Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831)

Гегелем были выдвинуты и разработаны:

 

· Теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является Абсолютная Идея, Мировой Дух);

· Диалектика как всеобщий философский метод.

 

 

Важнейшие философские труды:

· «Наука Логики»;

· «Энциклопедия философских наук»;

· «Феноменология Духа»;

· «Философия истории»;

· «Философия права»;

· «Эстетика» и др.

В «Науке Логики» философ уподобил весь мир мышлению, которое функционирует по своим собственным законам и предписывает их и природе, и общественной жизни.

· Ключевыми онтологическими понятиями философии Гегеля являются Абсолютная Идея и отчуждение;

· Учение о тождестве бытия и мышления является руководящей идеей объясняющей взаимодействие материального и идеального миров.

 

Философская система Гегеля:

 

· В основе мироздания лежит Абсолютная Идея;

· Абсолютная идея (Мировой Дух) это:

ü Единственно существующая подлинная реальность;

ü Неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего;

ü Она существует изначально в мире;

ü Первопричина всего окружающего мира и самой себя (causa sui);

ü Обладает самосознанием и способностью творить.

 

Учение о развитии Абсолютной Идеи:

· Развитие Абсолютной Идеи (Мирового Духа) идет через отчуждение самого себя:

ü В мышление;

ü В природу;

ü В общество.

· Абсолютная Идея отчуждает себя сначала в мышление, где проходит в своем развитии три ступени: понятие, суждение, умозаключение.

· Реализовав и наполнив себя содержанием в мышлении, она отчуждает себя в природу, проходя через три ступени: механику, химизм и организм, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество.

· Через человека Мировой Дух:

ü Проявляет себя в виде слов, речи, языка;

ü Целенаправленно и закономерно движется – это действия, поступки человека, ход истории;

ü Познает себя через познавательную деятельность человека;

ü Творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

· В обществе Абсолютная Идея (Дух) проходит в своем развитии три ступени:

ü Субъективный Дух – душа, сознание отдельного человека;

ü Объективный Дух – «дух общества в целом» в виде права, семьи и государства;

ü Абсолютный Дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного Духа являются: искусство, религия, философия.

Искусство –непосредственное отображение человеком (талантливым и гениальным) абсолютной идеи. Абсолютная Идея, «увиденная» гениальными людьми.

 

Религия –антитезис искусства. Религия – Абсолютная Идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

 

Философия -синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания Абсолютной Идеи. Философия – полное раскрытие всех истин, познание Абсолютным Духом самого себя, «мир, схваченный мыслью».

 

Учение Гегеля о диалектике:

· Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им окружающего мира.

· Смысл диалектики:

ü Всё – Мировой Дух, «конечный дух» (человек), предметы и явления окружающего мира, процессы – содержат в себе противоположные начала;

ü Данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

ü Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть, основа всеобщего существования и развития);

· Гегель является творцом диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; взаимного перехода количественных и качественных изменений и отрицания отрицания.

Социально-политические взгляды Гегеля:

· Государство – форма существования Бога в мире;

· Право – наличное бытие (воплощение) свободы;

· Общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

· Богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

· Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса;

· Противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

· «Вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.