Ответственность за международные преступления

Понятие и источники права международного сотрудничества в борьбе с преступностью

 

В настоящее время в мире отмечается значительный рост пре­ступности, в том числе имеющей международный характер. Государ­ства координируют свои действия по борьбе с преступностью — за­ключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осу­ществляют совместные меры по предотвращению и пресечению пре­ступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в современном международ­ном праве сформировалась самостоятельная отрасль — «право меж­дународного сотрудничества в борьбе с преступностью» (иногда ее называют «международное уголовное право», что, на мой взгляд, не совсем точно).

Источниками данной отрасли являются:

конвенции о борьбе с международными преступлениями и пре­ступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

договоры, регулирующие деятельность международных органи­заций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заклю­чаются прежде всего в определении международных уголовно нака­зуемых деяний, мерах по предупреждению и пресечению таких пре­ступлений, обеспечению ответственности преступников, установле­нию правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уго­ловным делам и регулировании взаимоотношений государств и меж­дународных правоохранительных организаций.

 

Одним из наиболее опасных международных преступлений явля­ется агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933 г. в силу не вступила.

В резолюции Генеральной АссамблеиООН «Определение агрес­сии» от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территори­альной неприкосновенности или политической независимости друго­го государства или каким-либо иным способом, несовместимым с УставомООН.

Применение вооруженной силы государством первым в наруше­ние Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

вторжение или нападение вооруженных сил государства на тер­риторию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты дру­гого государства;

применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

действие государства, позволяющего, чтобы его территория, ко­торую оно предоставило в распоряжение другого государства, ис­пользовалась этим другим государством для совершения акта агрес­сии против третьего государства;

засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечислен­ным выше актам, или его значительное участие в них.

Другим видом международных преступлений является геноцид.

Согласно Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или в военное время, является преступлением, наруша­ющим международное право. Под геноцидом (ст. II Конвенции) по­нимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничто­жить полностью или частично какую-либо национальную, этничес­кую, расовую или религиозную группу как таковую:

убийство членов этой группы;

причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

предумышленное создание для какой-либо группы таких жизнен­ных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физичес­кое уничтожение ее;

меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

По Конвенции наказуемы как сам геноцид, так и заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к со­вершению геноцида, покушение на совершение и соучастие в гено­циде.

Лица, обвиняемые в совершении геноцида, должны быть судимы судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или международным уголовным судом.

Государства сотрудничают в пресечении геноцида и обязуются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида. В отношении выдачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

К международным преступлениям относится и рабство.

Согласно Конвенции относительно рабства 1926 г. (с изменения­ми 1953 г.) рабство — это состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некото­рые из них.

Торговля невольниками включает в себя всякий акт захвата, при­обретения или уступки человека с целью продажи его в рабство;

всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обме­на; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, при­обретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ст. 1).

Государства — участники Конвенции обязались: пресекать тор­говлю невольниками; продолжать добиваться отмены рабства во всех его формах; принимать все меры для наказания этих правонаруше­ний.

В соответствии с Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. должны быть отменены: долговая кабала, крепостное состоя­ние, обычаи, сходные с рабством, в отношении женщин и детей. Преступлениями объявлены: работорговля; обращение другого лица в рабство или склонение к отдаче себя в рабство; покушение и соучас­тие в таких действиях; а также калечение, клеймение лиц, находящих­ся в подневольном состоянии.

Международным преступлением признано также наемничество.

Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 года, касающейся защиты жертв между­народных вооруженных конфликтов 1977 г., наемник — это лицо, которое:

специально завербовано на месте военных действий или за грани­цей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

фактически принимает участие в военных действиях, руководст­вуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать воз­награждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма возна­граждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);

не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящей­ся в конфликте;

не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входя­щего в состав вооруженных сил. Этим наемники отличаются от воен­ных советников, направленных на службу в иностранную армию по специальному соглашению между государствами и не принимающих непосредственного участия в военных действиях.

Наемники являются военными преступниками и не могут ссы­латься на положения Женевских конвенций 1949 г. На них не распро­страняется режим военного плена. Наемники привлекаются к ответ­ственности как в рамках национальной юрисдикции, так и специаль­но созданными международными трибуналами.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирова­ния и обучения наемников 1989 г. (Россией пока не ратифицирована) к наемникам относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтам, но и лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционно­го порядка или нарушение его территориальной целостности и непри­косновенности. Преступными признаются также действия лиц, осу­ществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также покушение и соучастие в такого рода действиях.

Государства — участники Конвенции принимают необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении указанных преступлений, которые совершены:

на его территории или на борту морского или воздушного судна, зарегистрированного в этом государстве;

любым из граждан или, если данное государство считает это приемлемым, теми лицами без гражданства, которые обычно прожи­вают на его территории;

в случаях, когда предполагаемый преступник находится на его территории и оно не выдает его какому-либо из государств.

Государство-участник, на территории которого находится пред­полагаемый преступник, в соответствии со своими законами заклю­чает его под стражу и немедленно проводит предварительное рассле­дование фактов.

Государства оказывают друг другу правовую помощь, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств, необходимых для судебного разбирательства.