ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог.

Теория цикличности развития истории А. Тойнби (1889-1975)

Основной труд «Исследование истории». А. Тойнби считает:

· Всемирная история есть сумма цивилизаций;

· История представляет собой цепочку стадий развития цивилизаций.

· Фазы развития: (1) возникновение, (2) рост, (3) надлом, (4) разложение, (5) гибель;

· Развитие цивилизации определяется законом «Вызова-и-Ответа»;

· Главной движущей силой развития цивилизации является творческое меньшинство.

 

Общество, как и пространство, не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю.

У развивающейся цивилизации поле действия перемещается из внешнего окружения во внутреннюю социальную систему растущего общества.

Поскольку масштабы человеческого невежества громадны, а область познания ограниченна, постольку религия необходима присуща человеческой природе и является одним из её неотъемлемых признаков.

Если из двух культур, имеющих друг с другом контакт, одна обнаруживает явное превосходство, то она тем самым бросает "вызов" другой, которой приходится в ответ либо перестраиваться, либо ещё более замкнуться в себе.

Новая цивилизация крепнет, развивается и расширяется не в результате возникновения каких-то специфических, благоприятных обстоятельств, а наоборот, как реакция на вызов и угрозу со стороны внешних или внутренних врагов или суровых природных условий.

Статичные цивилизации мертвы. Их участь - распад, только разлагаться они будут с различной скоростью: одни как тело, другие - как древесный ствол, а иные - как камень на ветру.

В противовес традиционному мнению о благоприятности для развития хороших географических и климатических условий, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют прекращение всякого роста.

Какое бы количество примеров мы ни привели, истины не добудем, ибо в истории число примеров неисчерпаемо и каждый последующий может опрокинуть ранее выработанную схему.

Раскол в человеческой душе - это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни. А. Тойнби

В любом земном обществе, пока земная природа человека не претерпела соответствующих нравственных изменений, зло и добро непрестанно воспроизводятся в каждом новом рождении и будут существовать, покуда жив человек.

Если церковь попытается упразднить мирскую власть, то она неминуемо потерпит поражение, ибо "кесарево" не исчезнет, но перейдёт в арсенал церкви.

Резервуар варваров, окружённый границами соседних цивилизаций, заряжается энергией, полученной от этих же цивилизаций и в конце концов прорывает плотину.

Для цивилизации, находящейся в обороне, пограничная война означает лишь растущее финансовое и психологическое бремя. Для варваров война - это не бремя, а удобный случай обогатиться, это не время лишений и забот, а пора подвигов и приключений. Борьба истощает цивилизацию, тогда как для воинственного варвара она - дыхание жизни. Это огромный и постоянно растущий разрыв обрекает цивилизацию в конце концов на неизбежное поражение.

По мере распространения и победного воплощения социальной идеи нетворческое большинство рано или поздно оказывается впереди творческого меньшинства; это хорошо для разрушения, но не способствует истинному достижению творческих целей.

Цивилизация - это движение, а не состояние.

Исторические события не неизбежны, они кажутся такими лишь из будущего.