Совокупный спрос. Кривая AD

Модель экономического равновесия AD-AS

Совокупный спрос. Кривая AD

Лекция 2. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS

2.2. Совокупное предложение. Кривая AS

2.4. Механизмы регулирования экономики: неоклассический и кейнсианский подход

 

Основные понятия:

 

совокупный спрос, кривая совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса, эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, совокупное предложение и кривая совокупного предложения, неценовые факторы совокупного предложения, закон Сэя, парадокс бережливости, модель AD – AS, эффект храповика.

 

 

На реальном рынке встречаются множество продавцов и покупателей, которые устанавливают цены на базе не единичных , а массовых сделок, рыночное значение которых формирует совокупный спрос и совокупное предложение в рамках национального рынка всеми участниками сделок. Конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, имеющие стоимостное выражение, которые отражают совокупный спрос и предложение.

Совокупный спрос формируют все субъекты хозяйственной деятельности на национальном рынке, которыми являются домашние хозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, который представляется их расходами, обозначающиеся в макроэкономике, как «С»,расходы фирм на инвестиционные товары и услуги формируют их совокупный спрос, обозначающийся, как «I», спрос государства на приобретаемые государством товары и услуги, или государственные закупки обозначаются , как «G». С другой стороны, это совокупный спрос отражает совокупное предложение ВВП или ВНП, рассчитанного по уровню цен, сложившимся на рынке в текущее время.

Таким образом, совокупный спрос (AD) характеризует реальный объем национального производства, который готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы и государство в лице правительства при любом возможном уровне цен.

Таким образом, стоимостное выражение совокупного спроса определяется суммой планируемых расходов (AE) на отечественные товары и услуги для каждого из уровней совокупного дохода. То есть, совокупный спрос (AD) является синонимом выражения совокупные расходы (AE).

Совокупный спрос состоит из тех же компонентов, что и совокупные расходы для закрытой экономики (2.1).

 

АD = AE= С +I +G (2.1),

для открытой экономики к этим расходам прибавляется расходы иностранного сектора, выражаемые величиной чистого экспорта «NХ» (2.2):

АD = AE= С +I +G+ NХ (2.2) .

 

Модель совокупного спроса графически может быть представлена кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.1.

Кривая совокупного спроса АDимеет отрицательный наклон и отражает обратную зависимость между уровнем цен Р, измеряемым индексом - дефлятором ВВП, и реальным объемом национального производства Yпри прочих равных условиях.

Рисунок 2.1 - Кривая совокупного спроса

 

В отличии от микроэкономики, в которой ценовыми факторами, влияющими на спрос, являются два эффекта: доход и замещение, на уровне макроэкономики обратная зависимость объема реального объема национального производства от уровня цен объясняется действием трех ценовых факторов: эффекта процентной ставки (эффект Кейнса),эффекта богатства (эффект Пигу),эффекта импортныхзакупок(эффект Манделла – Флеминга).

1. Эффект процентной ставки проявляется в том, что при неизменном объеме денежной массы, повышение или понижение уровня цен вызывает соответственно рост или падение спроса на денежную массу, который, в свою очередь, вызывает соответственно, повышение или снижение уровень процентной ставки. В ответ на это начинают изменяться потребительские цены, домашние хозяйства и фирмы начинают в ответ или сокращать или повышать свои расходы.

2. Эффект богатства проявляется в том , что рост или снижение уровня цен изменяет реальную ценность активов с фиксированной денежной стоимостью, которыми, например, являются срочные счета или облигации с фиксированным процентом. Это явление соответственно, сокращает или повышает потребительские расходы и объем национального производства, на который предъявляется спрос.

3. Эффект импортных закупок отражает обратную связь между объемом чистого экспорта страны и существующим уровнем цен данной страны и других стран. Этот эффект показывает, что повышение (снижение) уровня цен в стране приводит к замене относительно подорожавших (подешевевших) отечественных товаров на относительно подешевевшие (подорожавшие) иностранные товары, и соответственно, приводит к сокращению (росту) объема чистого экспорта, на который предъявляется спрос.

Ценовые факторы обусловливают изменения объема совокупного спроса и движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы вызывают изменения в самом совокупном спросе и приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, как показано на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Смещение кривой совокупного спроса

 

При увеличении совокупного спроса кривая сдвигается вправо, при сокращении – влево.

Так как в масштабах национальной экономики экономические субъекты, совершающих расходы, образуют четыре основные группы, то, соответственно, неценовые факторы совокупного спроса включают 4 группы факторов:

Первая группа неценовых факторов совокупного спроса обуславливает изменения в потребительских расходах, вызванных изменениями в уровне доходов потребителей, в ожиданиях потребителей, в ставках подоходного налога, уровне потребительской задолженности;

Вторая группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в инвестиционных расходах, вызванных изменением процентных ставок при изменении объема денежной массы, ожиданием прибылей от инвестиций, изменением налогов с предприятий, усовершенствованием технологий, изменением размера избыточных мощностей;

Третья группа факторов совокупного спроса обуславливает изменения в государственных расходах, вызванных уменьшением или увеличением объема государственных закупок, изменениями в расходах государственного бюджета;

Четвертая группа факторов обуславливает изменения в расходах на чистый экспорт, вызванных изменениями в доходе других стран и изменениями в валютных курсах.

Макроэкономический анализ совокупного спроса основан на фундаментальном положении количественного уравнения Фишера, по которому стоимостная величина всех продаж конечных товаров Y в экономике за определенный период времени должна равняться произведению предложения денег M на число оборотов V, или скорости обращения денег между всеми секторами экономики (2.3):

 

M ∙ V = Y (2.3),

где Y = РQ -совокупный доход от продажи конечных товаров и услуг.

Из (2.3) следует, что объем реального объема национального производства может увеличиваться (снижаться) либо в случае изменения предложения денег М, либо скорости их оборота V.

Если реальный объем национального производства Y растет, то при каждом уровне цен Р будет предъявляться совокупный спрос на большее количество товаров Q, то есть совокупный спрос возрастет, и, наоборот, совокупный спрос упадет при сокращении реального объема национального производства.

Таким образом, согласно уравнению (2.3) совокупный спрос есть функция величины денежной массы и скорости обращения денег между секторами экономики, то есть АD = f (M, V).