Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это установленный действующим законодательством РФ порядок (процедура) возбуждения, рассмотрения и решения дел об административных правонарушениях.

Задачами этой деятельности являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, общей и частной превенции (предупреждения) административных правонарушений.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии ряда обстоятельств:

— отсутствия события административного правонарушения;

— отсутствия в деянии состава административного правонарушения;

— отмена к моменту рассмотрения дела акта, устанавливающего административную ответственность;

— истечение к моменту рассмотрения дела сроков, установленных для наложения административного взыскания;

— не достижение лицом, совершившим административное правонарушение, к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста;

— наличие заключения медицинского учреждения о невменяемости лица, совершившего административное правонарушение, и при наличии других оснований, установленных законом.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на началах равенства всех граждан перед законом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе оз-

 


накомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. При рассмотрении дела оно вправе пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу и пользоваться иными правами, предоставленными ему законом.

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В его отсутствии дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. В действующем законодательстве могут быть предусмотрены случаи, когда явка виновного обязательна. В частности, присутствие правонарушителя необходимо по делам о мелком хулиганстве, злостном неповиновении требованиям работника милиции и др. При неявке без уважительной причины лицо может быть подвергнуто принудительному приводу работниками органов внутренних дел.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях:

— административные комиссии при администрации городов, районов, сельских поселений, где эти органы предусмотрены;

— главы администраций, преимущественно муниципального уровня управления;

— комиссии по делам несовершеннолетних;

— районные (городские) народные суды (народные судьи);

— органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то действующим законодательством Российской Федерации. Это могут быть налоговая служба, природоохранные органы, санитарно-эпидемиологические службы и др.

Полномочия органов (должностных лиц), полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут устанавливаться соответствующими отраслями права: трудовым, земельным, муниципальным и другими.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В ходе производства по делам об административных правонарушениях важным является вопрос одоказательствах, на основе которых решается дело. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специаль-


ных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Должностные лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

В соответствии с действующим законодательством РФ участниками административного процесса являются:

— орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном правонарушении;

— лицо, привлекаемое к административной ответственности;

— потерпевший;

— законные представители;

— адвокат;

— свидетели;

— эксперты;

— переводчик.

В законе определены права и обязанности участников административного процесса. Так, потерпевшим признается лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу.

Административный процесс представляет собой последовательное осуществление определенных процессуальных действий, стадий, этапов производства.

Под стадией понимается относительно самостоятельная часть производства, которая наряду с решением общих задач имеет и свои специфические функции. Все стадии органично связаны между собой и в своей совокупности образуют единую систему.

Производство по делам об административных правонарушениях имеет четыре стадии:

1. Административное расследование; 2. Рассмотрение дела; 3. Пересмотр постановления (факультативная стадия); 4. Исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факты и обстоятельства совершения проступка, данные о лице, совершившем проступок, и составляется протокол об административном правонарушении.

На второй стадии компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление.

Третья стадия не является обязательной и в случае отсутствия жалобы гражданина или протеста прокурора по принятому решению она отсутствует. Если же такая жалоба или протест были принесены, то она заканчивается либо оставлением постановления в силе, либо его изменением, либо его отменой.

Четвертая стадия по времени начинается сразу же после принятия постановления либо после рассмотрения жалобы, протеста.

 


Глава 26. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. СЛУЖАЩИЕ