Афоризмы Э. Роттердамского

Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя.

Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.

Начать войну легко, а закончить трудно.

Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность.

Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных. Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь

мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.

Эразм из Роттердама (1469 - 1536 г.)

Красота - это обещание счастья.

Нужда есть меньший позор, чем глупость.

Гоббс Томас (1588 - 1679 г.)

Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, Насмешка - это наиболее утонченный способ выставить недостатки

других.

Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.

Локк Джон (1632 - 1704 г.)

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Понимание - начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Спиноза Барух (1632 - 1677 г.)

Идейное содержание французского Прсвещения

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:

- установление царства разума

- атеизм

- политические свободы

- гражданское равенство

Длилась 100 лет – между двух Великих революций

Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д

Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д

Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.

Представители: Вольтер (1694-1778); Ш. Монтескье (1689 -1775); П. Гольбах (1723-1789); Ж.Ж. Руссо (1712—1778); Д.Дидро (1713-1784)

Вольтер. Для него Бог, это Нечто, что отстоит от людей и спокойно наблюдает за их делами, он безучастен, равнодушен и рационален. Для Него нет человека, есть только народ. Вольтер бросает в лицо церкви дерзкий призыв: «Раздавите гадину!»- и активно включился в борьбу против религиозных форм восприятия действительности. Бог в глазах просветителей дискредитировал себя, потому что его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления власти. Но Бог нужен для поддержания нравственных начал в народе. Вольтер выступает за гуманное отношение к народу, но идеалом правления считает просвещенную монархию

МонтескьеЕго взгляды во многом совпадают с Вольтером. Идея приоритета закона и классическое распределение властей на 3 ветви; история делается людьми, а не является божественным промыслом.

Гольбах:религиозные идеи ослепляют в равной степени и правителей и народы Долг связывает не человека и Бога, а человека и общество

Руссо видел в боге мировой разум и мировую волю, считал материю вечной и объективно существующей всегда

- человек состоит из смертного тела и бессмертной души

- считал, что мир познаваем не до конца

- главная причина противоречий в обществе – частная собственность

- власть должна осуществляться не через парламент, а через народное собрание

- дети должны воспитываться изолированно от общества представителями нового свободного типа людей

В своих произведениях Руссо приходит к выводу, что обществу нужна революция для искоренения зла, причину которого он видит в цивилизации

Революция нужна не обществу, а против общества

Дидросоздал одну из самых стойких утопий идеального общества:

- отмена частной собственности

- право на существование и на труд

- всеобщая обязанность трудиться

Каждый гражданин должен приносить пользу, а все продукты распределяются через общественные склады по принципу « потребности»

3.7 Немецкая классическая философия (сер. 18 – сер. 19 вв.)

 

Представители немецкой классической философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

· В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

ü Объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

ü Субъективный идеализм (И. Фихте);

ü Материализм (Л. Фейербах).

 

· В этот период были разработаны:

ü Учение о познании;

ü Диалектический метод;

ü Диалектическая логика;

ü Учение о закономерностях процесса развития;

ü Философская антропология;

ü Взгляд на историю как целостный процесс, что позволило говорить о ней как о целостном явлении.

 

 

В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:

· Вера в могущество разума, в способности человека с его помощью познавать и изменять мир;

· Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;

· Вера в гуманность человека и его способность нацти решение социальных проблем с позиции гуманизма;

· Признание основной задачей философии раскрытие закономерности функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.

 

 

Каждый из немецких философов классического периода создал свою систему философии, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

· Полнота и глубина разработки философских проблем;

· Высокая степень доказательности;

· Признание за философией роли критической совести культуры;

· Отношение к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии;

· Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия в их взаимодействии и изменении.