Политические права и свободы граждан

Политические права и свободы граждан в отличие от личных могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом.

 


Содержанием политических прав является закрепление в них механизма реализации народовластия, говоря иными словами, это формы непосредственной (прямой) демократии. Политические права тесно связаны с личными, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием, например, свобода манифестации невозможна без права каждого отдельного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан.

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

1. Свобода слова (ст. 29). Слово — это частный способ выражения мыслей человека. Оно может быть выражено в устной, графической (письменной) и стилистической (рисунок, схема) форме.

До тех пор, пока слово не наносит ущерба другому человеку, свобода его выражения не требует правовых ограничений. Однако, если слово оказывает влияние на любого другого человека — это уже воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений как способе воздействия одного человека на другого.

2. Право на объединение (ст. 30) предполагает: либо образование гражданином совместно с другими гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже существующую организацию, представляющую его интересы. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

3. Право на манифестацию (ст. 31). Под манифестациями законодатель понимает массовые публичные мероприятия: собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирование и т.п. Содержанием данного права выступает его цель — воздействие на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения.

4. Право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (или непосредственной) демократии и представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на государственный аппарат. В этом случае это право включает в себя все политические права. Высшей формой прямой демократии является референдум (ч. 3 ст. 3) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу закона.

Представительная демократия предполагает выражение воли народа через выбираемых представителей, т.е. через формирование представительных органов власти. Выражением представительной демократии является право избирать и быть избранным.


5. Право избирать — это активное избирательное право, которым пользуются все граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным — это пассивное избирательное право, т.е. право самому быть избранным в органы представительной власти или местного самоуправления либо на пост Президента РФ. Здесь дееспособность наступает в различном возрасте. Так, в органы местного самоуправления, как правило, избираются граждане РФ, достигшие 18 лет, в Федеральное Собрание — 21 года, а Президентом может быть гражданин РФ, достигший 35 лет.

6. Право на петиции (ст. 33). Содержание этого права сводится к тому, что граждане, направляя свои обращения в государственные органы, органы местного самоуправления тем самым могут участвовать в решении вопросов государственной и общественной жизни. Петиция — это индивидуальное или коллективное обращение граждан в органы государственной власти или местного самоуправления.

5.8. Социально-экономические права и свободы. Права граждан в области культуры

Само название этой группы прав говорит о том, что в нее объединены права и свободы личности, регулирующие общественные отношения в социально-экономической и культурной сферах, с их помощью граждане удовлетворяют свои материальные и духовные потребности.

1. Важнейшим социально-экономическим правом является право быть собственником (ст. 35, 36). Наличие собственности делает человека экономически независимым, а значит, создает основу для духовной и политической независимости. Право собственности можно рассматривать как экономическую основу правового положения человека и гражданина в целом.

Содержанием права собственности являются возможность человека извлекать пользу из принадлежащих ему на правах собственности материальных и нематериальных благ, тем самым удовлетворяя различные потребности как собственные, так и близких ему людей. Собственность — это абсолютная власть собственника над вещью. Конституция определяет право собственности как право владеть, право пользоваться и право распоряжаться своим имуществом, в том числе и землей, принадлежащей собственнику. Принудительное отчуждение имущества возможно только на основании приговора суда либо на условиях его полного возмещения. Право наследования гарантируется государством,

2. Свобода труда (ст. 37). Именно так сформулирована норма статьи. Труд — есть самостоятельная индивидуальная или коллективная деятельность людей, имеющая своей целью создание материальных или духовных ценностей. Само содержание труда право не регламентирует, оно регулирует лишь форму организации трудовых отношений.

 


Конституция закрепляет право на труд, право на свободу выбора труда при условиях его нормальной организации, наличия вознаграждения и зашиты от безработицы. Принудительный труд запрещен (ч. 2 ст. 37).

Разновидностью права на труд является право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32), которое в силу его особо значимого характера отнесено в группу политических прав как право на участие в управлении делами государства и общества. Частным случаем права на труд также является и право на занятие любым видом экономической деятельности, в том числе и предпринимательской (ст. 34).

3. Право на социальное обеспечение предполагает право отдельных категорий граждан на получение государственных пенсий, пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст. 39). Субъектами права социального обеспечения являются: а) пенсионеры; б) инвалиды; в) лица, потерявшие кормильца, т.е. полностью или частично недееспособные и находящиеся на иждивении кормильца; г) лица, временно нетрудоспособные вследствие заболевания или травмы.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

4. Право на жилище (ст. 40). В данном случае под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан. Содержанием этого права является предоставление гражданину возможности для удовлетворения потребностей в жилище различными способами: путем предоставления муниципального жилья (в порядке очередности, устанавливаемой местными органами самоуправления), путем строительства кооперативной квартиры, путем выделения участка под строительство жилого дома. При этом ч. 2 ст. 40 сконструирована как поощрительная норма. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. К сожалению, поощрительная норма не создает гарантий его реализации.

Право на жилище не следует отождествлять с правом на неприкосновенность жилища. Последнее обеспечивает неприкосновенность частной жизни, и понятие «жилище» в нем трактуется более широко. Статья 40 Конституции говорит о благоустроенном жилище, в этом смысле реализацию права на неприкосновенность жилища можно рассматривать как гарантию права на жилище в целом. Тем более, что Конституция устанавливает запрет в отношении возможности лишить гражданина жилища.

Здесь же следует сказать и о том, что приватизация жилого фонда, происходящая в настоящее время, тоже создает гарантии для реализации гражданами РФ права на жилище.

5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду (ст. 42).


поскольку необеспечение последнего сделает невозможным реализацию первого, так как от степени сохранности окружающей нас природной среды, ее экологической чистоты в самую первую очередь зависит наше здоровье.

Содержанием этого права выступает как сохранение здоровья, так и возможность его восстановления в случае болезни. Сохранение здоровья является результатом как деятельности государства, например, все по той же охране окружающей среды, так и деятельности самого гражданина (занятие физкультурой и спортом и т.п.). Возможность же восстановления здоровья своих граждан является обязанностью государства, для чего оно создает сеть учреждений здравоохранения и гарантирует бесплатность пользования ими гражданами РФ либо за счет средств бюджета, либо за счет страховых взносов.

Для этих целей в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41).

6. Право на образование (ст. 43). Образование — это специфическая деятельность, имеющая целью получение человеком определенной суммы знаний для подготовки его к жизни, труду, приобретение им профессиональных и научных знаний. На сегодняшний день это право реализуется гражданином в двух формах: а) в пределах государственного образовательного стандарта, составляющего 9 классов, который обязателен. В этом случае ему гарантируется общедоступность и бесплатность образования; б) право на получение образования свыше 9 классов, которое может быть реализовано гражданином двумя способами: путем бесплатного обучения на конкурсной основе в государственном учебном заведении или за определенную плату как в государственном, так и в частном заведении. При этом стандарты образования устанавливаются единые на всей территории РФ.

7. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44). Результатом этой деятельности является создание объектов интеллектуальной собственности. Процесс творчества — вид деятельности, наименее урегулированный правом в нашей стране. Содержание этой свободы состоит в реализации гражданами своих духовных интересов, однако результат имеет материальную стоимость. Эта свобода тесно связана со свободой мысли и совести, с одной стороны, и с правом собственности — с другой. Первые свободы — предпосылка, а появление собственности — результат реализации права. Свобода творчества также тесно связана с правом на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, поскольку, творчество в большинстве случаев носит индивидуальный характер, цель его — удовлетворение духовных потребностей широкого круга людей. Содержанием этого права является знакомство людей с

 


результатами творчества друг друга, общение в духовной сфере, повышение уровня культуры, образования и т.п.