З.З. Идеи прав человека

Всеобщая декларация прав человека объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разбить на две большие группы: 1) политические и гражданские (личные) права и 2) социальные, экономические и культурные права. Самое правильное — не разделять эти права на более важные и менее важные. В прошлые годы такой «классификацией» увлеченно занимались как у нас, так и в западных странах. Теперь в нашей стране день ото дня оказывается все меньше препятствий для осуществления политических и гражданских прав и свобод граждан, но зато стали явью безработица, многочисленные «бомжи» (люди без определенного места жительства), пенсионеры, спасающиеся от голода с помощью благотворительных столовых, организованная преступность, миллионные доходы одних на фоне голодного прозябания других.

Первое, что нужно понять — права человека реальны только в правовом государстве.

Центральная идея прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство личности никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности.

Важный вопрос прав человека — соотношение прав и обязанностей. Ранее был характерен такой порядок: сначала обязанности, потом права; обязанности важнее прав. Классическая точка зрения иная — она выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким огра-

 


ничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечать требованиям морали. Первичны все-таки права, ибо без них выполнение обязанностей превращается в рабское послушание.

Демократический подход к соотношению прав народа и отдельной личности выражается в положении: права человека имеют приоритет над правами народа.

Успешная реализация прав человека требует определенного, достаточно высокого уровня развития у людей терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в проявлении своего «Я». Ф.М.Достоевский в свое время говорил, что свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина.

Несомненна также зависимость реализации прав человека от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят много достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение, на свободный въезд и выезд из страны, передвижение по стране и т.д.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила международные стандарты в области прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства. Содействовать уважению прав и свобод можно путем просвещения и образования.

Статья 1 Декларации провозглашает всех людей свободными и равными в своем достоинстве. Наделенные совестью и разумом, они должны относиться друг к другу в духе братства.

Одно из вопиющих унижений человеческого достоинства выражается в ограничении прав по признакам, не зависящим от самого человека. Вот почему статья 2 утверждает равенство прав и свобод людей без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Безразлично также, из какой страны человек по происхождению — зависимой или независимой.

С определенной долей уверенности можно утверждать, что решающим измерителем «исторического прогресса» является увеличение ценности человеческой жизни. К нашему времени стало совершенно очевидно, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (статья 3). Эта гуманная норма оставляет право распоряжаться жизнью конкретного человека за ним самим — и больше ни за кем и ни за чем иным. Сфера реального действия статьи 3 постоянно расширяется — по меньшей мере, в сознании миллионов людей. Наиболее остро обсуждается сейчас в мире проблема допустимости смертной казни. Продолжается общечеловеческое движение за исключение войн из числа средств решения международных проблем. В настоящее время активно, в основном на Западе, обсуждается проблема допустимости


эвтаназии — умерщвления в случае неизлечимости болезни или рождения с непоправимыми уродствами.

Учитывая, что среди многочисленных форм лишения человека свободы есть такая вопиющая, как рабство (дожившая, как мы знаем, до наших времен), Декларация провозглашает, что никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах (статья 4). Под рабством понимают положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. Другими словами, если человека используют как одушевленное орудие труда, полностью распоряжаясь его временем, силой, здоровьем, а нередко и сознанием. В чистом виде рабство (использование рабского труда) практикуется в некоторых районах Северного Кавказа, Средней Азии, Казахстана. В последнее время стали отмечаться случаи «вербовки» девушек из нашей страны в другие страны, где их используют как белых рабынь в притонах, публичных домах, продают богатым людям и т.д. Описания подобных случаев нередки на страницах газет и журналов. Любое проявление рабства свидетельствует о крайнем неблагополучии в жизни общества.

В том, что свобода личной жизни — великое благо, человек убеждается в основном тогда, когда эта свобода оказывается донельзя ограниченной. Идеальная система «безличной» личной жизни была отработана в Кампучии при диктаторах Пол-Поте и Иенг-Сари. Население было согнано в «новые поселения» — кооперативы. Работали с 5 утра до 11 вечера. Мужчины и женщины жили отдельно, каждый шаг «кооператора» был на виду у охранников. Любое, даже самое небольшое отступление от правил поведения в этих поселениях каралось самым жестоким образом.

Помимо грубых отступлений от принципа свободы личной жизни, очень часто встречаются небольшие «нарушения»: где-то на «всякий случай» просматриваются письма из-за рубежа, где-то могут без санкции прокурора бесцеремонно войти в квартиру, где-то прослушивают телефонные разговоры...

Всеобщая декларация призывает все государства воздерживаться от этих и других нарушений. В статье 12 сказано, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную или семейную жизнь. Каждый имеет право защиты, если кто-то попытается опорочить его доброе имя, войти без разрешения в его дом, вскрыть его письма или беспокоить его и его семью без каких-либо основательных причин.

