Основные философские идеи Аристотеля

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.

Основные произведения Аристотеля: Физика, Метафизика, О Душе, Никомахова этика, Риторика, Политика, Поэтика, комплекс сочинений по логике под общим названием «Органон».

 

Философию Аристотель делил на три части:

1. Теоретическую философию (названную после его смерти метафизикой), изучающую общие проблемы бытия (первая философия) и его отдельных сфер, проблему происхождения всего сущего, наука о причинах и началах различных явлений.

2. Практическую философию – о деятельности человека, этике, политике, устройстве государства.

3. Поэтическую (творческую), связанную с различного вида «искусствами».

 

1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира;

2. существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

3. данные вещи называются индивидуумы (неделимые); то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, и конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д.

4. индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов – вторичной.

5. Ответ на вопрос, что такое бытие Аристотель дает через высказывание о бытии, то есть через категории (высказывания – в переводе с древнегреческого).

6. Выделяет 10 категорий, одна из которых говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Ими являются: сущность (субстанция), количество, качество, место, время, отношение, положение, состояние, действие, страдание.

7. Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

8. Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами, выраженными следующими категориями, количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

 

 

Проблема человека в философии Аристотеля:

· Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

· Человек отличается от животных наличием мышления и разума;

· Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

· Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества.

 

 

Проблемы материи и сознания в философии Аристотеля:

1. Материя – это потенция, ограниченная формой (медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью).

2. Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

3. Изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета.

4. Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.

5. Потенция (материя) есть пассивное начало, форма – активное.

6. Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Бог существует вечно, как чистая мысль, счастье, полное самозавершение.

7. Бог есть целевая причина всякой деятельности.

8. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

9. Носителем сознания является душа.

10. Философ выделяет три уровня души:

· растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения;

· животная душа, кроме названных функций, дополняется

функциями ощущения и желания;

· разумная (человеческая) душа охватывает все вышеперечисленные функции и дополняется функциями рассуждения и мышления.

 

 

Аристотель о государстве:

· регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

· Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

· «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.

· «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.

· Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 

 

Историческое значение философии Аристотеля:

 

· Критика учения Платона о «чистых идеях»;

· Дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

· Выделил 10 философских категорий;

· Дал определение бытия через категории;

· Определил сущность материи;

· Выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

· Внес существенный вклад в развитие логики;

· Заложил основы логики, психологии, биологии, этики, эстетики как отдельных наук.

 

 

Характерными чертами древнегреческой философии являются:

· Профессионализация умственного труда, выделение мыслителей в особую группу людей, зарабатывающих средства к жизни интеллектуальной деятельностью;

· Основание и развитие первых философских школ;

· Подготовка кадров интеллектуалов;

· Завершенность разработки основной философской проблематики;

· Разработка понятийно-категориального аппарата;

· Наличие разносторонних естественно-энциклопедических знаний;

· Отчетливое выделение материалистической и идеалистической тенденций в развитии античной философии;

· Складывание и достижение высшей ступени первой исторической формы диалектики;

· Космоцентризм – стержневая идея стержневая идея первого этапа древнегреческой философии.