Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)

Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.)

Философы милетской школы

1. выступали со стихийно материалистических позиций;

2. занимались наряду с философией точными и естественными науками;

3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);

4. искали первоначало – субстанцию, - из которой возник окружающий мир.

 

 

Фалес (640 – 560 гг до н.э.)

Основатель милетской школы, один из выдающихся греческих ученых-философов, математик, астроном, политик, писатель, учитель, торговец.

Фалес считал:

· первоначалом («архэ») всего сущего воду;

· представлял Землю в Сиде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (был гилозоистом – то есть одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром Вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года в 365 дней;

· сделал ряд математических открытий.

Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ.

· Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало.

· Дал первую характеристику закона сохранения материи: «вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли».

· В космологии создал первую геометрическую модель Вселенной.

· Развил учение о происхождении «первых людей» из животных другого вида.

 

 

Ученик Анаксимандра.

· Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения.

· Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса.

· «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.

· Широко пользовался методом аналогий.

 

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Сама по себе каждая вещь и велика, и мала.

На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анакса­гор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"

Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".

Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.

Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.

 

Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.э.)

· Первоначалом всего сущего считал огонь, который то разгорается, то гаснет, и тем самым обеспечивает непрерывность рождение и исчезновения в мире природы;

· Создатель первоначальной формы философской диалектики – стихийной и наивной. Диалектика Гераклита – это констатация вечности происходящих в мире изменений («Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все изменяется».

· Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим).

· Вывел закон единства и борьбы противоположностей; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»;

· Был сторонником стихийно материалистической, опирающейся на чувства, теории познания;

· Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум.

 

Один, по мне, - тысячи, если он - наилучший.

Бороться с наслаждением еще трудней, чем с гневом.

Гераклит из Эфеса (535 - 475 г. до н.э.)