Надежность оперативного персонала
В настоящее время сложилось два подхода к учету влияния человека-оператора на надежность АС. Один из них состоит в том, что понятия и методы теории надежности технических систем применяются к человеку-оператору как отдельному элементу системы «человек - техника», аналогичному техническим элементам. При этом рассматриваются показатели надежности человека-оператора аналогичные показателям надежности технических средств (интенсивность отказов, интенсивность восстановления, коэффициент готовности и т. д.). Показатели надежности человека-оператора учитываются в логических моделях безотказной работы системы. Например, иногда значение вероятности безотказной работы системы находят с использованием классического метода как произведение вероятностей:
где - вероятность безотказной работы технической системы в течение времени t;
- вероятность безотказной работы человека-оператора в течение времени t.
Такие модели являются очень грубыми, не учитывают активную роль человека-оператора в системе и другие принципиальные отличия человека.
При втором подходе учитываются особые свойства человека-оператора как активного элемента системы. Оператор как элемент АС в задачах надежности имеет ряд существенных особенностей [8]. К ним относятся:
- адаптация к условиям труда;
- существенное отличие характеристик различных операторов друг от друга;
- утомляемость;
- подверженность эмоциональным воздействиям.
Общим для всех операторов являются единые требования к уровню их профессиональной подготовки при допуске к работе по управлению объектом.
Оперативный персонал в составе АС принимает непосредственное участие в реализации ее функций. Роль оперативного персонала заключается в следующем:
- наблюдение заходом технологического процесса иправильностью функционирования АС;
- настройка, ввод уставок, запуск и коррекция работы технических средств;
- принятие решения по управлению технологическим процессом по не алгоритмизированным правилам;
- непосредственное воздействие на ход технологического процесса включением и отключением регулирующих органов и механизмов в некоторых режимах работы объекта (например, пусковых) или при отказах технических средств.
В соответствии с вышеперечисленными функциями операторов при функционировании АС, можно выделить следующие категории операторов:
- оператор-технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий известные процедуры управления в режиме РВ (операторы щитов управления энергетическими, химическими и другими производственными системами);
- оператор – диспетчер, осуществляющий централизованный контроль и координацию различных явлений и событий, происходящих в масштабе РВ (авиа диспетчер, ж.д. диспетчер, диспетчеры энергетических сетей);
- оператор – наблюдатель, следящий за состоянием процесса, непрерывно протекающего в масштабе РВ и его отклонениями от заданного режима (оператор радиолокационной станции);
- оператор – манипулятор, реализующий жестко заданные последовательности механических воздействий на органы управления (оператор подготовки информации на ЭВМ);
- оператор – исследователь, действия которого не регламентированы заранее заданными инструкциями и базируются на понятийном мышлении (программист ЭВМ, экспериментатор, проектировщик САП);
- оператор – руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера.
Традиционно, надежный оператор – это хороший оператор, который пунктуально исполняет предписанный алгоритм действий. Алгоритмизируемой деятельности оператора по выполнению какой-либо функции АС можно поставить в соответствие набор процедур, каждая из которых состоит в реализации определенных операций в заданной последовательности. Это означает, что во всех потенциально возможных ситуациях у человека должны быть четкие алгоритмы работы. Но почему бы в этом случае не заменить человека более надежной и неприхотливой машиной? Если мы все-таки оставляем человека, то это автоматически означает, что мы допускаем наличие ситуаций, не описанных в инструкциях или описанных в них неверно, сознательно полагая, что в критических ситуациях оператор все-таки поведет себя незапланированно. В чем же тогда состоит надежность оператора?
Надежный оператор может пунктуально, шаг за шагом выполнить инструкцию, нигде не ошибившись, и при этом … не достичь поставленной цели (то ли инструкция была несовершенной, то ли что-то нужно было сделать чуть-чуть лучше, быстрее или качественнее, чем это требует инструкция). Считать ли этого оператора надежным?
Творчески мыслящий оператор может, нарушив инструкцию, проявить изобретательность в сложной ситуации и оптимизировать устаревшую, порой неверную процедуру (формально такие действия классифицируются как ошибки). Считать ли этого оператора ненадежным?
Два оператора примерно одинаково действуют, выполняя одну и ту же процедуру, однако первый достигает «блестящего» результата, а второй – «так себе». Следует ли различать степень надежности этих операторов?
Очевидно, следует различать способности человека действовать качественно, безотказно, эффективно и оптимально. Рассмотрим некоторые из определений этих понятий.
Надежность человека-оператора – его способность к сохранению требуемых рабочих качеств в условиях возможного усложнения обстановки. Фактически, в этом определении свойство надежности отождествляется с гомеостазом (нечувствительность состояния системы к внешним возмущающим воздействиям).
Свойство надежности человека делится на надежность базовую,которая рассматривается как потенциальная способность организма человека к надежной работе и прагматическуюнадежность, которая выражается вероятностью выполнения оператором требуемого алгоритма действий, либо принятия оптимального решения [4].
Надежность оператора характеризуется следующими свойствами:
- безотказность, безошибочность - способность человека - оператора выполнять все заданные операции в заданном порядке;
- своевременность — способность человека-оператора выполнять заданные операции за заданное время;
-готовность;
-восстанавливаемость.
Очевидно, что смысл, вкладываемый в понятие надежности человека-оператора, напрямую зависит от того, что понимается под отказом человека (иначе говоря, в чем состоит событие, наступления которого не должен допустить надежный оператор).
Отказ человека-оператора – это событие, проявляющееся в действии (или бездействии) оператора, влекущем за собой отклонение выходных параметров системы за установленные ограничения, которые он не предотвратил, или как событие, проявившееся в выходе за допустимые пределы характеристик жизнедеятельности оператора.
Различаются временные и окончательные отказы.
Временные отказы (отказы дееспособности):
– психофизиологический отказ 1-ого рода (утомление);
- психофизиологический отказ 2-ого рода (заболевание, травма);
- временный эргатический отказ (стресс, выключение освещения, задымленность и др.);
- временный мотивационный отказ (страх, нежелание).
Окончательные отказы (отказы работоспособности):
- отказ трудоспособности (потеря трудоспособности);
- биологический отказ (смерть);
- мотивационный отказ.
Показателями безотказности человека-оператора являются: вероятность безотказной работы в течение определенного отрезка времени; процент выполненных (не сорванных отказами) заданий; вероятность появления отказа в результате совершения ошибки; интенсивность и частота отказов в заданный момент времени; среднее время работы до первого отказа; среднее время работы между двумя отказами (наработка на отказ); общее число отказов за данный промежуток времени.
Поскольку при любом виде деятельности человеку свойственно непредумышленно (умышленно) ошибаться, то становится целесообразным рассмотрение такого вида нарушения работоспособности операторов, как ошибка. Ошибка человека-оператора - невыполнение предписанных действий или снижения качества их выполнения за пределы, необходимые для достижения цели деятельности.
Ошибки операторов классифицируются по следующим признакам:
1. По профессиональной группе персонала, к которой относится работник, совершивший ошибку: механики (слесари), электрики, специалисты по автоматике, инженерно-технический персонал, оперативный персонал.
2. По месту совершения ошибки: пультовая, местные щиты.
3. По виду производственного процесса, во время которого была совершена ошибка: производство, техническое обслуживание, испытания и т.д.
4. По типу выполняемой при этом работы: подготовка, исполнение, контроль, отчет.
5. По типу психического процесса, в котором была допущена ошибка:
а) ошибки восприятия (обнаружение, интерпретация, идентификация (см. ниже));
б) ошибки мышления (рассуждения, принятия решения);
в) ошибки моторики (действия):
- выполнение постороннего (лишнего) действия;
- невыполнение (пропуск) необходимого действия;
- нарушение последовательности действия;
- неправильное выполнение требуемого действия;
- выполнение действия несвоевременно или не за заданное время;
г) ошибки коммуникации (передачи команд).
Ошибки идентификации:
- пропуск – элемент деятельности не идентифицирован, хотя это было необходимо;
- избыток – элемент деятельности идентифицирован при отсутствии необходимости;
- заблуждение – идентифицирован не тот элемент деятельности, который был необходим.
6. По скорости наступления последствий: немедленно, с задержкой.
7. По структурному уровню деятельности, на котором совершаются ошибки:
- на уровне задач (неправильная идентификация или ошибочное решение задачи);
- на уровне операций (неправильный выбор или ошибочное исполнение операций);
- на уровне действий (неправильный выбор или ошибочное совершение действия).
8. По личным качествам, подготовленности, мотивации человека-оператора:
- ошибки-промахи (нечаянные пропуски, невнимательность, замешательство);
- ошибки-путаницы (незнание, неумение выполнить, выполнение не той инструкции);
- ошибки-уловки (осознанные действия вопреки инструкции («упрощение» или «рационализация» задачи), игнорирование техники безопасности).
Показателями безошибочности человека-оператора являются: вероятность безошибочной работы в течение определенного отрезка времени; вероятность безошибочного выполнения процедуры; общее число ошибок за данный промежуток времени; вероятность появления ошибки, стабильность обученности операторов.
Согласно статистических данных при идеальных условиях работы, хорошо обученные операторы делают в среднем не менее одной ошибки на 1000 операций; при стрессовых ситуациях – в среднем одну ошибку на 10 операций [12].
Очень часто в качестве характеристики безошибочности работы оператора применяют частоту (вероятность) появления ошибок. Статистическое определение частоты ошибок в i-ом опыте:
(2.34)
где ni – количество предъявленных оператору сигналов в i – ом опыте; mi – количество ошибок оператора в этом опыте.В процессе обучения частота ошибок обычно уменьшается. Оператор считается обученным, если частота ошибок уменьшилась до установившегося значения qc. Процесс обучения достаточно хорошо аппроксимируется экспоненциальной зависимостью
(2.35)
где q0 – начальное (до обучения) значение частоты ошибок; n – накопленная сумма предъявленных оператору сигналов в предыдущих опытах и половина числа сигналов в данном опыте; N – «постоянная обучения», т. е. некоторое среднее характеристическое число опытов. При N=n разность (q0-qc) уменьшается на 63%. Считается, что значение qc практически достигается при .
Стабильность обученности операторов характеризуется средним квадратическим отклонением статистических частот ошибок от экспоненты
:
(2.36)
где статистическое определение частоты ошибок в i–ом опыте; qi – соответствующее аппроксимирующее значение; k – число опытов.
Показателями своевременности человека-оператора являются: вероятность своевременного выполнения работы, т.е. фактическое время выполнения функции меньше предельно допустимого (оценка своевременности опирается на оценку быстродействия, показателем которого является время решения задачи или выполнения функции).
Показателями готовности человека-оператора являются: коэффициент готовности оператора (вероятность включения оператора в работу в нужный момент времени).
Показателями восстанавливаемости человека-оператора являются: вероятность исправления допущенной ошибки; среднее время восстановления.