И работы с ними
Достоинства и недостатки различных способов обновления информационных баз
Характеристики и возможности справочных поисковых систем
С правовыми базами
Технологии передачи информации при работе
Справочные правовые системы (СПС)обладают следующими свойствами, делающими их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией:
• возможность работы с огромными массивами текстовой информации (объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно по несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т. д.);
• использование специальных поисковых программных средств (что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе);
• возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, то есть с применением электронной почты или сети Internet.
Широкое признание пользователей получили коммерческие справочные правовые системы, такие как:
• "КонсультантПлюс" (АО "КонсультантПлюс");
• "Гарант" (НПП "Гарант-сервис");
• "Кодекс" (ГП "Центр компьютерных разработок", СПб.);
• "Юсис" (Юридическое агентство "Intralex").
Наличие большой и полной базы правовой информации без регулярного и оперативного обновления не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Специфика правовой информации состоит в том, что специалисту нельзя не знать последних изменений в законодательстве. Более того, несвоевременное получение даже одного небольшого документа может привести к серьезным проблемам.
Можно выделить два основных этапа (технологические процедуры) в процессе обновления информационных баз, которые в том или ином виде присутствуют во всех технологиях, представленных на рынке СПС:
• актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя;
• передача новой информации потребителю.
Процесс актуализации информационной базы (то есть включения в базу новой информации) очень сложен в том случае, если вновь включаемая информация полноценно интегрируется в существующий банк (взаимными ссылками и т. jpi.). Например, в технологии Консультант Плюс это делается ежедневно, просто и эффективно, а сам процесс занимает считанные минуты, и не требуется никаких дополнительных трудоемких операций с базой. В ряде технологий других производителей это делается либо раз в неделю, либо раз в месяц.
На втором этапе после загрузки свежей информации в эталонный банк производителя необходимо организовать доступ пользователя к этой информации.
В настоящее время используются два основных способа (две основные технологии) доступа к правовым базам:
• удаленный доступ. В этом случае эталонная база целиком имеется только на сервере компании-разработчика и отсутствует на компьютере пользователя. Для получения доступа к хранящемуся на сервере документу необходимо использовать телекоммуникации;
• прямой доступ. Вся информационная база со специальной поисковой оболочкой, то есть полноценная СПС, устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация полностью загружается в эту базу.
С финансовой точки зрения удаленный доступ более удобен для тех пользователей, которым не требуется очень часто обращаться к правовым базам.