Основополагающие догматы средневековой философии

Философия Средневековья

Цицерон Марк Туллий (106 - 43 г. до н.э.)

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относя­щееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не спеши соглашаться с болтунами.

Марк Аврелий Антонин (121 - 180 г.)

Средневековая философия – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках.

· Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого союза.

· Представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский, Аврелий Августин (Блаженный), Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.

 

 

Основные черты средневековой философии:

· Теоцентризм;

· Господство догматов о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе в Библии);

· Креационизм;

· Теодицея;

· Эсхатология;

· Провиденциализм;

· Утверждение веры выше разума;

· Выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой;

· Провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

· Выдвижение идеи о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

· Признание познаваемости мира через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога;

· Замкнутость теологической философии на самой себе;

· Повернутость в прошлое и оторванность от реального мира;

· Воинственность;

· Назидательность;

· Учительство.

 

 

 

Догмат творения. Согласно догмату творения:

· Бог сотворил окружающий мир из ничего;

· Творение мира есть результат акта Божественной воли;

· Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

· Природа не может творить саму себя;

· Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

· Подлинным бытием обладает только Бог;

· Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу;

· Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;

· Нет четкой границы между Богом и Его творением.

· Догмат откровения. Согласно догмату откровения:

· Мир можно познать, только познав Бога;

· Бог недоступен для познания;

· Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

· Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

· Проблема добра и зла:

· Окружающий мир всецело сотворен Богом;

· Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости;

· Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

· Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

· Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей;

· В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом.

 

Основные этапы в развитии средневековой философии: