Специальные подготовительные упражнения
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Упражнения для мышц кистей и пальцев.
— прижав ладони друг к другу, локти развести в стороны (ла- дони с силой нажимают друг на друга);
— вращение кистей рук сжатых в замок;
— медленное сжатие пальцами рук теннисного мяча или ре- зинового кольца;
— вращение гимнастической палочки вокруг оси лучезапяст- ного сустава, во внешнюю и внутреннюю сторону;
— упор на кончиках пальцев, стоя наклонно к стене;
— отжимания в упоре лежа;
— вращение рук в локтевом суставе в различных направлениях;
— круговые вращения рук в плечевом поясе в различных на- правлениях;
— Сгибание, разгибание и вращение рук с гантелями ве- сом 0,5 кг.
— Хватом на ширине плеч гимнастической палочки, опуска- ние прямых рук за спину и обратно;
Во время разминки используются типовые упражнения
для разминки ног, тазобедренных суставов, шеи, туловища и т. д. Благоприятное воздействие на организм спортсмена оказывают также бег, ходьба, плавание, любая двигательная активность.
Специальная физическая подготовка (СФП) необходима для дальнейшего совершенствования двигательных качеств, лежащих в основе технической подготовки. Она направлена
на развитие определенных физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в выполнении метательного упражнения. Цель выполнения упражнений СФП в разминке — подготовить спортсмена к основной части учебно-тренировочного занятия. Имея в руках нож, или выполняя элемент броска без ножа, спор- тсмен совершенствует специальные двигательные качества, выполнение отдельных элементов броска и координирование
их в целом. Вся работа по СФП проводится без выполнения бро- сков, ибо необходимо сосредоточить внимание на работе отдель- ных групп мышц.
СФП должна решать следующие задачи:
— тренировка строго определенных групп мышц;
— развитие специальных качеств метателя: мышечных ощущений, координированности, точности, выносливости ско- ростной, силовой и статической, равновесия, произвольного мы- шечного расслабления, способности к предельному сосредоточе- нию, чувство времени;
— повышение специальной устойчивости к длительному выполнению однородных упражнений.
В специальной физической подготовке основными являются следующие методы обучения: повторный метод, метод динамиче- ских усилий.
СФП может включать в себя следующие упражнения:
2.2.1 Упражнения для формирования скоростно-силовыхкачеств.
Для развития быстроты у метателей наиболее целесообразно использовать упражнения с отягощениями (набивные мячи весом
1,5–5 кг, в зависимости от возраста детей), оказывающие положи- тельное влияние на увеличение быстроты «взрывной» начальной и скорости основной части метательного движения. Здесь могут быть использованы следующие упражнения:
метание набивного мяча:
— из-за головы вперед — вверх;
— над головой назад;
— выталкивание мяча от подбородка вперед;
— метание из-за головы вверх из положения сидя.
— бросок мяча назад двумя руками через голову. Упражнения могут выполняться как с партнером, так и са-
мостоятельно.
Для развития быстроты эффективны упражнения с тен- нисным мячом. Они развивают непринужденность, быстроту
и точность, связанную с расчетом времени. Эти упражнения дина- мичны; они требуют от метателя сосредоточенного внимания и бы- строй ответной реакции.
Находясь друг против друга на расстоянии 3–7 м., партнеры бросают мяч как правой, так и левой рукой. Поймать мяч — обяза- тельное условие. Упражняться с мячом можно и без партнера перед стенкой. Броски могут также выполняться в закрепленную мишень.
Для улучшения скоростных свойств мышц, осуществляю- щих разгибание руки в метательном движении, целесообразно применять упражнения с использованием обратной тяги — эспан- дера или резинового жгута. Для этого один конец жгута жестко закрепляют за спиной спортсмена, а второй конец он зажимает
в кулаке согнутой руки и растягивает жгут, имитируя метатель- ное движение.
В этом случае скорость разгибания руки будет регулиро- ваться не только сокращением мышц, разгибающих ее, но и тя- гой жгута.