Философия как творческий акт ничего общего не имеет ни с познанием натуралистическим, ни с познанием математическим - она есть искусство.

Само сознание человека, как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать философствовать.

Отрицательная, формальная, пустая, бессодержательная свобода перерождается в необходимость, в ней бытие деградирует.

С покаяния начинается борьба с тьмой греха. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния.

Бездарность есть грех, неверное определение своего места и призвания в мире.

Закон не может быть внешне отменён для мира, лежащего во грехе. Но закон должен быть внутренне пережит и преодолён, зло мира должно быть изжито органически, а не механически.

Догматы веры мертвеют и вырождаются во внешний авторитет, когда теряются их мистические истоки, когда они воспринимаются внешним, а не внутренним человеком, переживаются телесно и душевно, а не духовно.

Время призрачно, потому что призрачны его составные части: нет прошлого, нет настоящего и нет будущего. Настоящее - малое нереальное мгновение между прошлым и будущем. Прошлое призрачно, потому что его уже нет. Будущее призрачно, потому что его ещё нет.

Память есть борьба со смертною властью времени во имя вечности.

Идея прогресса превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором

Каждое поколение имеет цель в самом себе, несёт оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, а не в том, что оно является средством для поколений последующих.

В исторической судьбе человека, в сущности, всё не удалось, и есть основания думать, что никогда и не будет удаваться. Не удавался ни один замысел, никогда не осуществлялось то, что ставилось задачей и целью какой-либо исторической эпохи.

Если революции и были важным внутренне неизбежным моментом в судьбе народов, но они никогда не разрешали тех задач, которые были им заданы.

Обыкновенно в революции достигалось совсем не то, что люди предполагали и к чему стремились. Они обычно кончались реакцией, в которой и раскрывалось что-то новое, происходило осмысление пережитого опыта, хотя бы реакции и сопровождались целым рядом отрицательных проявлений и отбрасывали общество частично назад.

Труден и трагичен путь свободы, потому что нет пути более ответственного и страдальческого. Всякий путь необходимости и принуждения - путь более лёгкий, менее трагический и героический. Вот почему человечество постоянно сбивается на соблазн подмены путей свободы путями принуждения.

Идея адских мук превращает жизнь в судебный процесс, грозящий пожизненной каторгой. Это идея обнаруживает самое мрачное подсознательное в человеке.