Афоризмы Данте Алигьери
Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики.
Периоды философии Ренессанса:
1.Ранний 14-15 в.в. (литературный гуманизм). Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци.
2.Реформаторский 15-15 вв. (демонополизация католической церкви). Представители: Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Мишель Монтень, Томас Мор, Никколо Макиавелли.
3.Натурфилософский 16-17 вв. (пантеизм). Представители: Джордано Бруно, Николай Кузанский, Франческо Патрицы, Томмазо Кампанелла.
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:
· Крупные экономические изменения – переход от цеховой организации ремесла к мануфактуре;
· Кризис феодализма;
· Развитие ремесла и торговли;
· Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры;
· Укрепление европейских государств, усиление светской власти. Складывание национальных монархий.
· Развертывание процессов секуляризации в духовной сфере жизни общества;
· Кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
· Повышение уровня образованности в Европе в целом;
· Великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана);
· Научно-технические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, медицинские, астрономические и др. открытия);
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
· Широкое использование античного наследия;
· Переход от теоцентризма к антропоцентризму и гуманизму – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
· Пантеизм;
· Оппозиционность к Церкви, сделавшей себя посредником между Богом и верующими;
· Отрицание и критика схоластики;
· Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
· Тесная связь с развитием естествознания – научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной);
· Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
· Возрастание нового самосознания человека и его общественной позиции: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта;
· Ослабление представлений о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения;
· Почитание разносторонности развития и дарования личности;
· Художественные формы изложения философских взглядов.
Философские воззрения конкретных представителей Возрождения:
Данте Алигьери (1265-1321) –автор «Божественной Комедии».
В своем произведении Данте:
· Воспевает христианство, но одновременно высмеивает догматы христианского учения;
· Восхваляет человека;
· Признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
· Верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Следуй своей дорогой и пусть люди говорят что угодно
Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет
Франческо Петрарка (1304-1374) –автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру».
С точки зрения Петрарки:
· Человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
· Человек имеет право на счастье в реальной жизни;
· Человек должен жить не для Бога, а для себя, наслаждатья жизнью и любить;
· Человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно;
· Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
· Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и на свои силы, для этого он имеет достаточный потенциал;
· Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
· Внешний вид и внутренний мир человека прекрасны.