Основы налогообложения 4 страница

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. В мирное время налогов не было. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком [123]. Разрастаясь, Римское государство завоевывало и основывало новые города-колонии. В результате этого происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Каждые пять лет осуществлялось установление суммы налогов.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель.

Постепенно Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало об их зависимом положении. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. С них также регулярно взимались и коммунальные налоги [123].

Длительное время Римская империя не имела государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги, поэтому Римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала община. На откуп же обычно отдавались косвенные или чрезвычайные налоги. Как только давалось право на их взимание, налоги выставлялись на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма налога немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками старался получить прибыль. Деятельность откупщиков не могла в должной степени контролироваться, от чего серьезно страдали не только народ, но и государственная казна.

Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и, прежде всего, налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н. э.), продолжил император Август Октавиан (63 – 14 гг. до н. э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. При этом сокращались услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль.

С целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи была заново проведена оценка налогового потенциала провинций. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлялись кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Проводилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию [123]. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Определение суммы налога (ценз) проводилось избранными чиновниками-цензорами каждые пять лет. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении, таким образом, уже тогда закладывались основы декларации о доходах.

Основным прямым доходом в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Также каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенные из них: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление. Были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях с вывозимых или ввозимых на продажу товаров.

При императоре Диоклетиане (243 – 313 гг. н. э.) устанавливается промысловый налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налоги с граждан, это делали общины. Однако, оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска [123].

Уже в Римской империи налоги не только выполняли фискальную функцию, но и играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции для продажи. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации. Анализ развития налогообложения Римской империи А. Брызгалиным [64] показывает, что в то время общее количество платежей в государстве достигало более 2000. Последующие налоговые системы лишь адаптировали к своим условиям налоговые системы древности.

Становление и развитие налогообложения в Древней Руси происходило несколько позже. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела был сначала нерегулярный, а затем все более регулярный прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Уже в то время в Древней Руси было известно и поземельное обложение.

Косвенное налогообложениесуществовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» – за перевоз через реку, «гостиная» пошлина – за право иметь склады, «торговая» – за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом [123].

В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, – самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Помимо выхода, или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

На территориях, захваченных татаро-монголами взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505 гг.) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел дань с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные – для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, то есть, на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства [123].

Кроме дани, источником дохода в виде прямого налога служил оброк. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. При этом для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы – «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был не одинаков, а зависел от области, качества почвы, принадлежности земель.

Описание земель имело большое значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог, который определялся не только количеством земли, но и ее качеством.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Из приведенного выше можно сделать вывод, что формы налогообложения определялись общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армии, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги превращаются в источник доходов содержания государства в денежной форме.

Таким образом, к концу XV века в большинстве государств стала складываться финансовая система. Уже происходит возникновение сети государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет большую часть функций, связанных с налогообложением, на себя.

Обязательные платежи древнего мира уже тогда напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании.

 

3.2. Становление и развитие налогообложения в Украине

 

Украина прошла довольно длинный путь введения налогов в экономику страны, что стало источником формирования бюджета и регулятором предпринимательской деятельности.

Историю становления налоговой системы Украины можно поделить на несколько этапов [115, с. 13]:

1. Система налогов Киевской Руси (ІХ – ХШ ст.);

2. Денежная, натуральная дань, барщина и другие налоги Литовско-Польского периода (начало XIV – начало XVI ст.);

3. Налоговая система Казацкого государства (1648 – 1654 гг.);

4. Московско-Русская налоговая система (середина XVI – начало XX ст.);

5. Налоговое законодательство Украины в сфере культуры и развлечений в начале XX ст.;

6. Налоговая система во времена Советского периода (1917 – 1991 гг.).

7. Налоговая система независимой Украины (1991 г. по настоящее время).

Налоговая система (служба) в украинских землях начинает свою историю с возникновением государства (VІII – XII ст.) в Киевской Руси.

