И работы с ними

Достоинства и недостатки различных способов обновления информационных баз

Характеристики и возможности справочных поисковых систем

С правовыми базами

Технологии передачи информации при работе

Справочные правовые системы (СПС)обладают следующими свойствами, делающими их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:

возможность работы с огромными массивами текстовой информации (объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т. д.);

использование специальных поисковых программных средств (что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе);

возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, то есть с применением электронной почты или сети Internet.

Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как:

• "КонсультантПлюс" (АО "КонсультантПлюс");

• "Гарант" (НПП "Гарант-сервис");

• "Кодекс" (ГП "Центр компьютерных разработок", СПб.);

• "Юсис" (Юридическое агентство "Intralex").

Наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации состоит в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серьезным проблемам.

Можно выделить два основных этапа (технологические процедуры) в процессе обновления информационных баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС:

• актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя;

• передача новой информации потребителю.

Процесс актуализации информационной базы (то есть включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т. jpi.). Например, в технологии Консультант Плюс это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц.

На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.

В настоящее время используются два основных способа (две основные технологии) доступа к правовым базам:

удаленный доступ. В этом случае эталонная база целиком имеется только на сервере компании-разработчика и отсутствует на компьютере пользователя. Для получения доступа к хранящемуся на сервере документу необходимо использовать телекоммуникации;

прямой доступ. Вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация полностью загружается в эту базу.

С финансовой точки зрения удаленный доступ более удобен для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам.