Дипломатические представительства

Виды и функции дипломатических представительств

Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительства­ми — посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полно­мочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании со­глашения между соответствующими государствами (например, Со­вместное заявление об установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представи­тельств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккре­дитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно испол­няющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).

Класс, к которому принадлежит глава, представительства в кон­кретном государстве, определяется соглашением между государства­ми об установлении дипломатических отношений

Дипломатические представительства выполняют следующие функции:

представительство своего государства в стране пребывания;

защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;

ведение переговоров с правительством страны пребывания;

выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания;

поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.

Назначение главы представительства

Перед назначением главы представительства аккредитующее го­сударство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представи­тельства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агре­мане.

По получении агремана лицо назначается главой представитель­ства. Главе представительства выдается верительная грамота — до­кумент, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название — «верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает свои веритель­ные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства — поверенный в делах).

В РФ главы дипломатических представительств в иностранных государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает министр иностранных дел РФ.

Персонал дипломатического представительства

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-техни­ческий персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президен­том, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники дипло­матического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.

Административно-технический персонал — это лица, осущест­вляющие административно-техническое обслуживание представи­тельства (переводчики, референты и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, пова­ра и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены администра­тивно-технического и обслуживающего персонала могут быть граж­данами страны пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд­никам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотруд­ников из юрисдикции и принудительных действий со стороны госу­дарства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста­вительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими приви­легиями и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло­мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи­тельства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан­ской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности дипломатического агента за пределами его офици­альных функций.

§ 5. Посольство Российской Федерации

 

Посольство РФ является государственным органом внешних сно­шений РФ, осуществляющим представительство России в государст­ве пребывания.

Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатичес­ких отношений с соответствующим иностранным государством.

Посольство входит в систему МИД РФ и обеспечивает проведе­ние единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов ис­полнительной власти, российских государственных учреждений, ор­ганизаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установлен­ном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.

Посольство, его сотрудники и члены их семей пользуются в госу­дарстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребыва­ния.

Основными задачами и функциями посольства являются:

представительствоРФ в государстве пребывания;

обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполи­тического курса РФ в государстве пребывания;

выполнение поручений ПрезидентаРФ, Правительства, МИД России, а также согласованных с МИДом поручений других феде­ральных органов государственной власти и запросов органов государ­ственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения феде­ральных органов исполнительной власти и запросы органов государ­ственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций направляются по­сольству только через МИД России;

сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и со­юзов в регионе, в котором расположено государство пребывания;

обеспечение развития сотрудничества РФ с государством пребы­вания, оказание содействия государственным органам, обществен­ным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установ­лении контактов с представителями государства пребывания;

участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществле­ние контроля за выполнением договоров РФ с государством пребы­вания;

защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц;

выполнение консульских функций, общее руководство деятель­ностью консульских учреждений РФ;

выполнение других функций.

Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом РФ. Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру посольства, распределяет должностные обязаннос­ти между его сотрудниками. Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о чрезвычайном и полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве.

В случае отсутствия посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломати­ческих сотрудников посольства.

В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, обще­ственных объединений, за исключением профессиональных союзов.