С этой нормой Декларации, вобравшей в себя суть гражданских прав человека, тесно связано право, до самого последнего времени не признававшееся в нашей стране. Речь идет о свободе передвижения человека — в зависимости от его собственных желаний, намерений, планов. Грубым нарушением прав человека была прописка (точнее — разрешительный, а не регистрационный порядок прописки).

 


В цивилизованных, демократических странах выдают только заграничные паспорта — по первому требованию и, как правило, бесплатно. Никаких «внутренних» паспортов в них не предусмотрено. Зато есть удостоверения.

Только к концу 80 — началу 90-х годов в нашей стране появились условия, при которых реально, стало осуществление положения статьи 13, в соответствии с которой каждый может идти или ехать в своей стране, куда пожелает, свободно выбирать местожительство. Он имеет право уехать из своей страны в другую и возможность вернуться в свою страну, если этого пожелает.

Декларация (статья 14) настаивает на том, чтобы каждый человек, обиженный в собственной стране, мог беспрепятственно переехать в другую страну (кроме случаев, когда его преследуют за уголовное преступление или когда он сам не признает права человека). Эта норма затрагивает очень болезненный вопрос — о беженцах. В мире уже давно ощутили его грозный масштаб. Велико количество беженцев в различных частях планеты: палестинцы, афганцы, кампучийцы, вьетнамцы, албанцы... В последнее время и в бывшем СССР появилось множество беженцев из бывших союзных республик: турки-месхетинцы, армяне, осетины... Началось бегство русскоязычного населения из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана... Проблема беженцев сложна экономически: нужно разместить, обустроить, обеспечить людей работой или хоть каким-то доходом массы людей с детьми, стариками, больными и т.д. Этот и другие вопросы рассмотрены в международной Конвенции о статусе беженцев, принятой ООН еще в 1951 году.

К праву на пристанище примыкает и право на создание семьи. Всеобщая декларация не признает никаких привилегий в брачных отношениях. Брак может быть заключен только при взаимном согласии сторон. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Живая жизнь постоянно сопротивляется мертвым политическим схемам. Отрицаемая официально на протяжении последних 70 лет, стеснительно обозванная «личной», частная собственность тем не менее постоянно реанимировалась в обществе, действовала, определяла соотношение социальных сил, политические интересы. Не признанная открыто, она разлагала общество изнутри, принимала извращенные формы. В последнее время эти подспудные тенденции вырвались наружу. Реформа экономики (а вслед за ней и политика) стала неизбежной.

Главное, что несет рынок как социально-экономическая и правовая категория, — раскрепощение личности, ощущение человеком себя в качестве хозяина, самодеятельного индивида, свободного от внеэкономического принуждения. Важно учитывать возможность добиться жизненного успеха благодаря не политическому приспособленчеству, а деловым и нравственным качествам. И, наконец, рынок способствует развитию личной ответственности за себя, благополучие семьи, порученное дело и т.д.


От того, что провозгласят равенство видов собственности, а также гарантированность собственности частной, последней у людей не прибавится. Но ее не прибавится никогда (а вместе с ней и благосостояния страны, общества), если не ввести юридических гарантий ее осуществления. Декларация в самом общем виде формулирует основу нормальной экономической жизни: «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместимо с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (статья 17).

Легко объявить право человека на имущество, собственность. Труднее сделать так, чтобы он этим имуществом владел в действительности. Право собственности реализуется с помощью разгосударствления и приватизации, посредством передачи государственного имущества гражданам. Как только самые широкие массы обретут собственность на достаточно значительное имущество (квартиры, дома, участки земли, мелкие предприятия и т.д.), можно будет говорить о начале реальных экономических перемен — не только для нескольких тысяч элитных семейств, но и для всего народа, давно заслужившего лучшую долю.

В 1984 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята и открыта для подписания Конвенция против пыток и, других жестоких. бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ней, в частности, говорится, что государства-участники предпринимают разнообразные эффективные меры для предупреждения у себя актов пыток. Пытка — это «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или .от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо..., а также запугать или .принудить его или третье лицо...» (из Конвенции против пыток...) Пытки и иные жестокости отнюдь не пережиток страшного прошлого. К сожалению, они являются обыденными фактами современности во многих, даже порою достаточно цивилизованных странах. Чаще всего пытки «используются» в полицейской практике по отношению к заключенным как по уголовным, так и по политическим делам. Вот почему статья 5 Декларации гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Декларация провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на защиту закона. Строго юридически это звучит как «право на признание правосубъектности» (статья 6).

