Лекция 6. Деньги, банковская система и денежно-кредитная политика

 

6.1. Деньги, как экономическая категория. Происхождение, сущность и функции денег

6.2. Спрос на деньги: классический и кейнсианский подходы

6.3. Предложение денег и равновесие на денежном рынке. Ликвидная ловушка

Основные понятия:

товарные деньги, бумажные деньги, кредитные деньги, теории денег, функции денег, ликвидное средство, фидуциарная эмиссия, уравнение Фишера, спрос на деньги, транзакционный спрос на деньги ,спекулятивный спрос на деньги, общий спрос на деньги, предложение денег, денежные агрегаты, квази-деньги

 

6.1. Деньги, как экономическая категория: происхождение, сущность и функции денег

Деньги являются всеобщим эквивалентом стоимости товаров и услуг, они являются непременным атрибутом в экономических сделках. Показатель количество денег в экономике является одним из важнейших, так как широко используется в макроэкономическом анализе товарно-денежного обращения, структуры банковской системы, представляющей собой совокупность различных финансово-кредитных институтов, выпускающих деньги в оборот. В связи с этим без него невозможно полностью понять макроэкономические проблемы.

Исторически деньги возникли в результате простого прямого обмен одного товара на другой между двух участников сделки, получивших название бартера. Главным условием бартерной сделки было совпадение потребностей обоих участников сделки.

В связи с этим для того, чтобы найти равноценные товары и участники сделки требовалось время и затрачивались определенные усилия, что существенно снижало скорость обмена.

Деньги являются предпосылкой и условием развития рыночных отношений. Движение любого капитала начинается с его денежной формы. Исторически деньги были средством увеличения купеческого и ростовщического капитала.

Первым видом денег были товарные деньги, которые представляют собой товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости всех остальных товаров. Товарные деньги используются как средство обмена, но они также могут продаваться и покупаться как обычный товар. Их ценность состоит в том, что они не зависят от способа их употребления. В ходе исторического процесса форма товарных денег существенно менялась. Эти формы в силу их разнообразия не могли обладать всеобщностью. В конечном счете, стихийное развитие привело к тому, что роль товарных денег закрепилась за драгоценными металлами, материал которых отвечает ряду требований – износостойкость, портативность, однородность, экономическая делимость и др.

Единицей счета стал вес товара, затем вес металла, которыйстал удостоверяться государственным штемпелем. Сложилась система металлического денежного обращения.

При биметаллизме базой денежного обращения принимаются два металла - золото и серебро, при монометаллизме базой денежного обращения явился только один металл.

Поскольку деньги являются мимолетным посредником в товарообмене, то возникла идея удешевления денежного металла и возникли денежные знаки из бумаги в виде бумажных и кредитных денег.

Бумажные деньги являются символическими деньгами, знаками, представителями полноценных денег, и не обладают собственной стоимостью как товарные деньги. Они обладают стоимостью только в силу государственной власти, которая наделяет их принудительным курсом.

Кредитные деньги, возникшие на основе развития кредита, являютсяплатежным средством. Они эмитируются (выпускаются) в двух формах: в форме наличных денег (банкнот) и денег безналичного оборота, существующих на счетах кредитных учреждений. При использовании кредитных денег расчеты производятся посредством записи по счетам в банках. Средствами, выполняющими функции кредитных денег, являются находящиеся в обращении чеки, выписанные по банковским вкладам (депозитам), векселя, кредитные карточки, дорожные чеки. Использование электронной техники при проведении безналичных расчетов привело к появлению термина «электронные деньги». Распространение бумажных и кредитных денег ознаменовало переход к системе обращения номинальных денежных знаков.

Характерными чертамисовременных денег является отмена золота в денежном обращении (то есть, демонетизация золота), переход к неразменным на золото кредитным деньгам, преобладание в денежном

Эмиссия (выпуск) банкнот и денежных знаков, не обеспеченных запасом драгоценных металлов эмиссионного банка, называется фидуциарной эмиссией.

В современной экономике платежи осуществляются тремя способами

- посредством передачи денежных знаков,

- в виде записей на счетах в банках,

- посредством документов, удостоверяющих задолженность одного лица другому.

В связи с этим различаются три вида платежных средств:

- наличные деньги (банкноты, монеты),

- «жироденьги» (от бухгалтерского термина «жировка», имеющих форму чеков, текущих счетов);

- долговые деньги (векселя частных лиц, обязательства).

Сущность или природа денег в истории экономической мысли объясняется с разных позиций.

Основными теориями денег являются металлическая, номиналистическая, трудовая (марксистская) и количественная теории (И. Фишер).

Сторонники металлической теории денег отождествляют деньги с благородными металлами и утверждают, что эти металлы по своей природе и в силу своих специфических свойств являются деньгами.

В номиналистической теории деньги предстают как условные счетные единицы, покупательная способность которых декретируется государством.

Трудовая теориярассматривает деньги как особый товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента и обладающий внутренней стоимостью, которая определяется общественно необходимыми затратами труда для его производства.

В количественной теории денег утверждается, что величина стоимости денег находится в прямой зависимости от изменения общего уровня цен и в обратной зависимости от количества денег в обращении.

Сущность современных денег связывается с тем, что:

- деньги являются законным средством платежа, декредитируемых государством;

- деньги являются ликвидным средством, то есть легко реализуются и имеют фиксированную номинальную стоимость. Наличные деньги обладают абсолютной ликвидностью, так как издержки их обмена на другое имущество равны нулю;

- деньги это есть все то, что выполняет функции денег.

К. Маркс, исследуя функции товарных денег на основе трудовой теории стоимости, выделил пять функций денег:

1. Мера стоимости. Эта функция состоит в измерении стоимости товаров.

2. Средство обращения. Выполняя эту функцию, деньги выступают посредником в обмене товаров.

3. Средство накопления (образования сокровищ). При выполнении этой функции деньги изымаются из обращения, чтобы быть использованными в будущем.

4. Средство платежа. Деньги выполняют эту функцию при погашении долговых обязательств.

5. Мировые деньги. Выполняя эту функцию, деньги выступают всеобщим средством платежа. В современных условиях как международное платежное средство функционируют валюты ведущих стран.

6.2. Спрос на деньги: классический и кейнсианский подходы

Спрос на деньги- это величина денежных средств, которые хранят домашние хозяйства и фирмы в абсолютно ликвидной форме, то есть в виде наличных денег и банковских депозитов до востребования. Спрос на деньги характеризует спрос на номинальные денежные остатки.

Спрос на деньги вытекает из таких функций денег как средство обращения и средство сбережения.

В настоящее время существует два главных подхода в данном вопросе – кейнсианская теория спроса на деньги и монетаристская теория спроса на деньги, основанная на неоклассическом варианте количественной теории денег.

В количественной теории денег спрос на деньги определяется одним мотивом – транзакционным, то есть он вытекает из потребности в деньгах в качестве средства обмена. Основным тождеством этой теории является уравнение обменаамериканского экономистаИ. Фишера, которое имеет вид (6.1):

M ∙ V = P ∙ Q (6.1),

где M – количество денег, V – скорость обращения каждой единицы денег,P – уровень цен,Q – количество товаров, проданных и купленных в течение данного периода.

В уравнении Фишера предполагается, что V и Q неизменны, они определяются долговременными факторами.

Соответственно, при прочих равных условиях, стоимость денег обратно пропорциональна их количеству, а уровень цен изменяется прямо пропорционально количеству денег в обращении.

Чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги. Если в классической теории денег основным фактором спроса на деньги является номинальный доход, то подход Фишера направлен на определение количества денег, необходимых экономике для осуществления данного объема трансакций и назывался макроэкономическим подходом.

Экономисты кембриджской школы (Маршалл, Пигу), используя микроэкономический метод, основанный на том, что чем в большем количестве трансакций должен участвовать индивид, тем больше денег в виде денежных остатков. В кембриджском уравнении спроса на денежные остатки спрос на денежные средства был некоторой постоянной долей дохода, которое имело вид (6.2):

MD = kPY (6.2),

где k – пропорция между номинальным доходом и желаемым денежным остатком, P – уровень цен, Y - реальный доход.

При данной структуре хозяйственных сделок k является постоянной величиной. Соответственно, чем выше уровень цен, тем больший спрос предъявляется на деньги.

Современный монетаризм представляет более усложненный вариант классической теории денег, и связывает спрос на деньги для текущих трансакций с несколькими ключевыми переменными.

При этом монетаристы считали, что функция спроса на деньги лучше поддается статистическому определению, чем функция потребления или функция инвестиций. На основании этого они отдавали предпочтение денежно-кредитной политике по сравнению с налогово-бюджетной (или иначе, фискальной) политикой.

Основное правило монетаристов состояло в том, что денежная масса должна расти с постоянной скоростью, приблизительно равной скорости роста объема производства.

Кейнсианская теория спроса на деньги представляет теорию предпочтения ликвидности, в которой выделялись три мотива спроса на деньги:

1) транзакционный мотив обусловлен потребностью в деньгах для осуществления текущих сделок, повседневного приобретения товаров и услуг;

2) мотив предосторожности обусловлен риском потерь, потребностью иметь деньги на непредвиденные расходы;

3) спекулятивный мотив обусловлен неопределенностью будущих изменений нормы процент и стремлением обладать деньгами для сохранения богатства.

Этот мотив отражает желание субъектов решить вопрос об оптимальной структуре портфеля своих финансовых активов, состоящего из наличных денег для спекулятивных целей и облигаций, приносящих постоянный доход в виде процента.

Таким образом, предпочтение ликвидности в кейнсианской теории денег представляет в основном следствие неопределенности того момента времени, когда индивидам могут потребоваться деньги.

Первый и второй мотивы спроса образуют трансакционный спрос на деньги, иначе спрос на деньги для сделок MDt (Y).

Такой спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному ВВП и обратно пропорционально скорости обращения денег, поэтомуС определенным допущением можно утверждать, что спрос на деньги для сделок не зависит от изменения ставки процента (рис. 6.1).

Рисунок 6.1.- Спрос на деньги для сделок

Спекулятивный мотив образует спрос на деньги со стороны активов MDa(r).

Такой спросна деньгиобратно пропорционален ставке процента (рис. 6.2). Если субъект спекулятивно рассчитывает, что будущая норма процентной ставки окажется выше, чем ожидается большинством участников рынка, то ему имеет смысл хранить свои сбережения в денежной форме, а не покупать облигации, поскольку повышение нормы процента повлечет за собой понижение курса облигаций.

Рисунок 6.2. - Спрос на деньги со стороны активов

Имея наличные деньги, субъект сможет их использовать для закупки облигаций по более низкой цене.

Общая сумма спроса на деньги в кейнсианской теории складывается из трансакционного и спекулятивного спроса на деньги (рис. 6.3) и может быть выражена уравнением:

MD = MDt (Y) + Mda(r) (6.3).

Рисунок 6.3.Общий спрос на деньги

Основным фактором общего спроса на деньги в кейнсианской теории выступает ставка процента. При высоких процентных ставках кривая общего спроса на деньги становится почти вертикальной, так как все сбережения в этой ситуации вкладываются в ценные бумаги. Спрос на деньги ограничивается трансакционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.