IV. «Экономическая теория».

Развития экономической теории

Экономическая теория – одна из старейших общественных (социальных) наук. Ее появление и формирование – это долгий процесс развития экономической мысли, накопления и систематизации научных знаний по схеме: обособленные положения (взгляды) – комплекс знаний (учение) – система знаний (теория). В историческом развитии экономической мысли можно условно выделить следующие этапы:

І. «Экономия(ка)» (до XV в.)

· Древний Египет (ХХІІ в. до н.э.).

· Царство Вавилония (ХVІІІ в. до н.э.).

· Древний Китай – Конфуций (Кун-Цзы) (551–479 гг. до н.э.).

· Древняя Индия – Каутилья (ІV–ІІІ в. до н.э.).

· Древняя Греция – Ксенофонт (430–354 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

· Древний Рим – Катон старший (234–149 гг. до н.э.), Варрон (116–27 гг. до н.э.), Колумелла (І в. н.э.).

· Христианство – Апостол Павел (І в. н.э.).

ІІ. «Политическая экономия» (XVI–XIX вв.)

· Меркантилизм.

· Физиократизм.

· Классическая политическая экономия.

· Вульгарная политэкономия.

· Пролетарская политэкономия (марксизм).

ІІІ. «Экономикс» (кон. XIX в. по н.в.)

· Неоклассицизм.

· Кейнсианство.

· Неоклассический синтез.

· Институционализм

· Монетаризм.

Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древнем мире, прежде всего в странах Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Ее корни, по словам одного из наиболее крупных историков экономического анализа Й. Шумпетера, лежат, с одной стороны, в философии, а с другой – в спорах о насущных проблемах и трудностях повседневной жизни людей.

Выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – базируясь преимущественно на категориях морали, этики, нравственности, стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка».

Одним из самых ранних памятников экономической мысли, датируемых ХХІІ столетием до нашей эры, является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет), где приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

Истоки экономической мысли Древней Азии восходят к кодексу законов царя государства Вавилония Хаммурапи (царствовал в 1792–1750 гг. до н.э.), отражающему стремление последнего ослабить классовую борьбу, сохранить частную собственность, включая рабов, как незыблимую экономическую основу рабовладения, регламентировать денежное обращение.

Древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-Цзы) (551–479 гг. до н.э.), учение которого осталось в записях трех тысяч его учеников, называют «учителем десяти тысяч поколений». Он защищал рабовладельческий строй, подчеркивая естественный характер деления общества на «высшие» и «низшие» слои, а труда – на «умственный» и «физический», выступал за усиление подчинения и эксплуатации рабов. Одновременно Конфуций выступал против чрезмерной роскоши, за улучшение благосостояния народа, за снижение налогов и поборов.

В «Законах Ману» отражен общественный и государственный строй ДревнейИндии VІ в. до н.э., приветствуется развитие общественного разделения труда и на этой основе – деление общества на высшую и низшую касты, устанавливаются их права, обязанности, отношения частной собственности. Главный советник индийского царя Чандрагупты І Каутилья (ІV–ІІІ вв. до н.э.) известен своей фундаментальной работой «Арташастра», в которой особое внимание уделено проблемам экономики и организации земледелия. Автор приветствует развитие торговли, ограничение торговой прибыли, производства алкоголя, обосновывает структуру цены товара.

В Древней Греции развитие экономической мысли получило в трудах Ксенофонта(430–354 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Их взгляды можно охарактеризовать как исходные теоретические пункты современной экономической науки. Ксенофонт и Аристотель дали название экономической науке, использовав и введя в научный оборот изобретенное в VІ в. до н.э. греческим поэтом Геспотом слово «экономия(ка)», означающее «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон, правило), что дословно значит искусство, знание, законы, свод правил ведения домашнего (рабовладельческого) хозяйства (сокращенно – «домоводство», «домоведение»).

Правила ведения рабовладельческого хозяйства Ксенофонт (ученик Сократа) изложил в работах «Домострой» и «Экономикос». Аристотель (ученик Платона и учитель Александра Македонского) в известных работах «Этика» и «Политика» первым выделил отдельные категории экономической теории, рассмотрев такие из них, как полезность – основу оценки и соизмерения благ, эквивалентность обмена, непрестижность физического труда. Аристотель подразделил «экономику» на: а) естественную хозяйственную деятельность, связанную спроизводством продуктов, и б) «хрематистику» – искусство «делать деньги», «бизнес».

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Катона старшего (234–149 гг. до н.э.), Варрона (116–27 гг. до н.э.), Калумеллы (І в. н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. В них нашли отражение такие вопросы, как разделение труда на престижный труд патрициев и непристижный – плебеев, сведения об организации рабовладельческих поместий, о ростовщичестве и торговле как об источниках богатства и др.

Христианству, возникшему в І в. до н.э. в Палестине, принадлежит особая роль. В нем нашли свое выражение новый взгляд на справедливую цену, собственность, богатство, бедность и другие проблемы. Объявив труд необходимым и святым делом, христианство тем самым принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность, суть которого выразил Апостол Павел в своем завещании: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь».

Таким образом, первый этап – этопредыстория экономической науки.

Как наука, то есть систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынка, интенсификации денежного обращения.

Первой школой экономической мысли, положившей начало экономической науке, явился меркантилизм (от итальянского «merkante» – торговец, купец, отсюда «меркантильный» – денежный). Он возник в Европе как «наука обогащения» в период первоначального накопления капитала, был теоретической базой торгового капитала и выражал интересы торговой буржуазии. Главными теоретиками меркантилизма были: Уильям Стаффорд (1554–1612 гг.), Томас Ман (1571–1641), Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1621), Дэвид Юм(1711–1776).

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения и увеличения богатства (капитала), в связи с чем были разработаны: теория «денежного баланса» (ранний меркантилизм), и далее – теория «торгового баланса» (поздний меркантилизм).

Основные идеи меркантилизма:

· Главное богатство нации – деньги (золото, серебро), основной вид капитала – торговый капитал.

· Источником богатства (капитала) и его роста является сфера обращения – торговля, достижение положительного внешнеторгового сальдо, развитие протекционизма.

Величайшая значение меркантилизма – его появление как первой научной экономической школы, ограниченность – недооценка сферы производства, которую он рассматривал как «необходимое зло».

Между тем именно производство дает людям подлинное материальное богатство. «Купцы не создают никакого продукта; они играют лишь роль артерий, и вен, распределяющих продукцию производства», – отмечал физиократ Уильям Пети (1623–1687).

Школа физиократов перенесла предмет экономических исследований (национальное богатство) из сферы обращения в сферу производства. Физиократизм означает власть природы (от греческого physis природа + kratos власть, сила, господство). Именно У. Петти принадлежат слова, выражающие суть данной школы: «…природа – мать, труд – отец богатства». В числе первых физиократов – экономисты Франсуа Кенэ (1694–1774) и
Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781).

Физиократы источником богатства общества считали производство, но при этом единственной производственной отраслью, по их мнению, являлось сельское хозяйство – сфера, где создается так называемый «чистый продукт». Неземледельческие отрасли определялись как «бесплодная сфера». И в этом их известная ограниченность их взглядов. Но перенесение физиократами центра тяжести из сферы обращения в сферу производства явилось величайшим достижением экономической науки. Важная заслуга основоположника школы физиократов Ф. Кенэ – составление им «Экономической таблицы» (1758), явившейся первым в истории опытом макроэкономического исследования. Используя его, американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев (1906–1999) разработал методику составления межотраслевых балансов (метод «затраты–выпуск»).

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в трудах Адама Смита (1723–1790) и Давида Рикардо (1772–1823). Шотландский экономист и философ А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии.

В научный оборот термин «политическая экономия» ввел меркантилист А. Монкретьен, выпустивший в 1615 г. книгу «Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве». Термин «политическая» произошел от слова «политейя», означающего государственное устройство. Поэтому, политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в масштабах государства.

Классическая политэкономия как научное направление возникла в период становления (мануфактурной стадии) капитализма (вторая половина XVII в.) и завершила свое развитие с переходом к машинному производству (первая половина XIX в.). Она сложилась в Великобритании и Франции, выражала интересы буржуазии и нового прогрессивного способа производства – капиталистического.

Основные положения классической политэкономии – теории социально-экономического устройства мира – изложены в фундаментальном научном труде А. Смита «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776). Это исследование назвали «библией для ученых-экономистов Запада». В отличие от меркантилистов и физиократов источником общественного богатства определено производство. По мнению классиков, «…всякое производство увеличивает общественное богатство».

Главная идея учения А. Смитаидея либерализма (от лат. liberalis – касающийся свободы, свободный), минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки»: свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Смит обосновал законы рыночной экономики в условиях свободной конкуренции, полагая, что предпринимательство может быть достаточно успешным в условиях рыночного саморегулирования. Для достижения высот благосостояния, по мнению А. Смита, «…нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Достижения классической политэкономии:

· Положено начало решению проблемы экономических законов, исследован механизм их действия.

· Сделана первая разработка трудовой теории стоимости.

· Сделан значительный вклад в решение проблемы прибавочной стоимости как неоплаченной части труда наемного работника.

· Начата разработка проблемы общественного воспроизводства, положено начало статистике как науке.

Крупным недостатком классической политэкономии считается игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.

Теория научна, пока она объективна. С установлением капитализма его теоретическая экономическая основа, которой являлась классическая политическая экономия, подверглась вульгаризации и идеологизации.

Вульгаризация теории – упрощение, искажение и ослабление ее научного характера в результате ее идеологизации. Идеологизации классической политэкономии – приспособление ее к групповым классовым интересам буржуазии, рост субъективности науки, усиливающих противостояние классов.

В условиях обострения классовой борьбы между наемным трудом и капиталом возникла экономическая теория марксизма. Его главные представители: Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Марксизм продолжил и развил идеи классической школы. Свои основные идеи Маркс изложил в «Капитале» (1867), имеющем подзаголовок – «Критика буржуазной политической экономии». Ф. Энгельс назвал эту работу «библией» рабочего класса, шедевром немецкой науки. Марксизм, или теория научного социализма (коммунизма), – важнейший этап в теоретической экономике, представляющий собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.

Главные открытия К. Маркса заключаются в том, он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения – противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически преходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты.

Однако идеи К. Маркса, выводы и прогнозы на будущее
(о растущей эксплуатации наемного труда, поляризации общества, «революционном строительстве» и др.) не подтвердились.


 

Судьба марксизма оказалась трагичной. Он также подвергся вульгаризации и идеологизации, был провозглашен единственно научным («…учение Маркса всесильно, потому что оно верно») и тем самым превращен в догму. Догма – это бесполезная истина. Хотя современный мировой экономический кризис снова вызвал заметный интерес к марксизму у экономистов. Почему? Как отмечает американский экономист В. Леонтьев, «если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике».

В тоже время мировая экономическая мысль развивалась, искала ответы на актуальные вопросы, выдвигаемые хозяйственной практикой. Наметился переход основного потока западной экономической мысли от «идеологически заряженной» линии политэкономии, концентрирующей внимание на социально-экономических отношениях в обществе, к более нейтральному, нацеленному на «чистую экономику», исследующему организационно-экономические отношения «экономиксу».

Успеху экономикса способствовало то, что он:

· Развивался под жестким прессом конкурирующих между собой взглядов и идей на реальную действительность;

· гибко реагирует на происходящие изменения в экономике;

· творчески использует ценные идеи своих оппонентов, в т.ч. марксистов (П. Самуэльсон: «Маркс слишком важен, чтобы оставить его марксистам». А.Г. Войтов: «Капитал» Маркса остается высшей формой теоретического объяснения экономики»).

В 1890 г. вышла книга А. Маршалла (1842–1924) «Принципы политической экономии» («Принципы экономикс»). В 1902 г. он впервые прочел в Кембриджском университете (Великобритания) учебный курс «Экономикс», излагавший принципы экономики в современной свободной рыночной системе и получивший название «маршаллианской революции». Сам термин «экономикс» впервые предложил английский экономист-математик Уильям Джевонс (1835–1882). Появление нового термина объясняется не только рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям, но и стремлением подчеркнуть снижающую роль государства в рыночной экономике. В основе экономикса лежат принципы «маржинализма» – субъективно-психологической теории. Его представители – профессора Венского университета (Австрия) Карл Менгер (1840–1921), Ойген Бем-Баверк (1851–1914), Фридрих фон Визер(1851–1926) выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, названную «маржиналистской революцией» и противопоставленную классической трудовой теории стоимости.

Маржинализм (в переводе с французского – предельный) – теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из новой идеи – использования предельных величин.

Маржиналистскую революцию продолжил основоположник американской политической экономии Джон Бейтс Кларк (1847–1938), дополнивший концепцию предельной полезности потребительских благ теорией предельной производительности труда и капитала. Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс, швейцарский экономист М.Э.Л. Вальрас, итальянский исследователь Б. Парето). С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости в производстве, потреблении и рынке.

Предельные (крайние) величины характеризуют не сущность явлений, а их динамику в связи с изменением других явлений (например, удовлетворение потребления при добавлении единицы оцениваемого продукта).

Экономикс – это по сути дела сочетание различных школ, научных направлений, исследующих различные стороны экономической жизни, делающих определенные выводы, которые могут быть прямо противоположными по одному и тому же вопросу. Пример тому – неоклассическое и кейнсианское направления.

Неоклассическое направление (нео: от греч. neos – новый), основоположником которого является А. Маршалл, возникло в 70-х годах ХІХ в. как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление и было популярно до 30-х годов ХХ века.

Главные выводы неоклассиков:

· Частнопредпринимательская рыночная система, использующая автоматические регуляторы и стимулы, способна к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.

· Государство не должно вмешиваться в конкурентный рыночный механизм, а лишь создавать благоприятные условия для его действия.

Противоположные выводы делают представители кейнсианства, основоположником которого является английский экономист Джон Мейнард Кейнс(1883–1946). Анализируя разрушительные последствия мирового экономического кризиса 1929–1933 годов, известного как «великая депрессия», Кейнс создал свою теорию, провозглашенную «кейнсианской революцией» в политической экономии. Ее положения и выводы, изложенные в главном произведении Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), сводятся к следующему:

· Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем.

· Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивать полную занятость и эффективное производство. Усилия должны быть направлены прежде всего на увеличение или сокращение спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

Дж. М. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма».

На основе анализ неоклассицизма и кейнсианства американский экономист Пол Самуэльсон (родился в 1915 г.) выдвинул идею кейнсианско-неоклассического синтеза, соединяющего в себе рациональные зерна обоих направлений. Согласно его теории рыночная самонастройка по мере надобности дополнялась бы осторожным государственным регулированием.

Институционализм (от лат. institutum – учреждение, установление) – течение в экономической теории, которое возникло в США и других странах на рубеже XIX–XX вв. Его представители Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт под «институтами» имели в виду устойчивые, авторитетные явления, утвердившиеся в обществе в качестве его правовых, морально-этических и др. основ (например: рынок, государство, корпорация, профсоюзы, семья, обычаи и др.). Система «экономических институтов» рассматривается как консервативная «оболочка» общества, сковывающая его развитие и поэтому периодически требующая соответствующих реформ.

Институционалисты выступают против монополизма в экономике и засилья финансовой олигархии, против преувеличения роли рынка, против узкой «потребительской» оценки общественного прогресса, против абстрактных схем «экономикса». Сторонники институционализма полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противоречий, бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к информационному.

Монетаризм (от англ. money – деньги) – теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов.

Рекомендации признанного главы «новой монетаристской школы» американского ученого Милтона Фридмена, изложенные им в книге «Свобода выбора», использовались в экономической политике Р. Рейгана (США), Пиночета (Чили), применяются в нашей республике. Переход к рыночной экономике актуализировал проблему ее правового регулирования, юридического закрепления и обоснования новых экономических структур и механизмов. Важно помнить, что экономика – это базис, материальная основа общества. Право должно вытекать из экономики и ей соответствовать.

Итак, логическую цепочку исторического развития мировой экономической мысли завершает «экономикс». Но речь не идет о замене им «политической экономии». Правомернее рассматривать развитие их как самостоятельных наук: как «линию экономикс» и «линию политической экономии», что отмечают многие ученые-экономисты. По мнению профессора Г.С. Вечканова, «…мы имеем дело с двумя самостоятельными науками, каждая из которых имеет объективные предпосылки для своего существования».

Экономикс (экономика)общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества. Первоначально экономикс (экономика) имела одну составляющую – микроэкономику. С 30-х гг. ХХ в., с зарождением кейнсианства, появилась другая составляющая – макроэкономика. Таким образом, в настоящее время в экономиксе выделяют микроэкономику и макроэкономику (включая мировую).

Рис. 1.2.1. История развития экономической мысли.

Политическая экономия – наука, изучающая общественно-производственные (экономические) отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ; экономические законы, регулирующие хозяйственную жизнь общества; процесс становления, развития, обогащения и отмирания социально-экономических систем. И политическая экономия, и экономикс одновременно представляют собой и науку, и идеологию, т.е. носят двойственный характер. Несмотря на определенную зависимость процесса познания от идеологии, он обладает относительной самостоятельностью и тем самым снижает отрицательное влияние идеологии на науку.

Рис. 1.2.2. Структура экономической теории.

Экономикс, анализирующий взаимосвязи экономических процессов и явлений «по горизонтали», дополняется политической экономией, исследующей на основе причинного подхода экономические явления « по вертикали».

В отличие от западных стран в государствах с переходной (транзитивной) экономикой, к которым относится Республика Беларусь, экономическая мысль оформилась и развивается в виде экономической теории, использующей интегративный подход, сочетающий достоинства экономикса и политической экономии (рис. 1.2.1; 1.2.2).