Основы налогообложения 12 страница

o между государством и органами, обеспечивающими взыскание налогов (определение правового статуса органов администрирования налогов, ответственности за обеспечение своевременного поступления налогов в бюджеты, государственный контроль за деятельностью налоговой службы);

o между органами налоговой службы и плательщиками относительно взаимных прав и обязанностей и механизма их реализации.

Особенность этого аспекта налоговых отношений в условиях современного правового государства заключается в том, что все без исключения элементы налоговой системы подлежат правовому регулированию; законам принадлежит ведущая роль в процессе регулирования налоговых отношений; правовое регулирование должно быть направлено на обеспечение максимального соответствия правовой формы налоговых отношений их сущности и на создание законодательных ограничений для расширения функций государства за пределы общественно необходимых и увеличения налоговой нагрузки выше оптимального уровня.

Организация системы налогообложения в демократических государствах основывается на следующих принципах [128]:

• равенство всех плательщиков перед законом;

• обязательное закрепление налоговых преференций в законах о налогообложении;

• презумпция невиновности плательщика налога в сочетании с системой гибкого влияния на нарушителей налогового законодательства; прозрачность налогового законодательства, однозначная трактовка его норм;

• запрещение обратной силы налогового закона;

• антидискреционность решений налоговой администрации (невозможность решения ею вопросов по своему усмотрению);

• гарантированность стабильность и последовательности налоговой политики;

• обязательность процедуры подтверждения или уточнения содержания статей Налогового кодекса по окончанию срока полномочий парламента.

Налоговые отношения как финансово-правовое явление проявляются в конкретных формах налогообложения. Поскольку последние являются практическим воплощением налоговых отношений, налоговая система на уровне хозяйственной практики представляется как совокупность взаимоувязанных, взаимосогласованных налогов, построенная соответственно научным принципам налогообложения. С таких позиций элементами налоговой системы являются лишь налоги, то есть платежи, которые удовлетворяют следующим требованиям [61]:

• могут быть квалифицированы как общеобязательные платежи;

• осуществляются без любого индивидуального или специального эквивалента;

• имеют одностороннюю направленность, то есть предусматривают движение средств лишь в одном направлении – от плательщика к государству;

• не имеют конкретного целевого назначения;

• вводятся для финансового обеспечения выполнения государством его функций.

В работе [104] приведено определение налоговой системы, формирующее общее представление о ее основных элементах и связях между ними: «налоговая система государства – это сложная система с многоуровневой структурой, на глубинном уровне составляющая совокупность налоговых отношений, регламентированную нормами финансового права, закрепленными в налоговых законах и других нормативно-правовых актах по вопросам налогообложения. Эти отношения складываются в процессе изъятия государством части индивидуальных и корпоративных доходов плательщиков, которые приобретают форму конкретных налогов, в результате чего налоговая система является построенной соответственно научным принципам налогообложения совокупностью взаимоувязанных налогов, администрирование которых обеспечивается совокупностью финансовых органов».

 

8.2. Научные основы формирования налоговой системы

 

Отдельные элементы образуют налоговую систему лишь тогда, когда между ними формируются связи совместимости, взаимосогласованности, соответствия. Системообразующими факторами при построении налоговой системы являются научные принципы налогообложения.

Принципы базирования налоговой системы принято делить на две группы: общие принципы налогообложения, которые являются основой любой налоговой системы, и особые принципы, исходящие из особенностей социально-экономического развития государства и тех заданий, решению которых должна способствовать формируемая налоговая система.

К общим принципам налогообложения относят такие [104, 45, 58, 65]:

o фискальная достаточность и эластичность;

o экономическая эффективность: сведение к минимуму негативного влияния налоговой системы на эффективное распределение ресурсов и хозяйственную деятельность экономических субъектов;

o административная простота: законодательная регламентация всех сторон процесса администрирования налогов; простота и вразумительность налогообложения; удобство исчисления и взимания налогов для плательщика; сведение к минимуму расходов на администрирование налогов;

o справедливость: всеобщность; неприкосновенность личной свободы при налогообложении и взыскании; равенство (горизонтальное и вертикальное).

Для эффективного функционирования налоговая система также должна соответствовать следующим принципам:

· стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности;

· обязательность – введение норм по уплате налогов и сборов, определенных на основании достоверных данных об объекте налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

· равнозначность и пропорциональность – взимание налогов с юридических лиц в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов на большие доходы;

· равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования при определении обязанностей по уплате налогов и сборов;

· социальная справедливость – обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоёв населения путём введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;

· стабильность – обеспечение неизменности налогов и сборов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

· экономическая обоснованность – установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учётом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

· равномерность уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

· компетенция – установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется в соответствии с законодательством о налогообложении;

· единый подход – обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора, объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

· доступность – обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов [31].

Реализация налоговой системой каждого государства определенной совокупности общих и особых принципов налогообложения, делает ее отличной от других налоговых систем. Однако налоговые системы, построенные на одних и тех же базовых принципах налогообложения, как правило, непохожи. Во-первых, из-за различий в соотношении общих принципов, заложенных в основу построения системы. Более всего на характеристики налоговой системы влияет степень реализации ею принципов эффективности и равенства. Во-вторых, налоговые системы применяют различные особые принципы налогообложения, как, например, «налоговая система должна способствовать стабилизации экономики и экономическому росту» (Р. Мардсен), «налоговая система должна быть спроектирована так, чтобы индивиды были убеждены в целесообразности своих налоговых выплат» (Дж. Стиглиц).

Фактор, который обеспечивает совместимость элементов налоговой системы, их соответствие друг другу и внешней среде, в налоговой системе играет роль «цели», которой подчиняются все элементы. Такая цель является внешней относительно налоговой системы в том понимании, что она определяется задачами, стоящими перед экономикой страны на определенном этапе ее развития. Так, системность налогообложения обеспечивается умелым комбинированием налогов, каждый из которых в большей степени выполняет ту или другую функцию налогообложения. Косвенные налоги хорошо выполняют фискальную функцию, тогда как регулирующая функция их является ограниченной. Прямые налоги хорошо выполняют регулирующую функцию, но фискальная функция, например налога на прибыль корпораций, является ограниченной и т.д. Благодаря сочетанию налогов с разными свойствами система в целом обеспечивает реализацию всех функций налогообложения.

Формирование налоговой системы соответственно научным принципам налогообложения, обеспечение его системности на практике становится возможным благодаря тому, что научные принципы налогообложения являются не абстрактными понятиями, а теоретическим обобщением его потребностей. Уже в начале XX в. стало очевидным, что развитие экономической и общественной жизни, государства как единого целого, при плотности общественных взаимосвязей, обусловливает возрастающее практическое значение научных принципов налогообложения. Так, была отмечена заинтересованность государства в минимальных расходах, связанных с взысканием налогов; в том, чтобы время и способы уплаты налога были удобны для плательщиков, иначе их платежеспособность будет снижаться без всякой выгоды для государства; возникновение новых условий общественной жизни, развивающих прогрессивные формы налогообложения [78].

Формирование налоговой системы на научных основах входит в круг интересов общественных групп, заинтересованных в экономическом и общественном прогрессе. Если прогрессивные силы формируют парламентское большинство, они разрабатывают и принимают налоговые законы, которые обеспечивают становление налоговой системы, приближенной к научным представлениям о рациональном налогообложении.

При анализе выбора политики трансформации в транзитивной экономике необходимо определить цели экономической системы и объективные условия ее функционирования. Очевидно, что Украина движется в сторону гражданского демократического общества со смешанной социально-ориентированной рыночной экономикой европейского типа [31, 109, 58, 97]. Такая система характеризуется децентрализованным распределением ресурсов, твёрдыми бюджетными ограничениями, в том числе и для государственного бюджета, преобладанием эффективной частной собственности, рыночным механизмом формирования цен и общей свободой в обществе, в том числе и экономической.