Вспомним статью 1. Там речь идет о признании людей свободными и равными в своем достоинстве. Дальше Декларация углубляет это коренное положение, уточняя, что люди равны перед законом и имеют: право на равную защиту закона (статья 7). Именно закона. На страже равенства стоит закон, а не только добрые пожелания. Прав нередко лишаются не только заключенные, но и совершенно уж ни в чем неповинные люди. Имея в виду эти случаи,

 


Декларация провозглашает право каждого человека на эффективное восстановление в правах судами (статья 8). Словом, если человека незаконно ограничили в правах, он должен обратиться в суд, а суд обязан восстановить его в соответствующих правах.

Иногда случается то, чего справедливо избегают все нормальные люди: органы охраны правопорядка предъявляют обвинение в совершении уголовного преступления. Но бывает так, что кто-то ошибся, что произошел оговор, получен ложный донос... И в том, и в другом случае выход один — надеяться на установление истины судом. Виновный ждет от суда справедливого наказания, а не расправы. Невинный — оправдания. Статья 10 объявляет незыблемым право каждого человека на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением справедливости независимым и беспристрастным судом.

В праве цивилизованных стран давно появился принцип, который очень мудрено называется — принцип презумпции невиновности. Но это понятие стоит того, чтобы его запомнить. Суть презумпции невиновности выражена в части 1 статьи 11: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

Эта норма — в какой-то мере символ Всеобщей декларации, как, впрочем, и вообще юстиции. В ней нашла выражение максимальная справедливость цивилизованного права, его «дух», его красота. Пока суд не доказал вину человека, он не виновен, он не преступник.,

К упомянутой выше норме примыкают и другие части статьи 11, в соответствии с которыми нельзя осуждать человека за преступление, которое на момент его совершения таковым не считалось.

В статье 15 Декларации устанавливается неотъемлемое право человека на гражданство, ибо гражданство обретается человеком с момента рождения и до тех пор, пока он сам не захочет его сменить, никто не вправе лишать его произвольно гражданства. Нельзя также запрещать ему изменять свое гражданство.

В нашей стране, поспешно распавшейся на множество суверенных государств, проблема гражданства приобрела очень острое звучание. Сейчас решен в РФ вопрос о двойном гражданстве. В мире есть подобные прецеденты.

Право на свободу совести и религии. Все живущие на земле делятся на тех, кто верит в Бога (другие высшие непознаваемые силы), и тех, кто во все это не верит. Среди неверующих есть сознательные безбожники (атеисты) и люди, не дающие себе труда задуматься о причинах своего неверия.

На протяжении веков взаимоотношения верующих и неверующих (как и представителей различных религий) были крайне сложными. Были времена, когда верующие претерпевали мучения за свою любовь к Богу.


Достаточно вспомнить судьбу ранних христиан в Древнем Риме. Потом наступили века абсолютного преобладания веры, и туго становилось тем, кто не верил вовсе либо верил не так, как надо. В Европе суды инквизиции в обход краеугольной христианской заповеди «не убий» весьма успешно ликвидировали вольнодумцев и прочих грешников. В XX веке в ряде стран, исповедовавших атеизм, по религии был нанесен чудовищной силы удар.

Нет никакого сомнения в том, что родители должны иметь свободу давать детям религиозно-нравственное воспитание в соответствии со своими убеждениями. Сейчас от родителей будет зависеть, какое воспитание получат их дети — религиозное или атеистическое. В решении этого вопроса следует проявлять максимум ответственности и мудрости, не поддаваться моде, ажиотажу, ясно представлять возможное будущее своих детей.

Свобода исповедовать религию или убеждение может подлежать ограничениям, если по закону будет признано, что какая-то религия имеет антигуманный, вредный для здоровья, нравственности, общественной безопасности характер. Речь идет, например, о некоторых религиях, создаваемых искусственно, об обрядах, связанных с издевательством, половыми извращениями и т.д.

Право на свободу информации. Человеку свойственны многие черты, подчас доставляющие ему и окружающим немало беспокойства. Одна из них — любознательность, «поисковый инстинкт», стремление к правде, желание понять, что происходит вокруг, а иногда и во внутреннем мире его самого. Разумеется, для этого необходим определенный уровень духовного развития, образованности, круг убеждений. Инстинктивно каждый из нас понимает, что истинные убеждения являются и крепнут только тогда, когда, человек по преимуществу самостоятельно добывает и оценивает факты, делает умозаключения, проверяет выводы анализом практики и т.д. И мы испытываем отвращение перед насильственным вдалбливанием в наши головы готовых истин (что в психологии называется индоктринацией).

В настоящее время ситуация в нашей стране стала отчасти соответствовать той демократической норме, которая зафиксирована в статье 19 Декларации: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Конечно, нашему обществу предстоит еще много сделать, чтобы это право реализовывалось в полной мере. Например, монопольны у нас пока радио и телевидение. Не помешал бы и нам в ближайшем будущем Закон об информации, призванный регулировать допуск граждан к сведениям об их личной и общественной жизни, к фондам различных архивов. В двух десятках стран уже есть закон о правовом режиме «банка данных». Нашим гражданам было бы полезно получать регулярную информацию о нашем жизненном уровне, о прожиточном


минимуме, реальном количестве заключенных, наркоманов, алкоголиков, больных СПИДом и т.д.

