Церковный раскол

Страна восстанавливалась после «смуты». Налаживались связи с внешним миром. Интерес русских к западным религиям. Исправление церковных книг. Мало московских духовных лиц в то время знали греческий и латинский языки. Многие консервативные московиты неохотно признавали превосходство украинских и греческих монахов в знании текстов. Никон родился в 1605 г. в крестьянской семье в районе Нижнего Новгорода. После смерти своих детей убедил жену уйти в монастырь. В соответствии с византийской доктриной 9 века Никон верил, что патриарх и царь должны править православным обществом совместно и что патриарх – живое воплощение Христа – имеет более важное значение, чем царь. Как и патриарх, Филарет, Никон получил титул «великий государь». Никон не терпел никакой задержки с исправлением текста церковных книг. Никон ввел крещение тремя пальцами. Изменения были проведены Никоном внезапно и в повелительной форме.

Самым выдающимся среди руководителей староверов был протопоп Аввакум – человек огромной энергии и большой духовной силы. В 1653 г. его арестовали и сослали в Сибирь. В 1658 г. Никон сложил свое патриаршье облачение и уехал в монастырь. Великий церковный собор 1666 г. в Москве осудил Никона. Собор предал анафеме раскольников, и этим действием завершил раскол. В 1681 г. на костре сожгли Аввакума. Монахи Соловецкого монастыря держали осаду 8 лет от правительственных войск. Верующие сотнями собирались в деревянных домах и поджигали себя. Так погибли 20 тыс. человек. К 1700 г. волна истерии и самоубийств спала.

Равнодушным, а порой агрессивно-негативным к европейскому опыту оставалось традиционное российское массовое сознание, сформированное во многом православной церковью, не приветствовавшей какие-либо перемены. Православное общество переживало раскол. Он был вызван реформой патриарха Никона, суть которой сводилась к исправлению религиозных книг по греческим образцам, изменениям в церковной службе. Эта предпринятая Никоном слабая попытка приблизиться к мировому христианскому сообществу вызвала агрессивное сопротивление защитников старой веры. Лидер старообрядцев священник Аввакум утверждал, что истинное православие сохранилось только в России. Он резко выступил против религиозных заимствований с Запада, искажения русской иконописной традиции, стяжательства церковников и их развращенности. Аввакум принял мученическую смерть на костре. Однако общины староверов сохранились до нашего времени. Церковный раскол в России не стал европейской реформацией, он не заложил основы для обновления русского традиционного сознания. Более того он проявил консерватизм, присущий многим русским людям, их нежелание перемен, нарушений привычного строя жизни, особенно исходивших от иностранцев. От церковного раскола выиграло государство. Оно цеплялось за традиционные ценности, государственные, социальные и религиозные институты: монархию, сословность, корпоративность, государственную собственность, православие и тому подобное, но уже не могло достаточно последовательно проводить их в жизнь. Россия являлась окраиной Западной цивилизации и это не могло не сказаться на её развитии.

 

 

Лекция 5. Модернизация традиционного общества в России.