Как доказал опыт государств с высоким уровнем социальной защиты населения, либеральный путь развития экономики в чистом виде неприемлем относительно поставленных целей, поэтому взгляды ученых, проповедующих теорию неоклассического синтеза стали доминирующими в современном мире. Как показала практика становления стран постсоветского пространства, некоторые положения кейнсианской теории, в частности концепция эффективного спроса, в условиях трансформационной экономики не работают в полном объёме [110]. Как известно, процессы трансформации всегда сопровождаются сокращением ВВП, главным образом в связи со структурными преобразованиями в экономике. В этих условиях ресурсы, прежде всего, необходимы для инвестиций в новые производства и технологии, а не стимулирования потребления, так как национальная экономика переживает структурные изменения. В этот период следует временно отказаться от части потребления для получения более высокого дохода от эффективной экономики в будущем. Вместе с тем, основные положения кейнсианской теории присутствуют в транзитивной экономике. Так, негибкость цен и заработной платы на начальном этапе вызвана большой долей госсектора и высоким уровнем правительственного вмешательства в экономику; невозможностью быстрого формирования законодательной базы для создания эффективной рыночной инфраструктуры. Кроме этого, тезис зависимости спроса на деньги от дохода, а не от богатства, также справедлив для транзитивной экономики ввиду фактического отсутствия богатства у общей массы населения и неустойчивости денежных доходов. Эти положения справедливы и для теории неоклассического синтеза, применяющей кейнсианские постулаты в области своего видения макроэкономики.

Монетарная теория исходит из взаимозаменяемости любых ресурсов как источников богатства, при этом в случае избытка одного вида агенты в экономике оптимизируют структуру своего портфеля и восстанавливают равновесие. Нужно отметить, что большинство домохозяйств в транзитивной экономике тратят большую часть своего дохода на поддержание минимальных условий жизнедеятельности и не имеют возможности выбора области вложения средств в облигации, в материальные активы и т.д. Тезис о свободном переливании богатства оказывается в этих условиях неприменимым. Кроме этого, предполагаемые монетаризмом гибкость цен и заработной платы, возможности свободного и прибыльного инвестирования неосуществимы при отсутствии свободного конкурентного рынка и величине мультипликатора меньше единицы, что является реальностью для транзитивной экономики [110].

Теория рациональных ожиданий (частичный монетаризм) основывается на предпосылке абсолютной рациональности в поведении людей и наличия у них информации о будущем развитии экономики и предполагаемых правительственных решениях, что, естественно, будет ограничивать эффективность последних. Это утверждение, спорное даже для развитой рыночной экономики, превращается в полностью нерелевантное для постсоветской действительности. Как минимум, на начальном этапе реформ рядовой гражданин не понимает большей части законов функционирования рыночной среды в связи с её новизной для общества. У хозяйствующих субъектов отсутствуют экономисты, разбирающиеся в рыночной системе и особенностях текущей ситуации. В целом, все теории неоконсерватизма основаны на предположениях о существовании и успешном функционировании рыночной среды. Для транзитивной экономики это является целью и конечным этапом развития, но никак не реальностью сегодняшнего дня.

Каждое из рассмотренных направлений западной экономической школы возникало на определённом этапе развития производственных систем и достаточно успешно описывало происходящие в то время экономические процессы. С изменением условий основные положения теорий переставали работать и появлялась другая доминирующая концепция, что указывает на применимость таких теорий в опредёлённых, идеальных для них условиях. Таким образом, очевидна невозможность копирования методов той или иной экономической школы в период реформирования экономики. Это объясняется различием в уровнях экономического развития и состояния инфраструктуры экономики развитых стран и стран, переживающих процесс трансформации своей экономической системы, с высокой макроэкономической нестабильностью и социальными потрясениями. Можно утверждать, что для трансформационного периода более эффективна политика кейнсианского регулирования экономики до момента её качественного преобразования в экономику с цивилизованным рынком [58, 97, 110].

 

8.3. Особенности налоговой системы и понятие налогового давления

 

Построение концепции налоговой системы государства, ориентированной на предельно допустимую величину налогового изъятия, требует, согласно методологии налоговедения, знаний фундаментальных принципов продуктивного (эластичного) налогообложения [128], получивших название «золотых правил» налогообложения. На их фундаменте современные зарубежные и отечественные ученые разработали систему принципов, в соответствии с которыми формируются и совершенствуются национальные налоговые системы разных государств. Современная налоговая наука и практика руководствуются двумя группами принципов налогообложения: организационно-этические (они и есть «золотые правила» налогообложения); экономико-функциональные (правовые) принципы, в соответствии с которыми развивается налоговое производство в конкретном пространстве и во времени.

Для обоснования рациональности той или иной налоговой концепции и проверки ее на соответствие реальной экономической практике (свойство адекватности) используются классические принципы налогообложения: справедливость, равномерность (равнонапряженность), ясность (прозрачность) и дешевизна (эффективность налогового администрирования). Эти принципы во многом отражают этическую сторону налога, его философский смысл.

Основу классических принципов или «золотых правил» налогообложения составляют принципы, которые, как указывает Т. Юткина [128], «нацеливают все элементы налоговой среды на максимально продуктивный результат, который может быть принят обеими сторонами налогового процесса: субъектами сфер «бизнес» и «бюджет».

Путь, который прошли страны рыночной демократии, подтверждает, что такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно проводить на демократической основе. Этот опыт свидетельствует о том, что для создания эластичной налоговой системы необходимы постепенные и длительные преобразования институтов собственности и власти.

Налоговая система рыночного (и предшествующего ей транзитивного) типа предусматривает законодательное закрепление основных принципов ее функционирования:

- формирование доходов бюджета лишь в процессе перераспределения созданного в обществе ВВП;

- установление равных прав и обязанностей перед бюджетом для всех форм собственности;

- применение финансовых рычагов с целью установления оптимального соотношения между доходами владельцев предприятий и их работников, между средствами, которые направляются на потребление и накопление [31].

Первый принцип – формирование доходной части бюджета является результатом распределения ВВП, которое проходит две стадии: первичное распределение и перераспределение. В процессе первичного распределения формируются доходы юридических и физических лиц, которые принимают непосредственное участие в создании национального продукта. Перераспределение (вторичное распределение), прежде всего, проявляется в изъятии части первичных доходов (заработной платы, прибыли) в интересах государства в форме налогов и других обязательных платежей.

Второй принцип функционирования налоговой системы переходного типа – установление равных прав и обязанностей для всех форм собственности перед бюджетом – определяется одинаковым начальным уровнем налогообложения всех субъектов предпринимательства. Последующая хозяйственная деятельность всегда вызывает дифференциацию доходов, и попытки их выравнивания через систему дополнительных налоговых рычагов могут уничтожить все стимулы к росту прибылей и существенно ослабить предпринимательскую и инвестиционную активность.

Регулирование оптимальных пропорций между доходами владельцев предприятий и их работников и на этой основе – между средствами, которые направляются на потребление и накопление, целесообразно финансовыми методами, прежде всего при помощи ставок налога на прибыль предприятий и шкалы подоходного налога с граждан [97].

Налоговая система рыночного типа должна основываться на взвешенной налоговой политике государства в сфере налогообложения. История фискальной политики сводится к поискам идеалов оптимального налогообложения. При этом государство не может удовлетвориться лишь общими пропорциями распределения ВВП, оно должно учитывать интересы каждого предприятия и члена общества, объединяя тем самым два исходных критерия политики в сфере взыскания налогов – экономической эффективности и социальной справедливости.

Как уже отмечалось, налоговая политика имеет два аспекта: формирование государственного бюджета и собственно взыскание налогов согласно всем элементам налоговой системы. Говоря о первом аспекте, следует заметить, что государство не может устанавливать максимальный уровень налогообложения из-за возможности появления социальной напряженности. В этом смысле всегда существует проблема формирования оптимальной фискальной системы, которая заключается в выборе способа обеспечения нужного распределения ресурсов между частным сектором и государством [86].

Второй аспект фискально-экономической политики охватывает деятельность государства в сфере налогообложения – установление видов налогов, плательщиков, объектов, ставок, льгот, сроков уплаты и механизма зачисления в бюджет.

В работе П. Мельника [58] предложен комплексный подход к изучению налоговых отношений в транзитивных экономиках на основе структуризации налоговых поступлений по их целевому назначению. Автор структурирует налоговые поступления на три налоговых агрегата.

К первому налоговому агрегату отнесены все налоговые платежи и сборы в соответствии с действующим законодательством Украины. При это необходимо отметить, что формально его составляющие не имеют целевого назначения, хотя на практике это не так, поскольку они являются элементами бюджетного планирования (этот налоговый агрегат обозначается как П1).

Второй налоговый агрегат – это отчисления в государственные целевые фонды. Такие платежи, как правило, не имеют аналогов в развитых экономиках, не являются собственно налогами, но реально ложатся дополнительным гнетом на производителя или потребителя. Их существование в транзитивных экономиках объясняется повышенной ролью государства в общественном секторе экономики. Этот налоговый агрегат обозначается как П2.

Третий налоговый агрегат (П3) – это государственный долг, который можно интерпретировать как обязательства правительства на будущее, в силу чего велико его влияние на основные макроэкономические переменные. Необходимо обозначить, что объем социальных услуг, какие предоставляет правительство за счет оплачиваемых резидентами налогов, не должен превышать темпов роста национального богатства и должен изменяться пропорционально темпам прироста населения. То есть, возникают определенные социально-демографические и бюджетные ограничения, которые в динамике должны быть неизменны.

Налоговая политика Украины осуществляется, исходя из определенных принципов, которые отражают ее задачи. Действующим налоговым законодательством, в частности Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О системе налогообложения» от 18.02.1997 г. с последующими изменениями и дополнениями [8], определены основные принципы реализации фискальной политики на современном этапе: стимулирование предпринимательской деятельности; обязательность; равнозначность и пропорциональность; равенство; социальная справедливость; стабильность; экономическая обоснованность; равномерность уплаты; компетенция; единый подход; доступность.

Однако нормами Закона не предусмотрена отмена двойного налогообложения, установление налоговой квоты; отсутствуют ссылки на то, что налоговая система должна быть гибкой, экономически эффективной, бюджетно-ориентированной. Стимулирующая роль налогов сводится лишь к предоставлению льгот с налога на прибыль, которая направляется на развитие производства, хотя диапазон ее действия значительно шире; принципы равнозначности и пропорциональности на практике не реализуются, а. следовательно, нарушается единый подход относительно взыскания налоговых платежей [97].

По мнению ряда отечественных ученых [31, 104, 58, 97, 53], формирование налоговой политики в условиях экономики Украины должно базироваться на следующих основах:

1) стабильность налогового законодательства. Это означает, что виды налогов и механизм их удержания в течение определенного периода времени должны быть неизменными, кроме того, налоговая служба также должна иметь определенное время на освоение механизма удержания того или иного налога, поскольку стабильность налоговой политики обеспечивает высокий уровень фискальной работы;

2) обязательность. Означает, что налоги в принудительном порядке должны поступать в бюджет соответствующего территориального образования, а за нарушение правильности, полноты, своевременности уплаты к плательщикам применяются финансовые санкции и административные штрафы;

3) социальная справедливость. Основой реализации этого принципа являются ориентиры социальной политики. Структура фискально-экономической системы должна максимально отвечать интересам всех слоев населения;

4) экономическая эффективность налоговой системы. Этот принцип можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с действием фискальной функции налогов и заключается в эффективности их удержания, которая предусматривает обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов, максимальное исключение возможности уклонения от налогов, минимизацию расходов, связанных с учетом плательщиков и взыскания налогов. Второй аспект отображает регулирующую функцию налогов и характеризует их использование как финансовых инструментов. Задача государства – контроль за соблюдением бюджетно-платежной дисциплины и создания наиболее удобного механизма для налогообложения плательщиков;

5) равнонапряженность. Этот принцип связан с принципом социальной справедливости и заключается в том, что обязательства перед бюджетом устанавливаются для всех плательщиков согласно с их возможностями и результатами деятельности;

6) гибкость. Этот принцип диалектически противоположен принципу стабильности, поскольку его суть заключается в своевременном реагировании на изменения в экономической и социальной жизни государства и согласовании с ними системы налогообложения. Реализуется принцип гибкости либо путем постепенных изменений, либо через налоговую реформу;

7) исключение двойного налогообложения. Особенно актуален для отечественной фискально-экономической системы, где на один и тот же объект многократно насчитываются разного рода платежи и сборы. Главное назначение данного принципа – четкое, экономически обоснованное определение объектов налогообложения с целью предотвращения двойного налогообложения;

8) введение налоговой квоты. Налоговая квота – это часть налога в доходе плательщика, которая характеризует уровень налогообложения. В отечественной фискальной практике такое понятие в настоящее время не используется. Мировой опыт показывает, что уровень налогообложения не должен превышать трети дохода. В условиях отечественной экономики этот показатель находится в пределах 35 до 70%;

9) бюджетная ориентация налогов. Налоги выступают главным источником формирования доходной части бюджета, которая используется на общегосударственные расходы. Однако ввод новых налогов, повышение ставок, расширение объектов налогообложения и др. с целью ликвидации бюджетного дефицита или финансирования других общегосударственных потребностей, является недопустимым.

Рыночная и плановая экономики основываются на разных вариантах распределения ВВП и формирования доходов бюджета. Поэтому процесс реформирования налоговой системы должен происходить с учетом изменения как элементов налогообложения, так и методов распределения национального продукта [58].В странах с развитой рыночной экономикой стоимость реализованного ВВП распределяется вначале между владельцами средств производства – частными предпринимателями, или юридическими лицами, которые получают свою часть в виде прибыли, и наемными работниками, которым выплачивается заработная плата.

Приобретение системой налогообложения рыночно ориентированных свойств означает постепенное формирование налогового законодательства, обеспечивающего паритет налоговых функций: фискальной и регулирующей. Приобретение таких свойств зависит в свою очередь от многих факторов, и главным из них является состояние экономики, ее способность к наращиванию финансового потенциала, его капитализации [128].

В рыночной экономике государство получает свои доходы преимущественно в процессе перераспределения ВВП путем налогообложения первичных и вторичных доходов субъектов ведения хозяйства, четко определяя уровень налогообложения. Благодаря этому система налогообложения является открытой и понятной. Повысить уровень налогообложения правительство может лишь гласно, обосновав свои расчеты так, чтобы с ними согласилось общество. При таком варианте формирования доходов бюджета основными объектами налогообложения являются доходы населения (заработная плата, дивиденды, личные доходы предпринимателей). Это является объективным свойством рыночной экономической системы.

Как подчеркивается в работе [128], обеспечение финансовых потребностей казны государства обусловливает необходимость разрешения важных экономико-финансовых противоречий, возникающих по поводу решения вопросов:

• какая доля финансовых ресурсов может быть аккумулирована (обобществлена) без нанесения ущерба корпоративным экономическим интересам и интересам бюджетов домашних хозяйств (сколько изымать?);

• на каких конкретных юридических и физических лиц будут распространены обязательства по уплате налогов (с кого взимать?);

• какие конкретные объекты подводить под обложение (с чего взимать?);

• какие права и обязанности необходимо возлагать на участников налоговых процессов?

Налоговые процессы, протекая как перераспределение совокупного (интегрального) финансового результата, представляют собой сферу, объединяющую и уравновешивающую разные экономические интересы. Одной фискальной функции явно недостаточно, чтобы выразить все многообразие потенциальных возможностей налоговых категорий и определить роль и значение их практических форм существования в экономической системе государства. Этим целям служит вторая – регулирующая функция налоговой системы. Данная функция уравновешивает фискальное свойство налогообложения, как бы частично его нейтрализует в соответствии с новой, социально-стимулирующей ролью и новыми задачами налоговой системы в условиях глобализации современных экономических процессов. В развитых и развивающихся экономиках реализация регулятивного свойства (регулирующей функции) системы налогообложения существенно различается, поэтому различны «противовесы» ее фискальному проявлению. В общем смысле такими противовесами являются специальные механизмы, обеспечивающие баланс интересов двух сфер – «бизнеса» и «бюджета», паритетное существование корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов (подсистемы льгот, кредитов, освобождений, продуктивное сосуществование прямых и косвенных налогов и др.).