Понятие и виды государственных служащих

Понятие и принципы государственной службы

Термин «государственная служба» употребляют в узком и широком смысле. В широком смысле слова под госслужбой понимается деятельность служащего в любых государственных организациях:

органах государственной власти, на государственных предприятиях и учреждениях и в других организациях; в узком смысле — лишь работа служащего в государственных органах. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» поддержал вторую позицию, еще более конкретизировав понятие госслужбы. Согласно нему государственная служба это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, причем к госслужбе относится исполнение должностных обязанностей лицами лишь определенных категорий, указанных в самом законе. Таким образом, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Исходя из этого, должности в государственных органах можно разделить на государственные и негосударственные.

Государственные должности делятся на три категории:

1. Госдолжности категории «А». Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами (федеральные государственные должности); конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К этой категории, например, относятся должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, министров, глав органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и др. Государственные должности категории «А» не признаются должностями государственной службы, и следовательно деятельность соответствующих лиц не охватывается понятием государственной службы;

2. К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих должности категории «А»;

3. Категория «В» включает должности учреждаемые государственными органами .для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» являются государственными должностями государственной службы.

Перечень государственных должностей дается в Реестрах государственных должностей Российской Федерации, утверждаемых Президентом. К негосударственным относятся должности, включаемые


в штатные расписания государственных органов в целях выполнения ими вспомогательно-технических функций.

Основные принципы (начала организации деятельности) закреплены в Конституции РФ и конкретизированы в Законе об основах государственной службы, который закрепляет следующие принципы:

1. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Этот принцип вытекает из универсального общеправового принципа законности, который специально не указывается Законом среди принципов государственной службы;

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия означает обязанности государственных служащих при решении любых вопросов в первую очередь соблюдать и защищать права человека и гражданина;

3. Единство системы государственной власти при разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей означает, что каждая из ветвей власти обладает определенной самостоятельностью и действует строго в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами, не вмешиваясь в дела других ветвей;

5. Равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к гражданину, претендующему на государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей; его образование и подготовка должны соответствовать содержанию и объему полномочий по соответствующей должности;

6. Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах своих полномочий. Исключением являются случаи,

когда исполнение этих решений влечет административную или уголовную ответственность;

7. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8. Гласность в осуществлении государственной службы означает,

что общественности должна предоставляться информация о деятельности государственных органов;

9. Профессионализм и компетентность государственных служащих означает, что основным критерием замещения государственной должности является профессиональная подготовка госслужащего;

10. Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые ими решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей означает индивидуальную оценку деятельности государственного служащего, а также эффективный контроль за этой деятельностью;

11. Внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства означает, что в государствен-

 


ных органах не допускается создание организаций политических партий и движений; религиозные объединения не могут вмешиваться в служебную деятельность государственных служащих;

12. Социальная защищенность государственных служащих означает, что им гарантируются денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, иные блага, а отдельным категориям госслужащих предоставляются льготы по оплате транспорта, жилья, бесплатные путевки и др.;

13. Стабильность кадров государственных служащих означает, что положение госслужащего не должно зависеть от личности руководителя или организационных перестановок, однако ротация и обновление кадров необходимы.

Многообразие видов служащих можно классифицировать по различным критериям: по характеру выполняемой работы — на служащих муниципальных и государственных органов, военнослужащих, служащих государственных организаций и др.; по характеру осуществляемых функций — на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Однако не все они по смыслу российского законодательства являются государственными служащими.

Государственные служащие — разновидность служащих, образующих основную группу субъектов административного права. Согласно закону об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого легального определения, лица занимающие должности в государственных органах или в государственных организациях не обладающие указанными Законом признаками государственными служащими не являются.

Государственная должность определяет круг должностных прав и обязанностей, права и пределы ответственности госслужащего, требования к его профессиональной подготовке. Она соответствует содержанию выполняемой работы, определяя правовое положение служащего.

В соответствии с иерархическим принципом на законодательном уровне проведена следующая классификация должностей: высшие (5-ая группа); главные (4-ая группа) ведущие (3-ая группа) старшие (2-ая группа) младшие (1-ая группа).

Каждой из этих групп присущи специфические квалификационные требования (уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания законодательства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей).


По результатам квалификационных экзаменов или аттестации государственным служащим присваиваются разряды и классы.

Для некоторых видов государственной службы введены иные виды квалификационных разрядов, специальные и воинские звания, дипломатические ранги.

Сведения о государственном служащем вносятся в федеральный реестр государственных служащих, либо в соответствующий реестр субъекта РФ.

26.5. Прохождение государственной службы

Конституция РФ закрепляет принцип равного доступа граждан к государственной службе. Вопросы поступления и прохождения государственной службы, а также основания ее прекращения определены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Право поступления на государственную службу имеют совершеннолетние (не моложе 18 лет) гражданеРФ, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие иным требованиям законодательства. Гражданин не может быть принят на государственную должность в следующих случаях:

— признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишения его судом права занимать государственные должности на определенный срок;

— наличия заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей;

— наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей будет связано с использованием таких сведений;

— наличия гражданства иностранного государства, кроме случаев, когда доступ к государственной службе не урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

— отказа от представления сведений о полученных доходах к имуществе, принадлежащих кандидату на праве собственности.

Законом об основах государственной службы установлено, что гражданин поступает на государственную службу на условиям трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на определенный срок, но не более пяти лет. Поступление оформляется приказом по государственному органу о назначении гражданина на

государственную должность.

Назначение — юридический акт компетентного органа или должностного лица, определяющий момент официального вступления

 


должность. В ряде случаев назначение предполагается на базисных условиях, предусмотренных законодательством или подзаконными нормативными актами для определенной категории госслужащих, в иных случаяхзаключается трудовой договор (контракт). Путемназначения замещается подавляющее большинство должностей, однако в некоторых случаях на основе конкурса.

Конкурс — форма замещения должности, предполагающая отбор лучшего претендента путем предварительной оценки его профессиональных, деловых и нравственных качеств. Достоинства кандидатов оценивает конкурсная комиссия на основании документов об образовании, предшествующей трудовой или иной деятельности, на основании рекомендаций и иных документов, а также по результатам тестирования.

Конкурс-испытание может включать прохождение испытания при нахождении на соответствующей государственной должности; завершается он государственным квалификационным экзаменом:

Путемвыборов замещаются ряд государственных должностей, которые Закон не относит к должностям государственной службы. Это «первые» должности в рамках которых реально сконцентрированы властные полномочия. (Это должности Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, глав субъектов федерации и т.п.).

Помимо ограничений при поступлении на государственную службу законодательством установлены ограничения для госслужащих, направленные, в основном, на укрепление дисциплины и недопущение злоупотреблений и коррупции. Согласно им государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

б) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, аналогичных органов ее субъектов и органов местного самоуправления;

в) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через представителей;

г) состоять членом органа коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если ему в установленном порядке не поручено участвовать в управлении этой организацией;

д) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в том органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

е) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

ж) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

з) получать от физических или юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;


и) выезжать в загранкомандировки за счет юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, за исключением служебных командировок в установленных случаях;

к) федеральным служащим принимать без разрешения Президента РФ иностранные награды и знаки отличия от иностранных государств и организаций и международных организаций;

л) принимать участие в забастовках;

м) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных организаций.

На время прохождения государственной службы гражданин обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и об имеющемся имуществе, которые являются объектами налогообложения. Указанные сведения являются служебной тайной.

В период прохождения государственной службы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия госслужащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда, не чаще одного раза в 2 года, но не реже одного раза в 4 года проводится аттестация государственного служащего.

Вместе с тем, наряду с системой запретов и ограничений, предусмотрены стимулы, которые можно разделить на три группы:

льготы, меры поощрения и меры правовой ответственности.

Прекращение государственной службы происходит в результате увольнения по инициативе самого служащего, либо компетентного государственного органа или должностного лица; общие основания увольнения определены трудовым законодательством. Закон устанавливает ряд дополнительных оснований увольнения госслужащего по инициативе вышестоящего органа или должностного лица. К ним относятся: достижение предельного возраста, установленного для замещения данной государственной должности; прекращение гражданства РФ; несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственных служащих; разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну; наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

возникновение иных обстоятельств, предусмотренных законом.

Законом установлен предельный возраст нахождения на государственной службе — 60 лет. Лицам старше этого возраста возможно продление срока государственной службы уполномоченным органом или должностным лицом, но не более, чем на один год каждый раз. После достижения 65 лет продление срока пребывания на государственной службе не допускается, при необходимости служащий может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора (контракта).


РАЗДЕЛ VII.

ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Глава 27. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

27.1. Понятие финансов и финансового права

Термин«финансы» — является международным, он происходит от латинского слова «finare», что означает урегулировать спор, как правило, денежный. Отсюда возникает слово «financia» — обязательная уплата денег или денежный платеж. С XVII века термин «финансы» во всем мире применяется для обозначения отношений, связанных с доходами и расходами государства.

Существование финансов в обществе вызвано объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода для удовлетворения личных, индивидуальных потребностей граждан и общества. Финансы представляют одну из экономических категорий, которая используется в современных государствах независимо от общественно-политического строя. Существование финансов невозможно без товарно-денежных отношений, обеспечивающих распределение национального дохода в денежной форме, при помощи денег. Товарное производство создает условия, при которых у предприятий, организаций, граждан образуются фонды денежных средств. Часть из них привлекается государством в общегосударственный фонд и служит для удовлетворения общественных потребностей. Таким образом, перед государством стоят две задачи: первая — собрать необходимые денежные средства, вторая — распределить их и должным образом проконтролировать законность и целесообразность использования этих средств. Отсюда следует, что финансы выполняют в обществе две функции: распределительную и контрольную.

Финансы можно определить как экономические отношения по поводу создания, распределения и использования денежных фондов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций для обеспечения расширенного воспроизводства.

Совокупность всех, входящих в состав финансов звеньев образуют финансовую систему. Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя: во-первых, государственные финансы,


включающие бюджетную систему, внебюджетные целевые фонды, государственный кредит; во-вторых, финансы предприятий, учреждений, организаций, функционирующих как на коммерческой, так и некоммерческой основе, а также финансы общественных объединений; в-третьих, кредитование (банковское); в-четвертых, страхование (социальное, личное, имущественное, ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование). Все звенья финансовой системы существуют на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства осуществляется через специальную систему финансовых и кредитных учреждений, которую возглавляют Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк России.

Предметом финансового права являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе распределения и перераспределения национального дохода для образования фондов потребления и фондов накопления; объектом этих отношений всегда являются денежные отношения или обязательства по поводу образования и использования денежных фондов.

При распределении государственных денежных средств используются два основных метода: финансирование (безвозвратное, безвозмездное) и кредитование (возмездное, платное, срочное, целевое).

Таким образомфинансовое право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления.

Для регулирования финансовых отношений государство устанавливает определенные юридические нормы, которые в своей совокупности образуют финансовое право. Помимо общих юридических признаков финансово-правовые нормы имеют специфику: регулируют финансовую сторону деятельности государства, носят императивный характер, т.е. выражаются в категорической форме, где условия, порядок действия этих норм, права и обязанности сторон, санкции определяются (диктуются) государством.

Основным источником финансово-правовых норм являются:

Конституция РФ, законы и подзаконные акты, издаваемые органами законодательной и исполнительной власти для регулирования финансовых отношений (бюджетные, налоговые, страховые, кредитные). Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов: Министерства Финансов РФ, Центрального банка РФ, Государственной налоговой службы РФ, а также нормативные акты, издаваемые этими органами совместно с другими экономическими и иными службами (Государственный таможенный комитет, Госкомстат и т.д.).

