Основы налогообложения 13 страница

В рамках переходной экономики схема распределения национального дохода в Украине приобрела рыночные признаки. Однако доминирующее положение в стоимостной структуре национального дохода занимают денежные накопления в сравнении с заработной платой, что требует их последующей оптимизации. Изменение пропорций распределения ВВП и на этой основе налоговой политики необходимо, учитывая использование налогов как финансово-экономических рычагов. Необходим пересмотр основ налоговой системы в сторону изменения сферы бюджетного финансирования и уровня налогообложения [58].

Неотъемлемым атрибутом налоговой системы рыночного типа является ее регулирующее влияние как на уровень государственных доходов, так и на результаты расширенного воспроизводства. Как свидетельствует передовой зарубежный опыт, увеличить доходную часть бюджета можно двумя путями: повысить налоговые ставки, усилив тем самым налоговое бремя, или установить среднюю оптимальную ставку налогообложения, сформировав систему финансовых стимулов для последующего развития предпринимательства, минимизации бюджетного дефицита на ближайшую перспективу. Первое направление имеет место при решении неотложных потребностей финансовой политики и в значительной мере базируется на политических решениях. Второе направление является более взвешенным, поскольку, стимулируя развитие предпринимательства, государство закладывает материальные основы стабилизации государственных финансов. Использование указанного рычага предусматривает соблюдение одного из основных принципов налоговой политики – стабильность фискальных стимулов и методов взыскания налогов.

Эффективное использование налоговых рычагов в системе регулирования социально-экономических процессов переходной экономики должно базироваться на основах фискальной достаточности, экономической эффективности, социальной справедливости, стабильности, гибкости.

Проблема налогообложения связана с проблемой экономического неравенства в распределении доходов. Существует несколько путей определения равенства в режимах налогообложения [31, 56]. Самым общим является определение чистой потери индивида с точки зрения полезности, обусловленной данным налогом. Чистая потеря индивида при налогообложении определяется разницей между валовой потерей и выгодой, приносимой государственными расходами, финансируемыми за счет налоговых поступлений. Показателями определения равенства могут также служить номинальные налоговые платежи, которые легко измеряются.

Графически степень экономического неравенства распределения доходов можно представить при помощи кривой Лоренца (рис. 8.1) [56, 89, 101, 98]. График демонстрирует фактическое распределение доходов между семьями, причем на оси абсцисс расположена «доля семей», а на оси ординат – «доля дохода». Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена биссектрисой. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает такой же процент дохода. Действительное распределение дохода отражает кривая, расположенная на графике ниже биссектрисы. Область А между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов [31].

Рис. 8.1. Кривая Лоренца

 

Кривую Лоренца можно использовать для определения справедливости налогообложения при изменении элементов налоговой системы. Налог будет справедливым, если степень неравенства в распределении соответствующей переменной в постналоговой ситуации окажется меньше той, которая наблюдалась в доналоговой ситуации. В этом случае кривая Лоренца сместится ближе к линии абсолютного равенства. Напротив, налог будет несправедливым, если степень неравенства в распределении соответствующей переменной в постналоговой ситуации окажется больше той, которая наблюдалось в доналоговой. В этом случае кривая Лоренца сместится еще ближе к оси абсцисс [31].

Степень справедливости налога может быть представлена при помощи одного из показателей степени неравенствакоэффициента Джини [56, 127]. Коэффициент Джини (g) рассчитывается на основе кривой Лоренца и демонстрирует степень экономического неравенства доходов в государстве. Это отношение площади между кривой Лоренца и линией абсолютного равенства (площади А) к площади, находящейся под биссектрисой, которая является суммой площадей A и B:

g = . (8.1)

 

В реальной социально-экономической жизни критерии фискальной достаточности, экономической эффективности и социальной справедливости взаимоувязаны и взаимозависимы. Для отдельных государств вероятны разные варианты сочетания критериев осуществления фискально-экономической политики, основой для установления которых является финансово-экономическая политика государства [31].

Между эффективностью функционирования налоговой системы и экономическим ростом как результатом расширенного воспроизводства существуют прямые и обратные связи. Повышение эффективности налогообложения непосредственно зависит не только от успешной реализации научно обоснованной налоговой политики, введения и соблюдения норм налогового законодательства, направленного на обеспечение цивилизованных отношений налоговой и производственной сфер, но и от увеличения объемов налоговых поступлений за счет расширения базы налогообложения, которая формируется преимущественно в сфере производства, за счет повышения прибыльности и адекватного роста налоговых поступлений от существующих производств, новых налогоспособных предприятий; за счет детенизации экономики, сокращения количества необоснованных льгот и т.д.

Ученые отмечают [58], что в странах с устоявшейся рыночной экономикой власти реально оценивают свои возможности в сфере налогообложения и понимают, что избыточные налоги подрывают производство, инициативу, снижают доходную часть бюджета. Сдерживание свободы частного бизнеса в налоговых вопросах приводит не только к| ограничению возможностей потенциальных налоговых поступлений, но к другим негативным последствиям, наиболее опасным из которых является укрывательство прибылей от налогообложения и перехода в теневую деятельность [128, 58, 97]. Поэтому бесперспективны попытки любой ценой реализовать общее снижение уровня налоговой нагрузки вместо усовершенствования и развития собственно этой системы.

В развитых экономиках налоговые системы сориентированы на налогообложение личных доходов граждан. Такая направленность, по мнению отечественных ученых, пока не может реализовываться в отечественных условиях. Это обстоятельство имеет ключевое значение при определении структуры национального налогообложения, генерирует негативное отношение к необходимости повышения эффективности общественного труда.

В ряду ключевых проблем, от решения каких зависит выполнение налогами присущих им функций, лежит недопустимость упрощенного рассмотрения налоговых отношений в переходных экономиках. В контексте общих законов и закономерностей функционирования и развития налоговых систем возникает необходимость исследования дополнительных специфических факторов, которые влияют на эффективность налоговой системы, во взаимосвязи с фискальной и монетарной политикой, определения налоговой нагрузки на экономику, проблем налоговой дисциплины, налоговых льгот. Налоговая система на практическом уровне является совокупностью отдельных налогов, платежей и сборов, поэтому критически важным становится определение их перечня, состава, который сделает налоговую систему способной реализовать функциональную гармонию и обеспечит ее эффективность [58].

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержательный смысл критериев научного подхода для создания налоговой системы.

2. Охарактеризуйте структуру налоговой системы.

3. Каковы общие принципы налогообложения?

4. Какие аспекты налоговых отношений регулируются налоговым законодательством?

5. Назовите основные научные подходы к формированию налоговой системы и налогово-бюджетной политики.

6. Какими должны быть законодательно закрепленные принципы функционирования налоговой системы рыночного и транзитивного типа?

7. Что показывает кривая Лоренца?

8. Дать объяснение как можно рассчитать степень справедливости налога.

9. Каким образом рассчитывается налоговая нагрузка на региональном и государственном уровнях?

 


9. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ (ФИСКАЛЬНОЙ) ПОЛИТИКИ

 

9.1. Теоретические основы фискальной политики

 

Научные подходы к формированию налоговой системы и налогово-бюджетной политики очерчены в работах известных ученых [12, 27, 41, 56, 57, 104, 131], синтез воззрений которых изложен ниже.

В рамках формирования налогово-бюджетной политики можно очертить ряд стратегических направлений преодоления экономического спада(рис. 9.1) [27, 56]:

- с использованием системы государственных закупок;

- с изменением структуры налогообложения и трансфертных платежей;

- действием налогово-бюджетной политики на инфляцию при помощи автоматической налогово-бюджетной политики.

Одним из действенных методов преодоления экономического спада в кейнсианской модели является использование системы государственных закупок. Направления развития ситуации можно рассмотреть при помощи графика, представляющего соотношение совокупного спроса и уровня государственных расходов в координатах «реальный национальный продукт» и «уровень цен» (рис. 9.2) [27, 41].

Рис. 9.2. Налогово-бюджетная политика и преодоление экономического спада


Рис. 9.1. Стратегические направления преодоления экономического спада

в рамках налогово-бюджетной политики


В точке Е1 (пересечение кривой совокупного предложения АS1 с кривой совокупного спроса AD1) наблюдается экономический спад. Реальный национальный продукт, производимый в экономической системе, находится ниже своего естественного уровня (2000 ден. ед.) на 500 млрд. ден. ед. В соответствии с классической теорией ожидаемый и реальный уровни цен на ресурсы на долгосрочных временных интервалах «подтянутся» к отметке платежеспособного спроса.

Реальный объем производства восстановится на своем естественном уровне N в связи с тем, что показатель совокупного предложения снизится, а экономическая система обретет новое положение равновесия (смещение вниз-вправо по кривой AD1), хотя, по мнению Дж. М. Кейнса, долгосрочные временные интервалы слишком велики для реальных реформ.

В этой ситуации возникает необходимость преодоления экономического спада. Основная проблема при этом – необеспеченность совокупного спроса. Для восстановления реального объема производства на естественном уровне (точка Е2 на рис. 9.2) необходимо стимулировать совокупный спрос (то есть сдвинуть кривую AD1 в положение AD2).

Достижение обозначенной цели осуществляется тремя приемами: 1) прямым увеличением государственных расходов; 2) мультипликативным эффектом; 3) изменением цен и совокупного спроса.

1) Из рис. 9.2 следует, что горизонтальный разрыв между кривыми AD1 и AD2 равен 1000 ден. ед., который создает дисбаланс в реальном объеме производства. Ликвидация этого разрыва (смещение кривой совокупного спроса в положение AD2), может происходить различными путями, связанными с ростом расходов: увеличением экспорта, частных инвестиций, положительными сдвигами в потреблении. Необходимо отметить, что события могут развиваться иначе. Правительство, вместо пассивного ожидания, может предпринять ряд дополнительных мер в отношении подконтрольных ему плановых расходов, используя инструмент государственных закупок. В этой связи необходимо определить оптимальный уровень государственных закупок.

2) Смещение кривой совокупного спроса вправо на определенную величину может происходить не только в результате увеличения объема государственных закупок на такую же величину. Причиной этого является мультипликативный эффект, согласно которому дополнительные государственные расходы, увеличивая доходы населения, приводят к еще большему потреблению, то есть средства, потраченные на новые государственные закупки и заказы, стимулируют увеличение общих планируемых затрат и инвестиций на еще большую величину. Если предельная склонность к потреблению (mpc) в рассматриваемой экономической системе равна 0,75, то, по формуле мультипликатора затрат 1/(1 – mpc), величина затрат составит 4 единицы. Это означает, что каждая единица денежных затрат суммы государственных закупок и заказов вызывает рост равновесного уровня плановых расходов при данном уровне цен на 4 единицы. Поэтому для увеличения совокупного спроса на 1000 млрд. ден. ед. достаточно увеличить объем государственных закупок на 250 млрд. ден. ед.

Из примера, приведенного в работе [27], исключено такое понятие как подоходный налог. В реальной ситуации каждая денежная единица, добавленная к величине государственных закупок и заказов, будет стимулировать совокупный спрос на величину меньшую, нежели 4 ден. ед. при той же величине предельной склонности к потреблению (0,75).

3) По мере того, как кривая совокупного спроса смещается из положения АD1 в АD2 (рис. 9.2), ситуация на графике изменяется вверх и вправо по кривой совокупного предложения. Это свидетельствует, что повышение цен воздействует на уровень плановых инвестиций, частично компенсируя процессы, порожденные мультипликативным эффектом, в основе которого лежит увеличение объема государственных закупок и заказов. Обобщая, можно сказать: поскольку повышение уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, равновесный уровень реального национального продукта возрастает на величину, несколько меньшую, чем определенная произведением мультипликатора затрат на увеличение реального объема государственных закупок и заказов.

Изменение структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью преодоления экономического спада можно проиллюстрировать следующими соображениями [27].

Система государственных закупок – лишь одна сторона налогово-бюджетной политики. Другая ее сторона – это чистые налоги. Под термином «чистые налоги» понимают доходы правительства и государственных органов власти от сбора налогов за вычетом трансфертных платежей. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильнейшее воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.

При анализе экономической системы, находящейся в состоянии спада (точка Е1, рис. 9.2), рассматриваются варианты изменения структуры чистых налогов для его преодоления. Как и прежде, необходимо вызвать смещение кривой совокупного спроса вправо на 1000 ден. ед. Предполагается, что парламентом принято решение увеличить выплаты по статьям социального страхования на 100 млрд. ден. ед., оставив налоги неизменными. Это равносильно сокращению чистых налогов на 100 млрд. ден. ед. Необходимо определить, какова реакция совокупного спроса в этом случае.

Прежде всего, эта мера увеличит на вышеозначенную сумму реальный располагаемый доход лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. В ответ (вновь принимая предельную склонность к потреблению равной 0,75) они увеличат свой реальный объем потребления на 75 млрд. ден. ед. Как и в предыдущем случае, повышение потребительских расходов на товары массового спроса увеличивает доходы занятых в соответствующих отраслях на 75 млрд. ден. ед., в свою очередь, расходы на потребление этой группы лиц увеличиваются на 56,25 млрд. ден. ед. и т. д. Таким образом, сокращение чистых налогов приводит в действие мультипликативный механизм, как и в случае увеличения объема государственных заказов. Это происходит независимо от формы сокращения чистых налогов: снижения уровня налогов, поступающих в государственную казну, либо увеличения объема трансфертных платежей.

Мультипликативный эффект воздействия изменения чистых налогов на экономическую систему представлен в табл. 9.1 [27, 56], где сопоставлено воздействие сокращения чистых налогов на 100 млрд. ден. ед с аналогичным расширением объема государственных закупок и заказов. Соответствующая разница в воздействиях на экономическую систему проявляется уже на первом этапе процесса. 100-миллиардное увеличение объема государственных закупок и заказов само по себе является прямым дополнением совокупного спроса. Мультипликативная цепочка начинается в этом случае с дополнительного повышения расходов на потребление и составляет в целом 300 млрд. ден. ед. Таким образом, общее изменение планируемых затрат и инвестиций равно 400 млрд. ден. ед. С другой стороны, сокращение налогов на 100 млрд. ден. ед. (либо увеличение трансфертных платежей) не является прямым дополнением совокупного спроса, так как в этом случае в явном виде не происходит прямой купли вновь произведенных товаров и услуг. Таким образом, единственным воздействием сокращения чистых налогов на состояние экономической системы будет вызываемое им увеличение расходов на потребление общей суммой в 300 млрд. ден. ед.

Таблица 9.1

Мультипликатор чистых налогов

Фаза цикла Увеличение реального дохода Увеличение реальных затрат на 100 млрд. ден. ед.
Увеличение объема государственных заказов и закупок Сокращение чистых налогов
  100.000.000  
100.000.000 75.000.000 75.000.000
75.000.000 56.250.000 56.250.000
56.250.000 42.187.500 42.187.500
42.187.500 31.640.625 31.640.625
23.780.468  
  ИТОГО 4000.000.000  

 

В табл. 9.1 приведено сопоставление мультипликативного эффекта от сокращения реальных чистых налогов и равного ему увеличения объема государственных закупок и заказов. И в том, и в другом случае эти меры увеличат объем расходов на потребление на 300 млрд. ден. ед. Однако увеличение объема государственных заказов само по себе является дополнением в 100 млрд. ден. ед. к величине совокупного спроса, и, таким образом, общий эффект от повышения уровня государственных заказов, учитывая прямое и косвенное увеличение плановых инвестиций и затрат, выше.

Приведенный пример поясняет, что сокращение чистых налогов производит меньший мультипликативный эффект, чем равное ему по абсолютной величине повышение плановых инвестиций и затрат. Отношение величины индуцированного смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов называется мультипликатором чистых налогов. Абсолютная величина мультипликатора чистых налогов определяется по формуле:

 

МУЛЬТИПЛИКАТОР ЧИСТЫХ НАЛОГОВ = МУЛЬТИПЛИКАТОР ЗАТРАТ – 1.

 

Подставив в правую часть величину мультипликатора затрат, равную 1/(1 – mpc), и упростив выражение, получим [27]:

 

МУЛЬТИПЛИКАТОР ЧИСТЫХ НАЛОГОВ = MPC/ (1 – MPC).

 

Применение мультипликатора чистых налогов можно рассмотреть при помощи рис. 9.2 и определить, каким по величине должно быть сокращение чистых налогов, предпринимаемое с целью выхода экономической системы из состояния спада. Для решения этой задачи, подставив величину предельной склонности к потреблению (0,75) в только что полученную формулу, можно определить мультипликатор чистых налогов. В данном случае он равен 3. То есть, для того, чтобы вызвать смещение кривой совокупного спроса на 1000 млрд. ден. ед, необходимо произвести сокращение чистых налогов или увеличение трансфертных платежей на сумму в 333 млрд. ден. ед. В результате этого смещения реальный объем производства вырастет на 500 млрд. ден. ед. (учитывая влияние повышения цен на различные компоненты реальных планируемых инвестиций и затрат) [27].

Исследование предполагает определенные ограничения и показывает, что при принятых допущениях изменение чистых налогов несколько менее эффективно, чем изменение структуры государственных закупок, воздействует на уровень совокупного спроса. Следует помнить, что в рассматриваемой модели принят целый ряд упрощений, главным из которых является следующее. Домохозяйства будут расходовать на потребление одинаковые части дохода, полученные как в виде сокращения налогов, так и в форме его прямого увеличения. Некоторые эксперты считают, что подобное развитие событий вовсе не обязательно. Если такая точка зрения верна, то изменение налогов – еще менее эффективный инструмент воздействия фискальной политики на экономическую систему, чем рассмотренная выше модель развития экономики.

Выше рассмотрены возможности использования налогово-бюджетных мероприятий для ускорения выхода экономики из спада, вызванного, к примеру, снижением уровня плановых инвестиций. Основное внимание кейнсианской школы сосредоточено именно на этом аспекте взаимодействия регулирующих государственных органов и структур хозяйственного механизма.

Однако фискальная политика может сыграть позитивную роль и в борьбе с инфляцией (или наоборот – вызвать рост инфляции в экономической системе в случае неправильного ее применения). На этом основанодействие системы рычагов налогово-бюджетной политики и инфляции.

Предотвращение прогнозируемой инфляции приведено на рис. 9.3 [27]. Экономическая система какое-то время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, резким ростом потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат.

Рис. 9.3. Налогово-бюджетная политика и инфляция

 

Без принятия неотложных мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо-вверх (то есть вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2). Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы.

Первоначально экономическая система находится в точке Е1. Прогнозы показывают, что без осуществления дополнительных мероприятий увеличение плановых инвестиций и затрат частного сектора экономики приведет к смещению кривой совокупного спроса из положения АD1 в АD2, вызывая тем самым рост уровня цен при достижении экономической системой точки Е2 – новой точки равновесия на краткосрочных временных интервалах. В долгосрочной перспективе, без каких-либо внешних воздействий на совокупный спрос, уровень цен вырастет еще больше, так как экономическая система сместится вверх в точку нового долгосрочного равновесия Е3. Чтобы предотвратить повышение уровня цен, государственные органы и правительство могут сократить объем государственных закупок, либо увеличить чистые налоги с целью компенсации возросшей активности частного сектора (тем самым кривая совокупного спроса возвращается в положение AD1).

Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики – один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. При предельной склонности к потреблению (как и в предыдущих примерах) 0,75, на каждые 100 ден. ед. предполагаемого смещения совокупного спроса выше уровня, необходимого для установления естественного уровня реального объема производства, можно произвести сокращение государственных закупок и заказов на 25 ден. ед. или повышение чистых налогов на 33 ден. ед. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей или повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии стабильности [27, 56].

Экспансионистская фискальная политика может служить генератором инфляции. Рассмотрим гипотетический сценарий, в котором экономическая система находится в равновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации в обозримом будущем. При приближении выборов парламентарии, желая привлечь избирателей, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета, снизить налоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для создания новых рабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет провести свою избирательную кампанию в атмосфере роста реального объема производства и сокращения безработицы. Сознавая общность своих интересов, парламент и президент составляют проект нереально расширенного государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как только эти планы начнут реализовываться, экономическая система выйдет из стационарного состояния (переместится из точки Е1 в Е2 на рис. 9.3). Реальный объем производства возрастет, безработица сократится, повышение уровня цен при этом будет незначительным. Избиратели останутся довольны, результаты выборов – практически предопределены.

Однако, в результате увеличения государственных расходов, в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и привлекаемые факторы производства начнут расти. По мере того, как фирмы будут приспосабливать свои ожидания к новым условиям, повышая цены с целью компенсации затрат, резко вырастут не только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объема производства, сопровождаемое увеличением безработицы. В этом заключается противоречие между относительно благоприятными кратковременными последствиями экспансионистской налогово-бюджетной политики и негативными результатами в перспективе.

Вышеописанный тип фискальной политики, связанный с изменением законов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса,называют дискреционной налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо преобразований в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения, наиболее тесно связанные с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок, называют автоматической налогово-бюджетной политикой.

 

9.2. Налогово-бюджетная политика в модели «доходы – расходы»

 

Уровень реального объема производства – один из базовых экономических параметров, приобретающий особую важность, поскольку он воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет тоге, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета, как в реальном, так и в номинальном его измерении.

Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, то есть не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни. Некоторые виды государственных закупок также «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Поэтому номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.