Основополагающие догматы средневековой философии
Философия Средневековья
Цицерон Марк Туллий (106 - 43 г. до н.э.)
Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.
Не спеши соглашаться с болтунами.
Марк Аврелий Антонин (121 - 180 г.)
Средневековая философия – это философия эпохи феодализма в Европе в 5-15 веках.
· Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение – распадом этого союза.
· Представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский, Аврелий Августин (Блаженный), Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам.
Основные черты средневековой философии:
· Теоцентризм;
· Господство догматов о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе в Библии);
· Креационизм;
· Теодицея;
· Эсхатология;
· Провиденциализм;
· Утверждение веры выше разума;
· Выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой;
· Провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
· Выдвижение идеи о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
· Признание познаваемости мира через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога;
· Замкнутость теологической философии на самой себе;
· Повернутость в прошлое и оторванность от реального мира;
· Воинственность;
· Назидательность;
· Учительство.
Догмат творения. Согласно догмату творения:
· Бог сотворил окружающий мир из ничего;
· Творение мира есть результат акта Божественной воли;
· Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
· Природа не может творить саму себя;
· Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
· Подлинным бытием обладает только Бог;
· Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу;
· Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;
· Нет четкой границы между Богом и Его творением.
· Догмат откровения. Согласно догмату откровения:
· Мир можно познать, только познав Бога;
· Бог недоступен для познания;
· Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
· Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
· Проблема добра и зла:
· Окружающий мир всецело сотворен Богом;
· Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости;
· Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
· Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
· Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей;
· В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом.
Основные этапы в развитии средневековой философии: