Ресурсные компоненты

Процедурные компоненты

Технологическое знание в конечном счете представляют собой субъективную основу политической инженерии, которая занимается политическим проектированием (прогнозированием, планированием и программированием) и организацией практической деятельности институтов власти. Поэтому основной ценностью для технологий является даже не самое знание о том, как можно нечто сделать, совершить, а конкретное умение, навыки свершения действий и достижения целей.

Содержание конкретных навыков и умений, которые выражаются в применении определенных приемов, процедур, техник и методик действий, непосредственно задается конкретными целями или, в конечном счете, особенностями той или иной предметной сферы политики. Например, в рамках разрешения международных конфликтов — способы поиска компромиссов между конфликтующими сторонами; в информационной сфере политической власти — приемы дезинформирования общественности или, напротив, борьбы против клеветнических измышлений соперников и т.д.

Использование приемов и процедур непосредственно зависит и от состояния действующих субъектов, и от конкретных усло­вий, в которых решается задача. Так, в условиях жесткого контроля государства за проведением выборов, как правило, не удается использовать многие «черные» и незаконные технологии борьбы с конкурентами и т.д.

Конкретные приемы и способы деятельности непосредственно зависят и от наличия тех или иных кадровых структур, технического оснащения действующих лиц, наличия тех или иных (финансовых и пр.) ресурсов, влияющих на содержание политических технологий. Например, стесненный в материальных средствах избирательный штаб кандидата вынужден отказываться от организации его выступлений на телевидении или применения других эффективных, но дорогостоящих технологий соперничества, которые необходимы для достижения победы на выборах. Данные компоненты политических технологий могут ограничивать способы решения задач, при­менение тех или иных приемов деятельности или увеличить их эффективность.

2Типы политических технологий

Технологии присутствуют в разнообразных процессах, в различные промежутки времени, на различных уровнях организации общества и государства. В зависимости от разнообразных факторов протекания политического процесса одни из технологий могут использоваться неоднократно и независимо от ситуации, другие имеют ситуативную специфику применения. Исходя из этого, можно говорить об универсальных и типических политических технологиях.

Политические технологии могут быть функциональнымии инструментальными.

Функциональныеполитические технологии широко распространены, предполагают рационализацию и алгоритмизацию ролевых нагрузок субъектов управления и власти (например, принятия решений, согласования интересов, ведения переговоров, коммуницирования с общественностью и т.д.) и направлены на управление и контроль за процессами.

Инструментальные технологии имитируют применение техник, направленных на рационализацию конкретной деятельности, а на самом деле имеют совершенно иные цели и прикрывают их.

В зависимости от области применения различают предметныетехнологии (например, электоральных техниках лоббирования, компьютерных и информационных технологиях, переговорных процессах в дипломатической или военной сфере, и т.д.).

С предметнымисвязаны уровневыетехнологии, отражающие степень социальной организации предметных областей. К ним относят:

»глобальные, связанные с решением общемировых проблем (охраной природы, поддержанием международной безопасности и т.п.);

»континентально-региональные, раскрывающие специфические действия государств, международных организаций и институтов по решению проблем в каком-либо регионе мира;

»национально-государственные -характеризуют процесс осуществления власти и государственного управления в масштабах одной страны;

»корпоративные, отражающие властно-управленческие отношения в отдельной организации,

»локальные, фиксирующие специфику деятельности отношений субъектов в ограниченных точках политического пространства, а также межличностные.

По продолжительности использования определенных способов деятельности выделяют:

- стратегические, нацеленные на отдаленный результат деятельности акторов;

- тактические, предполагающие реализацию краткосрочных целей;

- циклические, постоянно воспроизводящиеся в структуре деятельности субъекта;

- спорадические, применяемые единовременно.

Учитывая нацеленность технологий на расширение круга субъектов, способных применять сложившиеся алгоритмы деятельности при решении однотипных задач различают:

= иражируемые - рассчитанные на повсеместное применение в аналогичных условиях. Они мало зависят от свойств применяющих их акторов и потому максимально экономят временные и материальные ресурсы при осуществлении однотипных видов деятельности;

= уникальные- перечень действий, применимых только в определенных, строго фиксированных условиях и не воспроизводимых даже в схожих условиях. Эти технологии применимы только для однократного обеспечения каких-либо целей, или для конкретных акторов. Они значительно дороже и практически полностью теряют свою эффективность при попытках перенесения даже в сходные обстоятельства.

В зависимости от условий деятельности, динамических изменений, свойств и способностей субъектов, можно выделить жесткие и мягкие технологии.

Жесткие характеризуются стабильностью параметров приемов и способов деятельности применяемых субъектами. Очень часто такие технологии обеспечивают правовой и процедурный порядок согласования интересов между ведомствами и институтами власти (сохранение иерархичности в согласовании правительственных программ, визировании документов и т.п.).

Мягкие технологии позволяют осуществлять гибкую адаптацию целей и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъекта, к изменяющимся условиям.

Первые можно расценивать как способы деятельности, в основном воспроизводящие структуры, функции и отношения власти, а вторые — как формирующие, достраивающие политическую систему и систему управления государством до уровня актуальных требований.

По степени и характеру регламентации деятельности различают нормативные и девиантные технологии.

Нормативные технологии — это способы деятельности, жестко обусловленные существующими в обществе (организации) законами, нормами, традициями или обычаями.

Девиантные технологии противоположны им, это отклоняющиеся от такого рода требований и стандартов способы деятельности. К ним относятся, например, противоречащие закону или нормам общественной морали «серые» и «черные» технологий. В процессе выборов, например, субъекты влияния и власти нередко переходят к «сливу компромата», шантажу, утечкам информации, клевете, а в ряде случаев даже к террору, организации заговоров, путчей и т.д., что может приводить не только к политическим скандалам, но и к политическим кризисам.

Близки к рассматриваемым типам технологий также явные и теневые способы достижения властно-политических и государственно-административных целей.

Явные проявляются в формах диалога власти с общественностью, олицетворяя публичный характер власти, отражают политический режим и сложившуюся систему управления государством. Но они часто имеют только демонстрационный, «показной» характер, ориентируются на коммуницирование с общественным мнением и создание у него образа активной и эффективной власти. При этом практическая связь с реальным процессом выработки государственных решений у них может быть очень слабой, а то и отсутствовать вовсе. В этом случае говорят о «популизме» власти или лидеров.

Теневые технологии с практической точки зрения часто являются определяющими процесс применения власти и распределения государственных ресурсов, вместе с тем отличаются очень слабым уровнем технологичности, представляя собой скорее уникальные (спонтанные, ситуационные), нежели стандартизированные и алгоритмизированные способы и приемы деятельности.