Одним из древнейших прямых налогов в Киевской Руси была дань, которая собиралась для содержания княжеского двора и жены. Налоги имели в основном натуральный характер. Дань платилась по обыкновению, продуктами сельского хозяйства и промыслов (мех, воск, мед, хлеб, кожа и т. п.). Собирали дань, непосредственно выезжая на так называемое полюдье, в виде разных даров князю или представителям его администрации («поклон», «почесть», «состояние»), или «повозом», когда ее привозили в Киев [115].

Несколько позже на территории Древней Руси единицей налогообложения был «дым» или двор, который имел определенный надел земли (в среднем он равнялся одному плугу или 15 га), 20 – 30 «дымов» составляли «двор». В основном это было объединение родственников, которые совместно отвечали за составление и сбор налогов. Около 1/3 собранной дани князь брал на свои личные нужды, а остальное шло на содержание жены, органов управления и ведение войны [49]. Прямые налоги в основном поступали в натуральном выражении.

Основой денежных поступлений были косвенные налоги, которые существовали в виде пошлин и штрафов. Большинство составляли торговые пошлины – «вес» и «мера» – за взвешивание и измерение; «пошлин» – за провоз товаров через городские ворота; «перевоз» – перевоз товаров через реку. «Гостиное» и «торговое» взималось за право иметь склады и организацию торжищ. Внутренняя торговля велась преимущественно на торгах в определенных местах и в определенное время. В Киеве их, например, было восемь, в частности торжище на Подоле (теперь Контрактовая площадь), Бабий Торжок на Горе (близ нынешней Андреевской церкви). Очень активной была внешняя торговля, так как через Киев проходил знаменитый торговый путь, который имел название «из варяг в греки» [95].

Как показывают в своих исследованиях Н. Ткаченко, Т. Горова, Н. Ильєнко [115] в период средневековья пошлины были не только торговые, но и судебные. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за другие преступления, «урок» – выплачивался потерпевшему лицу, «дикая вира» – выплачивалась общиной за преступление, которое было совершено на ее территории. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.).

В период феодальной раздробленности налоги Киевской Руси несколько изменились. Появились новые налоги и пошлины (рис. 3.1).

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги и пошлины в Киевской Руси часто взимались не на государственные нужды, да и расходовались не всегда по назначению. А в период вторжения монголо-татарских войск хана Батыя татары установили в некоторых частях занятой ими Украины свою налоговую систему.

 
 

 

 


В первой половине XIV ст. большинство украинских земель сначала вошли в состав Большого Княжества Литовского, а после Люблянской унии Литвы с Польшей (1569 г.) – в состав Речи Посполитой. На украинских землях была введена польская налоговая система. Широчайшие массы сельского и частично городского населения были обязаны отбывать барщину, а также платить натуральную и денежную дань непосредственно своим господам (шляхте).

Среди таких налогов можно выделить [115]:

поголовщину, которую платили сельское и городское население. Каждый «двор» должен был уплачивать налог деньгами;

серебщину, которую уплачивали один раз в два года государственные и крепостные крестьяне, а также шляхта, если они не отбывали военную службу;

подымщину, которую уплачивали деньгами сельское население от каждой хаты (дыма);

воловщину, которую уплачивали деньгами, а иногда животными сельское население, частично крепостные и мещане;

станцию – натуральный налог, который уплачивали сельское население для обеспечения князя и его двор едой, фуражом, подводами и др.;

натуральные платежи, которые уплачивали за пользование лесами, лугами, реками и др.

Находясь под гнетом Речи Посполитой, украинский народ не мог смириться с таким положением. Это привело к обострению социально-экономического и политического положения в Украине и стало одной из причин освободительной войны украинского народа. Именно в ходе освободительной войны (1648 – 1654 г. г.) казацкая старшина во главе с Б. Хмельницким старалась возродить украинскую государственность, создать свою налоговую систему. На протяжении войны доходы и расходы значительно колебались. При этом огромное значение имели победы и поражения казацких войск.

Б. Хмельницкий старается в большей мере централизовать сбор налогов, чтобы иметь достаточные средства для беспрерывных войн, которые вынуждено вести казацкое государство, и создания государственного аппарата. Главными источниками прибылей Войска Запорожского, кроме естественного богатства черноземного края, были: военная добыча, внешняя торговля, продажа вина, жалованье от перевозов, подымный налог и, наконец, царское хлебное и денежное жалования [115]. Большую пошлину давали кабаки, которые были распространены в земли запорожских казаков. Важным источником доходов запорожских казаков было также «мостовое», то есть платеж проезжих купцов, торговцев, промысловиков и чумаков за перевоз товаров через реки, а так же за безопасность в дороге (иногда за конвоирование с военным). Казаки и их старшины постоянно отстаивали свою привилегию по освобождению от налогов, так как они несли военную службу, поэтому налоговое бремя ложилось лишь на крестьян и мещан.

С середины XVI и до начала XX столетия в Украине существовала Московско-Русская налоговая система. Этот период начался с переписи дворов земледельцев, которые должны были платить налоги в московскую казну. К переписи не включились казацкие дворы и монастырские села.

Сначала налоги платились в натуральном выражении, но потом они были заменены единым денежным налогом от двора, так называемым «подворным», который в 1783 г. был заменен на «подушный». Подушное было главным налогом всей Русской империи с 1724 г. С введением подушного налога были окончательно закрепощены украинские крестьяне. В XVIII ст. подушный налог составлял почти 50% всех налогов, которые поступали в бюджет государства [115].

Во времена Петра І к основным податям – подворного и подушного – добавились бесчисленные дополнительные налоги,которые носили чрезвычайный характер: драгунский сбор, сбор на построение кораблей и т.д. Были введены налоги на домашние бани, полоскание белья, прогон плотов по реке, торговые налоги и пошлины – всего около полсотни разных платежей и сборов. Именно тогда появился еще один курьезный источник дохода – налог на бороду.

Среди гражданских платежей того периода можно выделить следующие сборы:

гербовый;

плененные – на выкуп граждан, которые попали в плен;

пищальные – на обслуживание оружия и орудий;

стрелецкие – на создание и поддержание в боевой готовности регулярной армии.

В середине XIX ст. начинается период упадка феодально-крепостнического хозяйства.Все большую роль начинают играть торгово-денежные отношения. Примером этого может быть Киевская контрактовая ярмарка. Она из обычной ярмарки, где продавались привезенные товары, в середине XIX ст. превращается в товарную и финансовую биржу, которая фактически устанавливала цены на всей Правобережной Украине. Значительные средства получал и Киев [115].

Во второй половине XIX ст. в связи с подъемом промышленного развития в России была проведена финансовая реформа. В 1863 г. подушная подать была заменена налогом на недвижимое имущество. В этот период вводится акциз на производство спиртных напитков. Все оброки крестьян были реорганизованы в выкупные платежи за полученную землю сроком на 44 года.

Конец XIX ст. стал периодом активного введения новых и изменения уже существующих налогов и сборов в бюджет государства. Так в 1885 г. вводится рентный налог (5% от доходов из денежного капитала и ценных бумаг). С 1887 г. был прекращен сбор подушной подати от крестьян. Она заменяется поземельным налогом. Это был единственный налог, который платили со своих земель помещики-дворяне.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д. В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений [64]. Постепенно вводятся акцизы и на другие продукты: на сахар, соль, керосин, спички, табак и папиросную бумагу. Так как сахар, табак, водка производились главным образом на Украине, то отсюда в имперский бюджет поступало 30 – 60% всех акцизов [115].

В 1891 г. вводится таможенный тариф, который значительно повысил прибыль государства от таможенных сборов (с 8 до 15% всех государственных прибылей). В 1894 г. был внедрен налог на помещение [115].

С 1898 г. была введена система Промышленного налога по 4 классам местности и по разрядам предприятий. Устанавливается дополнительный промышленный налог на капитал и процентный сбор с прибылей акционерных и других предприятий (0,15% от суммы основных фондов) [115]. Благодаря всем этим мероприятиям, правительству удалось увеличить налоговые поступления, обеспечить превышение экспорта над импортом, расширить запасы золота.

Начало XX ст. стало золотым веком в развитии промышленности, сельского хозяйства, банковской системы, создаются и расширяют свою деятельность как государственные, так и частные финансовые учреждения. Так, в Украине действовали три конторы Государственного банка – в Киеве, Одессе, Харькове и 24 его отделения в других городах страны [115].

Первая мировая война нарушила дальнейшее развитие государства. Возрастают расходы на войну. Дефицит бюджета покрывается за счет денежной эмиссии и займов.

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги в основном имели ярко выраженный классовый характер, и не имели большого фискального значения [64].

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе новой экономической политики (НЭПа). На развитие советского налогообложения в начале 20-х годов ХХ ст. большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда ее черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию – по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов ХХ ст. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны [64].

Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертыванием НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением необходимых отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Возникла необходимость реформирования налоговой системы. К началу реформ середины 80-х годов ХХ ст. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства, они занимали незначительную долю, примерно 7 – 8 % всех поступлений бюджета [64].

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов ХХ ст. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения.

 

3.3. Налоговая система независимой Украины

 

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Украины как политически самостоятельного государства, которому необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Формирование налоговой системы Украины началось на рубеже 1991 – 1992 гг. Налоговая система Украины постоянно изменялась в направлении поиска рациональной структуры, которая бы отвечала переходному состоянию экономики, и сыграла свою положительную роль на этапе становления независимости государства.

Закон Украинской ССР «О системе налогообложения» был принят еще 25 июня 1991 г., до провозглашения Акта о независимости Украины и поэтому некоторое время в процессе налогообложения использовались нормативные акты бывшего СССР. Упомянутый закон был довольно несовершенным как по структуре, так и по смыслу, но им фактически была провозглашена новая национальная система налогообложения и основные принципы налогообложения в Украине.

Особенностью налоговой системы Украины в 1992 г. явилось появление новых видов налогов. Так, вместо существовавшего налога на прибыль, разрабатывается механизм налога на доходы (введён Законом Украины от 21 февраля 1992 г. «О налогообложении доходов предприятий и организаций») и принимается налог на добавленную стоимость (НДС).

С момента законодательного закрепления НДС в Украине применялись две ставки: 28% и 22%. Первая ставка применялась при начислении налога в основных случаях, то есть была базовой и применялась при продаже товаров (работ, услуг) по договорным ценам. Вторая ставка применялась при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценами тарифам.

В этот период в Украине, как и в России, механизм налога на добавленную стоимость предполагал максимальную ставку среди европейских стран в 28% к облагаемому обороту. Но потом в Российской Федерации налог был снижен до 20% в отличии от Украины, где ставка оставалась 28%.

Также детализируется акцизный сбор (Закон Украины от 18 декабря 1991 г. «Об акцизном сборе»). Наряду с этим используются и устоявшиеся налоговые рычаги: налог с владельцев транспортных средств, плата за землю, подоходный налог с граждан.

Период 1992 – 1993 гг. ознаменовался большими дискуссиями относительно перспектив дальнейшего развития налоговой системы. В этот период начинаются изменения в системе налогообложения Украины.

Закон Украины от 19 декабря 1992 г. №2886-ХІІ «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» явился заметной вехой в регулировании налогообложения. Фактически уже через неделю налоговая система Украины была существенно преобразована. В целях оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением рыночной реформы, Верховный Совет Украины временно, сроком до 21 мая 1993 г., возложил на Кабинет Министров полномочия издавать декреты в сфере законодательного регулирования по вопросам, предусмотренным Конституцией Украины, в части отношений собственности, предпринимательской деятельности, социального и культурного развития, государственной таможенной, научно-технической политики, кредитно-финансовой системы, налогообложения, государственной политики оплаты труда и ценообразования [50, с. 728].

Таким образом, произошел «декретный залп» в области налогового регулирования, который практически обновил всю систему налогов. Основным среди прямых налогов становится налог на прибыль предприятий.

Несмотря на недостатки в системе налогообложения, по состоянию на 1994 г. в Украине сформировались свои отработанные налоговые механизмы. Качественное обновление налоговой системы Украины пришлось на 1994 – 1995 гг. В этот период формируются устойчивые, отработанные налоговые механизмы. Наряду с действовавшими налогами возникают новые (налог на промысел). К 1994 г. наконец-то складывается система местных налогов и сборов, введённая Декретом Кабинета Министров «О местных налогах и сборах» от 20 мая 1993 г. и уточнённая Законом Украины от 17 июня 1993 г. В этот же период в Украине усиливается контроль за налогообложением физических лиц путем создания государственного реестра налогоплательщиков – физических лиц (Закон от 22.12.1994 г.).

В 1996 – 1997 гг. начинается новый этап развития налоговой системы, задачей которого является послабление налогового давления. Начало этого этапа было определено Указом Президента Украины от 31.06.1996 г. «О мероприятиях по реформированию налоговой политики» и постановлением ВР Украины от 04.12.1996 г. «Об основных положениях налоговой политики в Украине», согласно которым предполагалось значительное реформирование правовых норм налогообложения. Предполагалось введение законов прямого действия и создание условий для принятия Налогового кодекса Украины, который станет основным нормативным актом в процессе регулирования налогообложения [135].

Период 1991 – 1997 гг. можно охарактеризовать как период поиска путей совершенствования налоговой политики государством, становления налоговой службы государства. Создание же на ее базе Государственной налоговой администрации Украины в 1996 г. было продолжением построения действенной системы контроля за соблюдением налогового законодательства.

К середине 1997 г. были обновлены практически все основные налоговые механизмы: налог на прибыль (Закон Украины от 22 мая 1997 г. №97-ВР); налог на добавленную стоимость (Закон Украины от 3 апреля 1997 г. №168/97-ВР); налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (Закон Украины от 18 февраля 1997 г. №75/97-ВР); плата за землю (Закон Украины от 19 сентября 1996 г. №378/96-ВР). Один из важнейших законов в области налогообложения – Закон Украины «О системе налогообложения» был принят в новой редакции 18 февраля 1997 г. №77/97-ВР. В усовершенствованном Законе были уточнены некоторые статьи, закреплены те положения, которые действуют и поныне, хотя они принципиально не изменили существовавшего механизма регулирования системы налогообложения. Одним из наиболее принципиальных моментов, внесенных этой редакцией Закона Украины, явились обновленные принципы построения системы налогообложения.

В это время произошло также уточнение учетного механизма налогообложения. С опозданием институт реестрового учёта вводится и для юридических лиц. Положение, утверждённое постановлением Кабинета Министров Украины, от 22 января 1996 г. №118 «О создании единого государственного реестра предприятий и организаций Украины», в качестве единого реестра закрепило единую автоматизированную систему учета, накопления и обработки данных о предприятиях, организациях всех форм собственности, а также и отдельных подразделений.

Закон Украины от 22 мая 1997 г. №283/97-ВР «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» уточнил многие моменты, связанные с налогообложением прибыли. Однако наиболее заметным, пожалуй, было отделение налогового учета от бухгалтерского, а также был поставлен акцент на регулировании механизма амортизации. Под термином «амортизация» основных фондов и нематериальных активов следует понимать постепенное отнесение расходов на их приобретение, изготовление или улучшение, на уменьшение скорректированной прибыли плательщика налога в пределах норм амортизационных отчислений.