект лекции 2. Понятие и содержание договора коммерческого найма жилого помещения. 59

Конспект лекции 3. Договор найма специализированного жилого помещения. 82

Учебный модуль № 3.Право собственности и другие вещные права на жилые помещения. 102

Конспект лекции 1. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных, проживающих в принадлежащем ему

помещении граждан 102

Конспект лекции 2. Обеспечение жилищных прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд 118

Конспект лекции 3. Приватизация – одно из оснований возникновения права собственности граждан на жилое помещение 122

Учебный модуль № 4. Многоквартирный дом как особый объект гражданских прав. 141

Конспект лекции 1. Жилые помещения и общее имущество в многоквартирном доме как объекты права собственности. 141

Конспект лекции 2. Управление многоквартирными домами 150

Конспект лекции 3. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) 164

Проектные задания к учебным модулям. 186

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ № 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Комплексная цель модулясоздать представление у обучающихся о жилищном праве как об одной из подотраслей гражданского права и комплексной отрасли законодательства; раскрыть понятия жилищный фонд Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, объекты жилищных прав; продемонстрировать студентам на основе метода сравнительного правоведения и исторического анализа закономерности формирования жилищной политики в России, ее зависимость от политической коньюктуры; познакомить студентов с тремя общественными системами удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые существовали в России на протяжении последних двух столетий.