Дополнительная
Обязательная
Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.
Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.
Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.
Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.
Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.
Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.
Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.
Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.
Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.
Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.
Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.
Бхагавад-гита. — СПб., 1994.
Дхаммапада. — М., 1960.
Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.
Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.
Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.
Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.
Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агностицизм— философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.
Альтруизм— понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других.
Апперцепция— самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта.
Априори— существующее до опыта.
Атман— индивидуальная душа.
Гедонизм— учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.
Гносеология— раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.
Дзэн— направление в буддизме, характеризующееся стремлением к передаче истины несловесным путем.
Дхарма— высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.
Имманентный— внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.
Интерсубъективный— общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens.
Йога— (от корня «иудж» — запрягать) — «иго» ограничений, накладываемых человеком на себя с целью достижения освобождения от цепи перевоплощений. Имеет также значение «соединение», «связывание».
Карма— судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.
Категории— наиболее важные понятия.
Логика— раздел философии, посвященный изучению правил мышления.
Майя— мир, окружающая природа в противоположность Единому.
Материализм— философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.
Материя— одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспроизводить своими органами чувств (в отличие от идеи).
Медитация— прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.
Мистицизм— преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и материального.
Монизм— учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).
Натурфилософия— направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.
Нирвана— состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.
Парадигма— совокупность основных действий, относящихся к данному разделу знаний.
Понятие— логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.
Рационализация— тенденция развития рационального мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формальной логики), понятийностью (мышление с помощью понятий), дискур-сивностью (способностью разложить какое-либо суждение на части).
Релятивизм— учение об относительности человеческого познания и ценностей.
Рефлексия— философское размышление о наиболее важных вопросах жизни.
Ригведа— букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.
Рита— закон Вселенной, которому подчиняются и боги, и люди.
Сансара— круговорот бытия, в который втянуто все живущее; колесо перевоплощений.
Система философская— такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.
Солипсизм— признание единственной реальностью индивидуального сознания собственного Я.
Сциентизм— учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных проблем.
Теология— букв, «учение о Боге»; систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
Телеология— учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.
Трансцендентальный— изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обусловливающий опыт, предшествующий ему.
Трансцендентный— недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.
Утилитаризм— учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества.
Экстраполяция— перенос знания с одного объекта на другой.
Эмерджентность— проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.
Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