Вся совокупность финансово-правовых норм представляет собой систему финансового права, внутри которой эти нормы группируются

 


по определенным признакам. Данные признаки имеют объективную основу, но одновременно оказываются под влиянием потребностей практики.

Система финансового права включает в себя две части: Общую и Особенную. Первая состоит из норм, закрепляющих принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

государственные органы, осуществляющие эту деятельность и их полномочия; формы и методы финансового контроля. В Особенной части конкретизируются нормы, регулирующие отношения в области государственного бюджета, внебюджетных государственных и муниципальных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, страхования, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования, финансов государственных предприятий.

27.2. Понятие и виды финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой одну из разновидностей существующего в стране контроля. Он присущ всем финансово-правовым институтам и охватывает финансовую деятельность государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан. Сутьфинансового контроля состоит в контроле государства за законностью и целесообразностью в части образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления.

К основным задачам финансового контроля относятся: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и другими субъектами финансовых правоотношений; проверка правильности использования предприятиями, организациями и учреждениями бюджетных и собственных средств, банковских ссуд и внебюджетных средств; проверка правильности совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями; устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины, которая предполагает жесткое соблюдение установленного порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, следует выделить: общегосударственный, ведомственный контроль и аудит.

Общегосударственный контроль осуществляется Президентом РФ (Контрольное управление Президента РФ), Парламентом и Правительством (Счетная палата, Федеральное казначейство, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Контрольно-бюджетный комитет, Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам), Государственной налоговой службой, Федеральными органами налоговой полиции, а также Министерством фи-


нансов РФ (Контрольно-ревизионное управление), Центральным банком РФ и органами местного самоуправления.

Ведомственный контроль осуществляют министерства, ведомства и другие органы государственного управления.

Аудит проводится лицами (юридическими и физическими) на основании лицензии, выдаваемой Министерством финансов РФ и Центральным банкомРФ.

В зависимости от сроков проведения финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

К основному методу финансового контроля относят ревизию. Она делится на следующие виды: документальная и фактическая, плановая и внеплановая, сплошная и частичная, комплексная и тематическая. Ревизия проводится не реже одного раза в два года, а ее результаты оформляются актом. При обнаружении серьезных нарушений материалы ревизии передаются следственным органам. Кроме ревизии могут проводиться периодические проверки, обследования и наблюдения.

27.3. Понятие бюджетного права, бюджетной системы и бюджетного процесса

Центральное место финансовой системы составляет бюджет. Это экономическая и правовая категория, включающая в себя денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных ресурсов и одновременно — единый денежный фонд и основной финансовый план государства.

Бюджет является универсальным финансовым планом, так как охватывает все области экономической и социальной деятельности государства, через него осуществляется координирующая взаимосвязь всех других государственных финансовых планов.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета включает в себя закрепленные и регулирующие доходы, а также дотации и субвенции. Закрепленными считаются доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (например, проценты) постоянно или длительное время поступают в определенный бюджет. Регулирующими считаются доходы, которые для сбалансирования доходов и расходов поступают в определенный бюджет в виде отчислений по определенным нормативам, устанавливаемым ежегодно.

Если регулирующие доходы не позволяют сбалансировать бюджет, применяются дотации и субвенции. Дотация — это сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета для формирования минимального бюджета, т.е. бюджета, в который закладываются минимально необходимые расходы и расчетный объем доходов. Субвенция — это сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета на определенный срок для конкретных целей — выравнивания социально-экономического развития.

Расходная часть бюджета включает в себя бюджет развития и бюджет текущих расходов. Под бюджетом развития понимается фи-

 


нансирование инновационной и инвестиционной деятельности в части социально-экономического развития территорий, экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды и иных расходов на расширенное воспроизводство. Бюджет текущих расходов включает в себя расходы на содержание и развитие образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, государственных средств массовой информации, жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды и иные расходы.

Для регулирования отношений, возникающих по поводу использования бюджета для социально-экономического развития государства, существует специальная группа правовых норм, совокупность которых составляет бюджетное право.Предметом бюджетного праваявляются отношения по поводу: установления бюджетного устройства и бюджетной системы РФ; установление структуры доходов и расходов бюджета и их распределение между бюджетами различных уровней; разграничение бюджетной компетенции между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

организация бюджетного процесса; установление и осуществление контроля за исполнением бюджета.

Субъектами бюджетных правоотношений являются: ,

— государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

— представительные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления;

— государственные и муниципальные организации.

Источниками бюджетного права служат Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, федеральные законы, подзаконные акты, в том числе и органов местного самоуправления. Ведущим законом является Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года.

Структура бюджетной системы зависит от формы государственного устройства России. В соответствии с Конституцией РФ, бюджетным законодательством РФ в России выделяют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Федерации; местные бюджеты административно-территориальных образований.

В случае необходимости, возможно составление консолидированного бюджета — сводного бюджета, включающего в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней (например, консолидированный бюджет области включает в себя свод бюджетов районов, областных городов и областного бюджета).

Бюджет утверждается и действует с 1 января по 31 декабря, этот период принято считать бюджетным годом.

Основными принципами бюджетного устройства являются:

— единство бюджетных классификаций, бюджетной документа-


ции, принципов бюджетного процесса, законодательной базы, денежной системы, социально-экономической и налоговой политики;

— реальность бюджета;

— полнота бюджета;

— гласность и самостоятельность при составлении и утверждении бюджета.

Процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета четко регламентирован законодательством. Принято выделять несколько стадий бюджетного процесса .

На первой стадии составляется проект бюджета. Она начинается за восемнадцать месяцев до начала финансового года. Правительство РФ доводит до представительных и исполнительных органов власти субъектов Федерации, а они в свою очередь — до органов местного самоуправления особенности составления расчетов к проекту бюджета. Исполнительные органы власти административно-территориальных образований представляют в вышестоящие исполнительные органы, а те, в свою очередь, в Правительство РФ расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, а так же дотаций и субвенций в случае, если доходы не балансируются с минимально необходимыми затратами. Далее, вышестоящие органы исполнительной власти сообщают нижестоящим следующие данные для составления проекта бюджета:

— проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов;

— дотации и субвенции, предоставляемые из вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;

— перечень фиксированной доли (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами нижестоящих уровней;

— перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.

Вышеперечисленные данные сообщаются Правительством РФ не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала нового финансового года.

Исполнительные органы на местах занимаются составлением проекта бюджета в соответствии с планами и программами социально-экономического развития конкретных территорий и полученные результаты передают вышестоящим органам.

Правительство РФ готовит проект бюджетного послания, который передается Президенту РФ.

На второй стадии бюджетного процесса осуществляется рассмотрение проекта бюджета. Президент РФ выступает с бюджетным посланием (в начале апреля) перед Государственной Думой РФ, одновременно проект бюджета публикуется в печати. Бюджетное послание может быть заслушано на совместном заседании Совета Федерации и Государственной Думы. После чего начинается процесс рассмотрения проекта федерального бюджета комитетами и комиссиями Государственной Думы, которые выносят, свои заключения в Комиссию Государственной Думы по бюджету, планам,


налогам и ценам. Эта Комиссия» обобщает полученную информацию и составляет заключение, которое выносится на заседание Государственной Думы. По результатам постатейного обсуждения федерального бюджета Государственная Дума выносит постановление о санкционировании доходной части бюджета и бюджетных ассигнований.

На третьей стадии бюджетного процесса происходит утверждение проекта бюджета через оформление его в виде Закона о федеральном бюджете. Принятый Государственной Думой закон должен быть рассмотрен и одобрен на заседании Совета Федерации. В случае отклонения закона палаты могут, образовать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если, при повторном голосовании, за закон в той же редакции проголосует не менее двух третей депутатов, то закон считается принятым.

В случае неутверждения отдельных статей Правительство РФ имеет право средства по ним расходовать в размере одной двенадцатой объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по этим статьям Государственной Думой. В целом объем бюджетных ассигнований, израсходованных Правительством по подобным статьям не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предшествующий финансовый год. Принятый Государственной Думой закон направляется Президенту РФ, который подписывает и обнародует его или отклоняет и передает Федеральному Собранию. В этом случае закон вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федераций в порядке, утвержденном Конституцией РФ. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федераций и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом в течение семи дней.

Четвертая стадия бюджетного процесса представляет собой исполнение бюджета и равна финансовому году. Основная роль на этой стадии отводится Федеральному казначейству при Министерстве Финансов РФ, задачами которого являются:

— организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета;

— доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований по территориям Российской Федерации;

— регулирование отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, местными бюджетами;

— регулирование отношений федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

— обслуживание и управление государственным внутренним и внешним долгом;


— организация сбора, обработки и анализа информации о состоянии государственных финансов.

Пятая стадия бюджетного процесса подразумевает процесс рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год составляется Правительством РФ и представляется в Государственную Думу в мае месяце года, следующего за отчетным. Утверждение проекта отчета оформляется постановлением, подписывается председателями обеих палат и подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

27.4. Внебюджетные фонды

В 1990 году в России впервые были создали внебюджетные фонды, с помощью которых государство стремится использовать свои финансовые ресурсы более эффективно и рационально, так как, в отличие от государственного бюджета, они находятся в распоряжении исполнительных органов власти или других специальных органов и могут использоваться более оперативно. Первоначально они создавались как государственные внебюджетные фонды, а в настоящее время определились три вида фондов:

государственные и местные внебюджетные фонды денежных средств (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования РФ, внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ, Федеральный и Территориальный дорожные фонды, внебюджетные фонды развития строительства, внебюджетные государственные экологические фонды);

целевые бюджетные фонды денежных средств (Фонд государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Фонд поддержки вооруженных сил РФ);

государственные целевые фонды Правительства РФ (Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд национально-культурного возрождения народов России).

Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются Законы РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», «О занятости населения в РФ», «О дорожных фондах РФ», «Об охране окружающей природной среды», Указ Президента РФ «О Фонде социального страхования РФ», Положения о Федеральном и территориальном фондах обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением Верховного Совета РФ, Таможенный Кодекс РФ и др.

 


27.5. Понятие налогового права

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.Налог — это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют налоговое право. Главными источниками налогового права являются законодательные акты Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления. Закон о каждом налоге содержит основные элементы, к которым относятся:

— определение круга плательщиков (юридические и физические лица);

— определение объекта налогообложения (прибыль, имущество, отдельные виды деятельности и т.д.);

— определение единицы налогообложения (1 м2 площади, 1 га пашни и т.д.);

— ставка налога (процент, твердая денежная сумма или их сочетание);

— сроки уплаты налога в течение года;

— установленные льготы;

— способы и порядок уплаты налога.

Совокупность всех платежей в виде налогов, пошлин и сборов представляет собой налоговую систему. Классификация налогов возможна:

по субъектам (плательщикам) — налоги с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и др.), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество и др.), налоги с юридических и физических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и др.);

по характеру использования — налоги общего значения, целевые налоги (например, земельный налог);

по форме возложения налогового бремени — прямые налоги (подоходный налог, земельный налог, налог с имущества) и косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость);

по территориальному уровню — федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на страховую деятельность, налог на операции с ценными бумагами, подоходный налог, налог на прибыль, государственные пошлины, таможенные и гербовые сборы, отчисления за пользование природными ресурсами и др.), налоги субъектов федерации (налог на имущество предприятий, лесной доход, транспортный налог, сборы на нужды образовательных учреждений и др.), местные налоги и сборы (налог на имущество


физических лиц, земельный налог, курортные сборы, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на рекламу, лицензионные и иные сборы и др.).

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В Российской Федерации действуют государственные органы, через которые реализуется функция налогового принуждения — Государственная налоговая служба, Федеральное казначейство и Федеральные органы налоговой полиции. В сфере налогообложения, как правило, используются предупредительные, пресекательные и восстановительные меры ответственности. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую).