ПОДЪЕМ МАЧТЫ

Все приготовления закончены, настала очередь подъема мачты. Я этот этап разбил на несколько частей, а именно:
1. Подъем нижней секции, окончательная подгонка растяжек по длине, их крепление, маркировка первого яруса.
2. Спуск нижней секции, наращивание мачты.
3. Подъем мачты,окончательная подгонка растяжек по длине, крепление, маркировка среднего ярусов.
4. Подъем, крепление стрелы.
5. Подъем оголовника (поворотного узла),окончательная подгонка растяжек по длине, крепление, маркировка верхнего яруса растяжек.

Ожидаю погожий безветренный денек, начинаю подготовку к подъему. Устанавливаю секцию мачты на поворотный узел и выкладки (деревянные балки для поддержки трубы), с учетом направления подъема. Далее необходимо закрепить «падающую стрелу» — именно через нее передается усилие натяжения троса лебедки , что значительно облегчает подъем мачты. Стрела по длине составляет около 4,5 м. Маленький нюанс: стрелу необходимо также зафиксировать растяжками в вертикальном положении, это нужно для того, чтобы при натяжении троса, не увело в сторону мачту. Растяжки стрелы устанавливаются под прямым углом к направлению подъема мачты. Следите, чтобы усилие торса было направлено исключительно по вертикали, иначе можно «завалить» мачту на бок и как следствие ее изогнуть. Для этих же целей на верхнем конце мачты привязываются фалы (капроновый трос, у меня — диаметром 8 мм) , при необходимости (во время подъема) помошники корректируют вертикаль их натяжением. Эти фалы позже будут использоваться в качестве временных растяжек. На рисунке я отобразил общую схему подъема, ничего нового, классический вариант, которым пользуются тысячи людей при подъеме различных конструкций.

 

Еще одна деталь: трос от лебедки до «падающей стрелы» и трос от «падающей стрелы» до мачты, я выполнил отдельными стропами. Это нужно для того, чтобы во время подъема трос не катался на конце падающей стрелы и уж тем более не сорвался. Если исполнение будет цельным, тогда нужно предусмотреть дополнительную фиксацию на конце «падающей стрелы». Начинаю подъем, секция легкая (в общей сложности около 60-70 кг), так что обхожусь без помошников, все работы выполняю один. Чтобы мачта не упала в сторону лебедки, я перед подъемом зафиксировал фал на анкере с противоположной стороны мачты.

 

После достижения угла примерно 80 градусов, останавливаю подъем, закрепляю на анкерах фалы (временные растяжки). Затем продолжаю подъем, все мачта в вертикальном положении, перехожу к юстировке. Натяжением фалов регулирую по отвесу вертикаль мачты (пока первая секция). Далее закрепляю на верху с помощью карабинов растяжки первого яруса. Выверяю длину, заплетаю концы, устанавливаю талрепы. На анкерах закрепляю цепи, к которым будет крепиться талреп. Цепь нужна для того, чтобы иметь возможность корректировать длину фиксированных растяжек, а также при ослаблении, исключать провисы. Ведь трос новый, а места заплетения изоляторов еще не вытянулись, резьбы в талрепе мало, вот и приходится по звенышку цепи удлинять или укорачивать растяжку. После юстировки мачты, отмечаю краской звено цепи, к которому закреплен талреп. Это пригодится при последующих операциях, чтобы знать, на какой длине фиксировать растяжку. Примечание:На левом фото, с левой стороны основания мачты, на косынке закреплена«падающая стрела». Это обычная труба, на концах сделаны пазы для крепления троса и к мачте, разрезанная вдоль с помощью отрезного круга и просверлены отверстия под болт М12.

 

С первым ярусом закончил, перехожу к следующему этапу: спуск — все действия в обратном порядке. Наращиваю мачту, креплю в месте соединения, подготавливаю фалы, естественно приглашаю друзей (4 человека, три — на растяжках, один - подручный). Поскольку мачта достаточно длинная, а трубы по диаметру относительно тонкие, без помощи никак!!! Закрепляю на расстоянии чуть больше двух третей от длины мачты строп для подъема (см. схему выше) и начинаю подъем. Операции знакомые, повторяются, выполняю все по отработанной схеме. При подъеме мачта начинает раскачиваться, поэтому макушку нужно держать хорошо, с этим парни справляются успешно. Далее крепим первый ярус растяжек, на маркированные места, растягиваем фалы крепим к анкерам. Помошников можно отпустить, начинается кропотливая работа с растяжками второго яруса, навешиваю, отмеряю, заплетаю, креплю, маркирую.

 

Наступает черед установки «оголовника» (поворотного устройства для антенн). Чтобы его установить, нужен один человек внизу, который будет осуществлять спуск-подъемные операции, и я наверху. Начинаю с подъема стрелы, закрепляю ее на подготовленные кронштейны к мачте с помощью болтов, обязательно законтриваю болт второй гайкой. Стрелу предполагается использовать долго, поэтому крепеж должен быть надежный. После того как стрела установлена, начинаю подъем и установку оголовника. Вечереет, погода портится, очень хочется закончить и я продолжаю. Операция не сложная, конструкция позволяет просто надеть оголовник на верхнюю часть мачты, и закрепить с помощью длинного болта, от проворота в нижней части оголовника. Это отверстие подготовлено на земле перед подъемом мачты. Еще переставляю стрелу выше, с мачты на оголовник, чтобы с ее помощью можно было производить подъем уже самих антенн. Наверху руки устают быстро, нужно удерживаться, да еще производить манипуляции… Уф-ф кажется все, спускаюсь!

 

Осталось натянуть и закрепить верхний ярус растяжек, окончательно проверить центровку мачты, при необходимости растяжками отрегулировать вертикаль. На этом можно остановиться, я имею ввиду работы по установке мачты.