Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля

Протагор (5 в до н.э.)

Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

· Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека;

· Вне человеческого сознания ничего не существует;

· Нет ничего раз и навсегда данного;

· Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

· Окружающий мир относителен;

· Объективное (истинное) познание недостижимо;

· Существует только мир мнений;

· Окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким».

· Бытие и познание относительны. «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». «Смерть есть зло для умирающего, но благо для могильщиков и гробовщиков».

Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

Протагор из Абдеры (480 - 410 г. до н.э.)

 

 

Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог.

· Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога, спора по проблемам добра и зла, любви, счастья, честности и т.д.

· Осуществил поворот философии к изучению человека. Кредо Сократа – «познай самого себя»;

· Круг проблем интересующих Сократа: добродетели, мораль, право, гражданские законы, вопросы войны, мира, политики.

· Основной принцип сократовской философии: знание есть добродетель; любое зло, порок совершаются по незнанию;

· Для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, что прекрасно, и вместе с тем полезно для человека, что помогает ему в достижении блаженства и счастья.

· Ввел диалектический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования;

· Воспитал много учеников, стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ» (Академия Платона, школа киников, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрийская школа).

 

Древнейший символ мудрости — сова. Птица, кстати, очень глупая. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие (“сгорает от любознательности”) и раскрытые (“открытые миру”) глаза.

Но у философии, философской мудрости есть и другой, тоже не очень привлекательный на первый взгляд образ-символ — это овод. На его нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ — сам живой символ философии.

Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующее: “...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь”.

Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости — уж очень надоедлив этот философствующий овод. Куда легче спать или жить в мире грез. Сон разума, сон жизни — для большинства это привычный образ жизни. Для философа же это смерти подобно. В случае Сократа, однако, смерть пришла не от сна, а от неустанного бодрствования разума. Оводу-философу был вынесен обвинительный приговор, он выпил чашу цикуты и отошел в мир иной