Гарантии реализации прав и свобод

Все права и свободы, рассмотренные нами выше, являются непосредственно действующими, однако, одного их закрепления в Конституции недостаточно, необходимо, создать механизм реализации.

Созданные механизмы реализации в юридической науке называют гарантиями:

Гарантии — это меры, обеспечивающие возможность использования гражданином принадлежащих ему прав и свобод. Все гарантии можно разделить на несколько групп: политические, экономические, социальные, организационные и правовые. В связи с анализом конституционных прав и свобод нас будут интересовать гарантии правовые. По своему содержанию правовые гарантии — это такие же права и свободы граждан, но имеющие процессуальный характер, реализуя их, гражданин защищает свои основные права.

Ряд правовых гарантий непосредственно закреплен в Конституции РФ, их называют конституционными гарантиями. Структурно они тоже расположены во второй главе, сразу после перечня прав и свобод, тем самым подчеркивается, что они обеспечивают указанные в главе права и свободы. К ним относятся:

1. Право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). Это одна из важнейших гарантий прав и свобод граждан. Содержанием ее является обеспечение государством гражданину возможности самостоятельного выбора того способа действия, с помощью которого он собирается защищать свои права и свободы: путем обращения в суд, жалобы в вышестоящую инстанцию или в прокуратуру, подачи петиции и т.п. Норма ч. 2 ст. 45 имеет обобщающий характер и подробно раскрывается в последующих статьях Конституции.

2. Право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46). Суд — это государственный орган, основная цель которого защищать права, свободы и законные интересы граждан от нарушений. Поэтому содержание этой нормы состоит в том, что любой человек может обжаловать в суд любые действия или решения любого должностного, физического лица, либо органа власти и т.п.

3. Право на юридическую помощь (ст. 48). Это существенная гарантия защиты прав, тесно связанная с предыдущим правом на судебную защиту. Дело в том, что доскональное знание закона и правильное его применение требует специальных знаний. Этими знаниями обладает особая группа профессиональных юристов — адвокатов, смысл деятельности которых сводится к оказанию помощи людям, которым требуется знание законов. Конституция рассматривает юридическую помощь в двух аспектах. Первый — в виде консультативной помощи, которая на практике оказывается в


юридических консультациях, второй — в ходе судопроизводства, где речь идет об участии адвоката в процессе по уголовному, гражданскому и иным делам. По уголовным делам адвокат допускается к участию в процессе с момента задержания лица, заключения под стражу либо с момента предъявления обвинения.

4. Право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство. Это право сложное по своему составу и выражается в ряде принципов, на которых основано судопроизводство. Основной из них — презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49). Смысл ее в том, что любое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана судом в установленном законом порядке. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания вины лежит на государстве. Все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы (ч. 2 ст. 50).

Следующий принцип судопроизводства — гуманность и справедливость наказания. Его содержанием является право каждого осужденного на пересмотр приговора суда вышестоящей судебной инстанцией, а также право на подачу прошения о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).

Принцип единственного наказания за одно и тоже правонарушение является следующим принципом организации судопроизводства. Он означает, что лицо, совершившее правонарушение, не должно дважды нести за него ответственность (ч. 1 ст. 50).

Никто не должен свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Включение в Конституцию РФ (ст. 51) данного принципа снимает противоречие между моралью и правом, существовавшее прежде в виде обязанности дать правдивые свидетельства преступления, в том числе и против близких родственников.

Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54) и наоборот, если после совершения правонарушения появился новый закон, устраняющий ответственность или смягчающий ее, то применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).

5. Право на возмещение вреда (ст. 52, 53). Содержанием этой гарантии выступает обязанность государства компенсировать вред, как материальный, так и моральный потерпевшим от преступлений и злоупотребления властью, а также от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц. Смысл этих норм в том, что в любом случае вред возмещает государство из своих средств и лишь затем, в случае, когда вина лично на нем не лежит, взыскивает вред с лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан в порядке регрессного иска.

6. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ содержит норму устанавливающую, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это

 


необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием срока их ограничения могут быть установлены в условиях введения чрезвычайного положения и только на основании соответствующего федерального закона (ч. 1 ст. 56). При этом ни в каких случаях не подлежат ограничению: право на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, на информацию, свобода совести, право на жилище и те права, которые составляют гарантии осуществления всех остальных прав.

5.10. Обязанности граждан РФ

Реализация прав и свобод гражданами невозможна без исполнения ими своих обязанностей. Государство, предоставляя своим гражданам максимальный объем прав, в том числе политических и социально-экономических, требует от них и определенных обязательств. Идея здесь заложена следующая: чтобы государство могло наилучшим образом обеспечить права и свободы, оно само должно быть достаточно сильным, а это возможно лишь в том случае, если граждане возьмут на себя ряд обязанностей, к которым в первую очередь относятся:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда — сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым — вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества — это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает


в экстремальной ситуации — в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Глава 6. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция Российской Федерации в статьях 1 и 5, главе III провозглашает и устанавливает федеративную форму государственного устройства. Согласно Конституции Россия состоит из восьмидесяти девяти субъектов Российской Федерации, которыми являются: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов и 1 автономная область. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

Субъекты РФ являются государственными образованиями и в соответствии с Конституцией обладают равным правовым статусом. Республики в составе РФ имеют право принимать собственные конституции, не противоречащие Конституции РФ, остальные субъекты федерации могут принимать Уставы, которые, несмотря на то что имеют другое название, по своей юридической силе являются конституционными актами субъектов.

В основу организации субъектов РФ положено два принципа: национально-территориальный и территориальный. Национально-территориальный предполагает, что в основу выделения субъекта

 


положена не только территория, но и компактно проживающая на ней народность либо этническая группа, название которых, как правило, вынесено в название самого субъекта. К таким субъектам относятся: республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург являются территориальными государственными образованиями.

Помимо норм Конституции государственное устройство России определяется нормами Федеративного Договора, подписанного 31 марта 1992 года в той степени, в коей они не противоречат Конституции РФ. Федеративный Договор впервые разграничил компетенцию федеральной власти в лице Российской Федерации и компетенцию субъектов РФ. Можно сказать, что именно с этого времени Россия стала собственно федеративным государством, поскольку вся ее территория стала состоять из территорий субъектов (в РСФСР по Конституции 1978 года субъектами считались только автономные республики, остальная территория страны была разделена на административно-территориальные единицы), а смысл и суть федерализма состоят в разделении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.

Статья 71 определяет исключительные полномочия России, то есть те полномочия, которые принадлежат федеральным органам власти. Статья 72 содержит перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Эта группа полномочий не может быть реализована ни одной из сторон в отдельности, а только совместно по согласованию органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации. В отношении компетенции самих субъектов Конституция лишь формулирует общее правило, что все то, что не отнесено к полномочиям исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, отнесено к ведению самих субъектов федерации (ст. 73). Таким образом, можно сделать вывод, что все то, что не перечислено в статьях 71—72 Конституции, составляет правовой статус субъектов РФ.

Например, субъект Российской Федерации в пределах своей компетенции может принимать свои собственные законы, самостоятельно определять систему и структуру своих органов государственной власти, иметь свой бюджет, свою систему административно-территориального деления и т.д.

Глава 7. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

7.1. Понятие государственной власти и принципы ее организации в РФ

В государственно-организованном обществе власть носит государственный характер. Государство — это организация публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государствен-


ной власти. В узком смысле слова можно сказать, что государство — это и есть система органов государственной власти.

Органы государственной власти разнообразны, поскольку выполняют различные функции. Их можно классифицировать по разным основаниям. Так, в зависимости, от характера деятельности государства можно выделить политические, социально-экономические, хозяйственные и иные органы. По порядку формирования органы государства подразделяются на избираемые, назначаемые и т.д.

Основным принципом организации органов государственной власти в Российской Федерации является теория; разделения властей, как, результат подразделения органов государственной власти на законодательные (представительные), исполнительные и судебные (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделения властей предполагает, что, все три ветви власти полностью самостоятельны и независимы, что достигается путем юридического закрепления их компетенции (полномочий). Государство устанавливает объем прав и обязанностей конкретных органов и тем самым определяет границы их воздействия на общество.

Следующим не менее важным принципом организации государственной власти является так называемая «система сдержек и противовесов» или, говоря по иному, система баланса ветвей власти. Смысл ее состоит в том, чтобы все три ветви власти были уравновешены взаимными полномочиями. Таким образом, ни одна из ветвей власти не смогла бы присвоить всю государственную власть целиком.

Принципом организации государственной власти является федерализм, который предполагает наличие двух уровней органов государственной власти: 1) уровень федеральных органов государственной власти; 2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

7.2. Система органов государственной власти в Российской Федерации

Система органов государственной власти в Российской федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием (парламентом), Правительством РФ и системой судов РФ.

Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации является единственным законодательным органом, Президент как глава государства представляет интересы всех граждан в силу того, что он избирается, путем всенародного голосования. Правительство России формируется Президентом и Председателем Правительства. Главы исполнительной власти в субъектах федерации также в основном избираются населением. В Российской Федерации последовательно проводится принцип независимости судебной власти.

Государственная Дума — нижняя палата парламента — избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного, добровольного голосования гражданами. РФ.

Совет Федерации — верхняя палата парламента — формируется

 


из представителей законодательной и исполнительной властей от субъектов федерации.

Президент России является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях. Президент страны не может совмещать какие-либо должности, а также осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений. Порядок выборов президента определяется законом, никто не может быть избран на эту должность более двух раз.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается.

Высшим органом судебной власти по защите конституционного строя является Конституционный Суд РФ, который состоит из 19 судей.

Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд РФ, а осуществлением правосудия в сфере хозяйственных проблем, надзором за судебной деятельностью по таким делам занимается Высший Арбитражный Суд РФ.

Все судьи независимы и подчиняются Конституции и Закону, неприкосновенны, не могут быть избраны депутатами, занимать какие-либо иные должности, быть членом любого объединения, заниматься предпринимательской деятельностью