Право на свободу политической деятельности. Со свободой на самую широкую информацию связана необходимость в такой реализации своих убеждений, как политическая деятельность, открытое проявление своей гражданской позиции. Основная масса политически зрелых граждан делится на совершенно определенные группы по ведущим предпочтениям. Наиболее эффективной формой взаимодействия, борьбы за власть, выражения своих интересов членами этих групп является, как показывает мировой опыт, политическая партия парламентского типа. Кроме того, есть огромное количество объединений другого типа — союзов, ассоциаций, конфедераций и др.

Всеобщая декларация поддерживаетправо на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию (статья 20). Обратим внимание, что одобряются мирные собрания, т.е. цивилизованные, без оружия, призывов «рассчитаться», «дать отпор», «показать истинное место».

Может быть, самым важным политическим правом является право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей (статья 21). Популярной формой непосредственного участия в управлении, является референдум. В нашей стране сгоряча провели несколько референдумов, но с их результатами пока обходятся достаточно вольно. Не привыкли мы еще к референдумам. Лучше получилось с выборами, причем впервые стали голосовать по партийным спискам. Организация выборов не по партийным спискам обусловила дефицит ответственности многих парламентариев.

Статья 21 Декларации выступает против дискриминации в доступе людей к государственной службе в своей стране, призывает регулярно проводить нефальсифицированные выборы, в которых выражается воля народа — основа власти правительства. Это очень важная норма нередко нарушается в странах с неглубокими и непрочными демократическими традициями.

Избиратели все больше сейчас понимают, что в органах власти должны находиться люди, которые профессионально, с высокой долей ответственности смогут действительно заботиться о благе народа, об укреплении элементарной справедливости в обществе.

Пройдет еще ряд лет, прежде чем можно будет приступить к реализации содержания статьи 22, в соответствии с которой каждый .человек имеетправа на социальное обеспечение и на осуществление -прав в экономической, социальной и культурной областях.

Статья 23 гласит: каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы. Его труд должен оплачиваться так же, как и труд других. Вознаграждение должно быть справедливым. Для защиты своих интересов появилось немыслимое ранее положение — право на забастовку. Трудящиеся теперь могут реально воздействовать на владельцев предприятий, правительство в случае, если оплата труда


оказывается нищенской. Вместе с тем, все более веско начинает звучать мотив безработицы. Если правительство не способно избавить граждан от безработицы, то оно должно обеспечить им основные условия существования — вместе с семьей, выплачивая удовлетворительное пособие по безработице, предоставляя иные формы социальной защиты (талоны на дешевую пищу и одежду и т.д.).

Право на отдых и на оплачиваемый отпуск (статья 24) должно прежде всего реализовываться в виде постоянно сокращающегося рабочего времени. В Финляндии рабочая неделя, например, составляет 32 часа, у нас — 40 час.

В статье 25 говорится о праве человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, а также и его праве на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости... Статья декларирует право материнства и младенчества на особое попечение, призывает к защите всех детей, без каких-либо различий. По сути, заново нам придется решать вопросы защиты людей от безработицы, в случае вдовства, гибели кормильца на государственной службе. Достаточно сказать, что только сейчас заговорили о необходимости выплаты крупной компенсации женам и детям погибших в схватках с бандитами милиционеров. До сих пор в этих случаях отделывались жалкой подачкой.

Право на образование, декларируемое в статье 26, включает в себя принципы бесплатности, обязательности начального образования, общедоступности профессионального образования, направленности на взаимопонимание, терпимость и дружбу между народами и различными социальными группами; родители имеют право выбора того, |что их малолетние дети будут изучать в школе. Коммерциализация многих сфер нашей жизни затронула и область образования.

Хорошо известно, что особенно легко и обидно закабаляли человека в сфере культуры, искусства, науки. В них человек целиком и полностью зависит либо от государства, либо от меценатов (по-нынешнему «спонсоров»). Особенно беспомощен человек-творец, талант, художник. Вот почему в Декларации сказано, что человек, имея право участвовать в культурной и научной жизни общества, имеет не меньшее право на защиту своих моральных и материальных интересов как творец (статья 27).

Познакомившись с правами и свободами, отраженными в Декларации, вспомним еще раз о том, что права тесно связаны с обязанностями. В статье 29 говорится, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Здесь же указывается, что ограничения в правах могут быть обусловлены только признанием прав других, требованиями морали, общественного порядка и общего благосостояния. Осуществление прав и свобод не должно противоречить целям и принципам ООН.