Задачи и виды группировок

 

Группировка является одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа статистической информации.

Статистическая группировка –это расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные по каким-либо существенным признакам, и характеристика этих групп системой показателей.

Принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода группировок:

1) выделение социально-экономических типов явлений;

2) изучение структуры и структурных изменений, происходящих в изучаемых явлениях;

3) выявление взаимосвязей между признаками изучаемых явлений.

Соответственно этим задачам применяют способы типологической, структурной и аналитическойгруппировок.

Необходимость группировки обусловлена наличием качественных различий между явлениями, поэтому главная задача группировок – выделение в составе массовых явлений тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов. В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы (отсюда название группировки –типологическая). Именно в выделении социально-экономических типов явлений состоит задача типологических группировок.

Примерами типологических группировок могут служить группировки хозяйственных объектов по формам собственности (государственная, частная, с иностранным капиталом), населения по общественным группам (рабочие, служащие, колхозники, служители культа), работников по роду деятельности (умственный или физический труд) и т.д.

При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака.Выбор группировочныхпризнаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления, т.е. анализ сущности явления должен быть направлен на то, чтобы положить в основание группировки существенные признаки,а именно те признаки, которые определяют закономерности явления.

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественному и по качественному (атрибутивному) признаку.

Качественный признакотражает определенные свойства, качества данного явления и записывается в виде текста. Например, качественными признаками группировок населения могут быть пол, возраст, семейное положение, образование и т.д.

При группировке социально-экономических типов по количественному признаку,изменяющемуся в широких пределах, возникает задача правильного определения числа групп,на которые следует разбить весь диапазон изменения количественного признака, и в соответствии с числом групп установить интервалыгруппировки. В этом случае интервалы группировки должны намечать границы выделения нового качества (типа) явления. Например, совокупность банков может разбиваться на группы по количественному признаку – размеру уставного фонда, причём ясно, что банк с уставным фондом в 1 миллион денежных единиц имеет иное качество, чем банк с фондом в 1 миллиард денежных единиц.

Количественные признаки в свою очередь могут носить дискретный( например, количество человек в семье – один, двое, трое и т.д. ) и непрерывный(например, суммы денег, которые могут иметь любое большое значение) характер.

Пример типологической группировки с атрибутивным группировочным признаком приведен в табл.1.

Табл. 1. Выпуск промышленной продукции предприятиями

различных форм хозяйствования за отчетный период

Группы предприятий Выпуск промышленной продукции, млрд. руб. В % к итогy
Государственные Частные Частные с иностранным капиталом 824,5 69,4 112,1 81,96 6,9 11,14
В с е г о 1006,0 100,0

 

Для изучения типологических группировок с точки зрения их состава и структуры используются структурные группировки. Например, приведенная в табл.2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру по ряду признаков.

 

Табл.2. Группировка торговых предприятий района по

объёму товарооборота

Группы магазинов по объёму товарооборота, (млн. руб.) Число магазинов, ( % ) Розничный товарооборот, ( % ) Торговая площадь, ( % )
2 – 6 6 – 12 12 – 20 20 - 28 28 – 40 21,9 28,1 21,9 15,6 12,5 11,2 19,0 20,0 22.2 27,6 18,1 21,4 19,1 19,5 21,9
И т о г о: 100,0 100,0 100,0

 

Из групповой таблицы видно, что крупные магазины имеют большую долю в товарообороте, чем в общей доле их численности. Также видно, что данная группировка позволяет обнаружить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. Такая структурная группировка с комплексным решением задач на практике встречается довольно часто.

В экономической деятельности для изучения явления и связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки. Встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками, выступающими в роли фактора (причины) или результата (следствия) явления. В них можно выделить следующие:

1) когда факторным выступает количественный признак, а результативным – качественный (например, стаж работ работников с одной стороны, и качество товаров – с другой);

2) когда факторным является качественный признак, а результативным – количественный (например, квалификация работников и производительность труда);

3) когда в группировке факторный и результативный признаки являются количественными (например, производительность труда и заработная плата);

4) когда в роли фактора и результата выступает качественный признак (например, категории работников торговли и их образование).

Пример аналитической группировки, направленной на изучение коммерческих связей, представлен в табл.3.

По данным этой группировки можно сделать вывод о том, что устойчивые и надежные связи между магазином и поставщиками, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.

Следует учитывать, что полную характеристику каждому типу явлений можно дать лишь при использовании системы признаков(системы показателей).

Табл.3. Качество продукции и продолжительность договорных

связей поставщиков с магазином

Продолжительность связей магазина с поставщиками, лет Число поставщиков Доля стандартной (качественной) продукции, %
Абсолютная величина % к итогу
До 3 3-7 7-11 Свыше 11
Всего:  

 

По количеству взятых в основу группировок признаков их вид может быть простым и сложным.

Если в основу группировки положен один признак, то она является простой, если два или более признаков – сложной.

В комбинационнойгруппировке группы, выделенные по одному из признаков, затем подразделяются на подгруппы по другому признаку, в свою очередь подгруппы могут быть разделены по следующему признаку и т.д. Общее число выделенных групп будет равно произведению числа группировочных признаков на число выделенных групп в каждом из них.

Многомернойгруппировка является, если осуществляется не последовательно по отдельным признакам, а одновременно по комплексу признаков. То есть, отнесение единицы совокупности к той или иной группе, определяется её соответствием нескольким признакам одновременно.