Быть равноценными по стоимости.

Классическим примером такого рода обмена являются бартерные сделки. Они не исчезли и в наши дни. В начале 90-х годов прошедшего века в России накануне экономических реформ, да и в Беларуси, дефицит товаров стал настолько острым, что полезность денег резко уменьшилась – торговля в основном шла бартерным способом. И тут же, как по мановению волшебной палочки, появились товары-эквиваленты (бензин, цемент, мясо), на которые можно было выменять все, что нужно. Один автомобиль КамАЗ, например, обменивался на 1150 т цемента или 485 м3 древесины, или 270 т бензина, или 20 т мяса, или 305 тыс. штук красного кирпича.

Обмен эквивалентов – это не только бартерные операции, но и обмен товара на деньги и наоборот. Обмен можно выразить несколькими формулами. Бартерную сделку характеризует формула Т1 = Т2, покупку товара за деньги – Д = Т, продажу товара – Т = Д. Кроме того можно деньги одного государства обменять на деньги другого государства.

Итак, сущность закона обмена эквивалентов состоит в том, что товары обмениваются на другие товары или на определенное количество денег тогда, когда они являются эквивалентами по стоимости, но отличаются по потребительной стоимости.

Американские социальные психологи Р. Хьюсман и
Д. Хэтфилд пришли к выводу о том, что закон обмена эквивалентов действует не только в экономике, но и в межличностных отношениях вообще. Они определили его как закон равенства вклада и отдачи. «Золотое» правило отношений между людьми состоит в том, чтобы «делать для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Неэквивалентность вклада и отдачи приводят к двум противоположным последствиям: переоценка вклада вызывает чувство вины, а недооценка заставляет людей испытывать обиду. Хорошему менеджеру без этого правила не обойтись. А разве не об этом писал А. Смит в XVIII веке: «Дай мне то, что хочу я, и ты получишь, что хочешь ты»?

 

***