Тема 5. Теория познания

Теоретическое сознание (компоненты)

· Идеология: идеи, теории, взгляды;

· Естественно-научные взгляды: логические суждения, понятия, формулы, теории и др.

4.10 Формы общественного сознания:

Политическое;

· Правовое;

· Моральное;

· Эстетическое;

· Религиозное;

· Философское;

· Научное;

· Историческое;

· Экономическое;

· Экологическое.

Словарь

· Адаптация (от лат. – приспособление) – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой.

· Социальная адаптация – приспособление среды к своим потребностям, видоизменение среды.

· Идеальное – субъективный образ объективного мира. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).

· Идеальность сознания – выражается в том, что составляющие его образы не обладают свойствами отражаемых в ней предметов действительности. В них не существует ни грамма вещества; они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств.

· Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

· Психика (от греч. – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

· Раздражимость – форма отражения реальности организмами, не имеющими нервной системы.

· Язык – система знаков, служащая средством человеческого мышления, выражения и общения.

· Общественное сознание – совокупность идей, теорий, концепций, программ, взглядов, традиций, норм, привычек, мнений, слухов и других духовных образований, в которых отражается общественное бытие конкретного общества на определенном этапе его исторического развития.

· Идеология – сложное духовное образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы и цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.

· Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие бога и материальный мир.

 

 

Гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучается природа познания.

 

 

5.1 Основные гносеологические концепции:

· Сенсуализм – основу человеческого познания составляют чувства.

· Интуитивизм – основу человеческого познания составляет интуиция (иррациональные способности познания).

· Эмпиризм – основу человеческого познания составляет опыт.

· Рационализм – основу познания составляет разум.

· Синтетическая концепция – человеческое познание основано на действии чувств, разума и интуиции.

 

 

5.2 Основные проблемы гносеологии:

· Познаваемость мира;

· Субъект и объект познания;

· Диалектика процесса познания;

· Истина и ее критерии;

· Методы научного познания;

· Формы научного познания.

 

 

5.3 Гносеологические принципы:

· Объективности;

· Познаваемости мира;

· Единства чувственного и абстрактно-логического в познании;

· Единства познания и практики;

· Единства отражения и познания у человека;

· Восхождения в познании от абстрактного к конкретному;

· Вариативности познания;

· Единства объективного и субъективного в познании;

· Единства абсолютного и относительного в познании;

· Историзма;

· Активности творческого отображения действительности;

· Конкретности истины.

 

 

Познание – специфическая деятельность, направленная на приобретение и развитие знания, выраженного в вербально-знаковой форме.

 

Виды знания:

· Ложное;

· Знание заблуждение;

· Истинное знание.

 

Знание – разновидность информации, имеющая самостоятельное функционирование. Информация есть свойство и результат всякого отражения.

Знание соотносится с информацией как более широким явлением.

 

Материальные носители информации:

· Книги,

· Рисунки,

· Объекты материальной культуры.

 

Основные точки зрения на процесс познания:

· Гностицизм – мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).

· Агностицизм – неверие либо в возможность человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же утверждение ограниченной возможности познания.

 

Сущность теории агностицизма И.Канта:

· Человек обладает ограниченными познавательными возможностями (из-за ограниченных познавательных возможностей разума);

· Окружающий мир непознаваем; человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

 

 

Диалектика процесса познания:

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познание объективной реальности» В.И. Ленин.

 

 

Уровни познавательной деятельности:

· Чувственное познание (основано на деятельности органов чувств: зрения, слухе, обонянии, осязании, вкусе);

· Абстрактно-логическое, или рациональное (основано на деятельности рассудка и разума).

 

 

Основные формы чувственного познания:

· Ощущения,

· Восприятия,

· Представления.

 

 

5.4 Основные формы абстрактно-логического мышления:

· Понятия,

· Суждения,

· Умозаключения.

 

Ощущения –идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания.

 

Восприятия –переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта.

 

Представления – воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением.

 

Понятие –форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания.

 

Суждение –мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах и которая является объективно либо истинной, либо ложной.

 

Умозаключение -представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое, выводное знание.

 

Субъект познания – это прежде всего индивид, активно познающий, действующий, обладающий сознанием и волей.

Субъектом познания, кроме индивида, выступает:

· Коллектив,

· Социальная группа,

· Класс,

· Общество в целом.

 

Объект познания -тот предмет (или явление), на который направлена познавательная деятельность субъекта.