Смешение цветов

 

Для того, чтобы проникнуть в богатство цветового мира,

хорошо бы проделать несколько систематических уп­ражнений по смешиванию цветов между собой. Исходя из чувствительности к цвету и из технических возможностей, для отдельных упражнений можно вы­брать большее или меньшее число цветов, подлежащих смешению. Каждый цвет может быть смешан с чёрном, белым или серым цветом или с любым другим цветом хроматического ряда. Громадное число новых цветовых образований, возникающих при смешении, образует необозримое богатство цветового мира. Полосы. На двух концах узкой полосы мы помещаем любые два цвета и постепенно начинаем их смешивать. В зависи­мости от двух исходных цветов мы получаем соответст­вующие смешанные тона, которые в свою очередь могут быть осветлены или затемнены.

Треугольники. Каждую сторону равностороннего треугольника мы де­лим на три равные части и соединяем полученные точки линиями, параллельными сторонам треугольника. Та­ким образом, получается девять к/аленьких треугольни­ков, в угловые из которых мы помещаем жёлтый, крас­ный и синий цвет и последовательно смешиваем крас­ный с жёлтым, жёлтый с синим и красный с синим, по­мещая эти смеси в треугольники, расположенные меж­ду угловыми. В каждый из оставшихся треугольников мы помещаем смесь соприкасающихся с ним трёх цве­тов. Подобные упражнения можно провести и с други­ми цветами.

Квадраты. В четырех углах схемы, состоящей из 25 квадратов, по­местим белый, чёрный и основную пару дополнитель­ных цветов — красный и зелёный, затем приступим к смешиванию цветов. Сначала пойдём от исходных уг­лов, затем приступим к смешиванию тонов по диагона­ли, и наконец, получим отсутствующие здесь другие хроматические тона. Вместо чёрного, белого, красного и зелёного можно использовать и две другие пары до­полнительных (комплиментарных) цветов, как это и да­но на рисунке 30.

Цветовые тона взятых нами треугольника и квадрата об­разуют замкнутую единую систему тонов, которые явля­ются между собой родственными. Каждый, желающий более подробно изучить возмож­ности смешивания цветов, должен попытаться смешать каждый цвет с любым другим- Для этого следует разде­лить большой квадрат на 13 х 13 маленьких квадратов. При этом первый квадрат в верхнем ряду слева необхо­димо оставить белым. В квадраты верхнего горизон­тального ряда следует поместить двенадцать цветов цветового круга, начиная с жёлтого, через жёлто-оран­жевый до жёлто-зелёного. В квадратах первого верти­кального ряда нужно последовательно дать фиолетовый цвет и через сине-фиолетовый и синий придти к крас­но-фиолетовому цвету. Квадраты второго горизонталь­ного ряда получаются благодаря смешиванию каждого цвета первого горизонтального ряда с фиолетовым цве­том. Квадраты третьего горизонтального ряда заполня­ются смесью цветов первого горизонтального ряда с сине-фиолетовым. Когда каждый цвет первого вертикаль­ного ряда будет смешан с цветами первого горизон­тального ряда, то в общей схеме слева направо будет ясно видна диагональ серых тонов, ибо именно здесь происходит соединение дополнительных тонов. После того, как изучающие проблемы цвета выполнят известное число упражнений по смешиванию цветов, они могут перейти к более точному репродуцированию заданных им тонов. Образцы тональных решений могут быть взяты из природы, произведений искусства или из любых других художественно осмысленных вещей. Ценность подобных упражнений заключается в том, что здесь можно проверить своё восприятие цвета. Совер­шенно ясно, что как в тончайших технических процессах измерения и расчёты часто в конце концов оказываются недостаточными и нужный результат может быть полу­чен только благодаря тонкому чутью особо одаренного рабочего, так и в художественном отношении смеси цветов и цветовые композиции могут быть безупречно выполненными только благодаря высокой чувствитель­ности художника к цвету.

Вообще говоря, восприятие цвета соответствует субъек­тивному вкусу. Люди, особо чувствительные к синему цвету, будут различать множество его оттенков, в то вре­мя как оттенки красного, возможно, будут им малодо­ступны. По этой причине очень важно приобрести опыт работы с цветами всего хроматического ряда, в связи с чем и «чужие» для кого-то группы цветов смогут быть оценены в соответствии с их достоинствами. Кроме изложенных здесь принципов пигментарного смешивания, существует также и метод оптического цветового смешения. Он основан на том, что смешивае­мые чистые цвета маленькими мазочками или точками располагаются рядом друг с другом. Когда покрытая та­ким образом поверхность начинает рассматриваться на определённом расстоянии, то все эти цветовые точки смешиваются в глазах в единое цветовое ощущение. Преимущество подобного рода смешивания заключает­ся в том, что действующие на наши глаза цвета являют­ся более чистыми и сильнее вибрируют. Разделение цветовой поверхности на элементарные точки-растры применяется в полиграфии и, в частнос­ти, в полноцветной офсетной печати, где все эти точки объединяются в глазах воспринимающих в сплошные цветовые поверхности. Если рассматривать книжные репродукции, отпечатанные на офсете, в увеличитель­ное стекло, то эти точки отчётливо видны. В обыкновен­ной четырёхцветной печати различные опенки получа­ются путём комбинаций или смесей четырёх стандарт­ных цветов - жёлтого, сине-зелёного, синевато-крас­ного и чёрного. Совершенно ясно, что эти четыре ком­понента и их смеси не всегда дадут максимальную точ­ность репродукции. В тех случаях, когда необходимо чрезвычайно высокое качество репродукции, использу­ется семь и даже большее количество цветов. Другой наглядный пример смешивания цветов можно найти в ткачестве. Различно окрашенные основа и уток комбинируются согласно узору ткани в более или менее одно цветовое целое. Хорошо знакомым образцом здесь являются шотландские ткани, В тех местах, где цветные нити основы пересекаются с нитями утка того же цвета, возникают квадраты чистого яркого цвета. Там же, где пересекаются и смешиваются нити, окрашенные в разные цвета, ткань образуется как бы из разноцвет­ных точек и её цвет воспринимается достаточно кон­кретным только на определённом расстоянии. Ориги­нальные решения этих клетчатых тканей из тонкой шер­сти были геральдической принадлежностью отдельных шотландских кланов и до настоящего времени по своей цветовой гамме и цветовым отношениям служат образ­цами для текстильных рисунков.