Афоризмы Э. Роттердамского
Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не оскорбляя.
Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.
Начать войну легко, а закончить трудно.
Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность.
Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных. Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь
мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.
Эразм из Роттердама (1469 - 1536 г.)
Красота - это обещание счастья.
Нужда есть меньший позор, чем глупость.
Гоббс Томас (1588 - 1679 г.)
Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, Насмешка - это наиболее утонченный способ выставить недостатки
других.
Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.
Локк Джон (1632 - 1704 г.)
Страх возникает вследствие бессилия духа.
Понимание - начало согласия.
Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.
Для человека нет ничего полезнее человека.
Невежество не есть аргумент.
Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!
Спиноза Барух (1632 - 1677 г.)
Идейное содержание французского Прсвещения
Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:
- установление царства разума
- атеизм
- политические свободы
- гражданское равенство
Длилась 100 лет – между двух Великих революций
Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д
Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д
Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.
Представители: Вольтер (1694-1778); Ш. Монтескье (1689 -1775); П. Гольбах (1723-1789); Ж.Ж. Руссо (1712—1778); Д.Дидро (1713-1784)
Вольтер. Для него Бог, это Нечто, что отстоит от людей и спокойно наблюдает за их делами, он безучастен, равнодушен и рационален. Для Него нет человека, есть только народ. Вольтер бросает в лицо церкви дерзкий призыв: «Раздавите гадину!»- и активно включился в борьбу против религиозных форм восприятия действительности. Бог в глазах просветителей дискредитировал себя, потому что его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления власти. Но Бог нужен для поддержания нравственных начал в народе. Вольтер выступает за гуманное отношение к народу, но идеалом правления считает просвещенную монархию
МонтескьеЕго взгляды во многом совпадают с Вольтером. Идея приоритета закона и классическое распределение властей на 3 ветви; история делается людьми, а не является божественным промыслом.
Гольбах:религиозные идеи ослепляют в равной степени и правителей и народы Долг связывает не человека и Бога, а человека и общество
Руссо видел в боге мировой разум и мировую волю, считал материю вечной и объективно существующей всегда
- человек состоит из смертного тела и бессмертной души
- считал, что мир познаваем не до конца
- главная причина противоречий в обществе – частная собственность
- власть должна осуществляться не через парламент, а через народное собрание
- дети должны воспитываться изолированно от общества представителями нового свободного типа людей
В своих произведениях Руссо приходит к выводу, что обществу нужна революция для искоренения зла, причину которого он видит в цивилизации
Революция нужна не обществу, а против общества
Дидросоздал одну из самых стойких утопий идеального общества:
- отмена частной собственности
- право на существование и на труд
- всеобщая обязанность трудиться
Каждый гражданин должен приносить пользу, а все продукты распределяются через общественные склады по принципу « потребности»
3.7 Немецкая классическая философия (сер. 18 – сер. 19 вв.)
Представители немецкой классической философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
· В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
ü Объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);
ü Субъективный идеализм (И. Фихте);
ü Материализм (Л. Фейербах).
· В этот период были разработаны:
ü Учение о познании;
ü Диалектический метод;
ü Диалектическая логика;
ü Учение о закономерностях процесса развития;
ü Философская антропология;
ü Взгляд на историю как целостный процесс, что позволило говорить о ней как о целостном явлении.
В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:
· Вера в могущество разума, в способности человека с его помощью познавать и изменять мир;
· Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;
· Вера в гуманность человека и его способность нацти решение социальных проблем с позиции гуманизма;
· Признание основной задачей философии раскрытие закономерности функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.
Каждый из немецких философов классического периода создал свою систему философии, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
· Полнота и глубина разработки философских проблем;
· Высокая степень доказательности;
· Признание за философией роли критической совести культуры;
· Отношение к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии;
· Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия в их взаимодействии и изменении.