Формы и способы реализации в РФ международно-правовых норм

 

Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:

1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовые нормы; и

2) в форме непосредственного применения норм международно­го права в качестве регуляторов внутренних отношений.

При этом прямое, непосредственное применение конкретного международного договора возможно и на основе акта, изданного в его исполнение (что чаще всего и происходит).

I. Внесение изменений в законодательство РФ

Практикой выработаны следующие способы внесения изменений во внутреннее право России.

1. Определение порядка применения в нашей стране норм кон­кретного международного договора (договоров). Например, в 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». В постанов­лении определен круг органов, в компетенцию которых входит осу­ществление связей с зарубежными правоохранительными органами при оказании правовой помощи, решены некоторые вопросы испол­нения норм договоров о правовой помощи и т.д.

Другой пример. Постановление Правительства РФ «Об органе, обеспечивающем осуществление международных договоров Россий­ской Федерации по вопросам внешней трудовой миграции» 1993 г. возложило на Федеральную миграционную службу России функции уполномоченного органа с российской стороны по осуществлению межправительственных соглашений о принципах направления и при­ема иностранных граждан на работу на предприятиях, в объединени­ях и организациях России и др.

2. Издание во исполнение принятого международного договора нормативных актов. Внутригосударственное правотворчество необ­ходимо, когда законодательство РФ не регулирует данного вопроса или регулирует его иначе, чем международный договор. В 1987 г. в связи с присоединением СССР к Международной конвенции о борь­бе с захватом заложников 1979 г. в УК РСФСР была включена статья об ответственности за захват заложника (ст. 206 УК РФ 1996 г.).

3. Включение в действующее законодательство отсылок к между­народному договору (договорам).

Отсылки применяются как к уже действующим, так и ко всем заключаемым РФ международным договорам в данной сфере отно­шений и носят, как правило, общий характер.

В российском праве используется несколько типов отсылок:

А. «Если, то». Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то при­меняются правила международного договора.

Эта форма отсылок наиболее часто употребима (ст. 15 Конститу­ции РФ, ст. 5 Федерального закона о международных договорах и др.).

Б. «И, и». Данные отношения регулируются и законодательством РФ, и международными договорами.

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона о прокуратуре РФ 1992 г. (в ред. от 17 ноября 1995 г.) организация и порядок дея­тельности Прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, федеральными законами и международными до­говорами РФ.

В. «Если иное» или «за исключением». Данные отношения регу­лируются следующим образом, если иное не предусмотрено между­народным договором (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

Согласно п. 3 ст 11 УК РФ 1996 г. лицо, совершившее преступле­ние на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По Федеральному закону «О содержании под стражей подозре­ваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 1995 г. (ст. 6) подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности, установленные для гражданРФ, за исключением, предусмотренных международными договорами Рос­сийской Федерации.

Г. «Другие». Дополнительные варианты регулирования данных отношений зафиксированы международными договорами.

На основании ст. 9 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г. (в ред. федерального закона от 6 февраля 1995 г.) гражданство может приобретаться также по основаниям, предусмотренным междуна­родными договорами. В силу указанной нормы государственные ор­ганы, должностные лица и граждане могут руководствоваться Кон­венцией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражда­нами государств — участников СНГ 1996 г.

Статья 165 Семейного кодекса РФ 1995 г. подчеркивает, что в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и меж­дународными договорами РФ, усыновление не может быть произве­дено.

Д. «Смотри». Конкретный способ регулирования данных отноше­ний указан в соответствующем международном договоре.

Правительство РФ постановлением «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» 1996 г. постановило оснащать с 1 ян­варя 1998 г. вновь изготавливаемые автобусы и грузовые автотранс­портные средства, предназначенные для междугородных и междуна­родных перевозок, контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени рабо­ты и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки

Следует учитывать, что иногда в российском законодательстве делается ссылка не на конкретный международный договор, а на международно-правовые обязательства РФ в соответствующей об­ласти. Так, в преамбуле Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 г. говорится: «Прини­мая во внимание необходимость реализации в законодательстве Рос­сийской Федерации признанных международным сообществом... прав и свобод человека и гражданина».

II. Непосредственное применение международных норм в РФ

В РФ международные нормы могут применяться вместе с норма­ми права РФ или вместо последних без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы внутригосударственного права.

Международные нормы действуют практически как специальные нормы по отношению к нормам российского законодательства (кото­рые выступают в роли как бы общих норм) и изымают отдельные отношения из сферы применения российских правовых норм. Ис­пользование слов «практически», «как бы» обусловлено тем, что правило «специальный закон отменяет общий», на мой взгляд, при­менимо лишь к нормам одной правовой системы, а международное и российское право — суть различные системы права.

Российское государство разрешает, санкционирует непосредст­венное применение международно-правовых норм во внутригосу­дарственной сфере отношений. Можно различать общее и специаль­ное санкционирование.

Как универсальную санкцию, адресованную всем субъектам рос­сийского права, на применение в их деятельности международно-правовых норм можно рассматривать норму ч. 4 ст. 15 Конституции

РФ. В качестве специальных санкций выступают отсылочные нормы, нормы актов, изданных во исполнение договоров, «привязки» к дого­ворам и т.д.

Многие положения права РФ устанавливают, что те или иные вопросы регулируются, а государственные органы РФ, физические и юридические лица руководствуются, помимо норм российского зако­нодательства, и международно-правовыми нормами.

«Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта го­сударственного или иного органа, а равно должностного лица... об­щепризнанным принципам и нормам международного права, между­народному договору Российской Федерации... принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (п. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.).

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. (п. 6 ст. 7) устанавливает, что основаниями для про­ведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в частности, «запросы международных правоохранительных организаций и пра­воохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации».

Согласно ст. 6 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. законодательной основой обеспечения безопасности являются, в частности, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Закон РФ о федеральных органах налоговой полиции от 24 июня 1993 г. (в ред. Федерального закона от 17 декабря 1995 г.) подчерки­вает, что федеральные органы налоговой полиции «осуществляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств «на основе международных договоров и обязательств Рос­сийской Федерации» (п. 3 ст. 4)

Министерство внутренних дел РФ «руководствуется... общепри­знанными принципами и нормами международного права, междуна­родными договорами Российской Федерации и настоящим Положе­нием» (п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел РФ 1996 г.).

Пункт 3 Положения о Национальном Центральном Бюро Интер­пола 1996 г.: НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется «международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязатель­ными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола».

Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 ок­тября 1995 г. «О некоторых вопросах применения Конституции Рос­сийской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивает:

«Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Меж­дународном пакте об экономических, социальных и культурных пра­вах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации со­ставной частью ее правовой системы Этой же конституционной нор­мой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора.

Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным до­говором, решение о согласии на обязательность которого для Россий­ской Федерации было принято в форме федерального закона, уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случа­ях применяются правила международного договора Российской Фе­дерации.

При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. положения официально опубликованных международных договоров Россий­ской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосред­ственно. В иных случаях наряду с международным договором Россий­ской Федерации следует применять и соответствующий внутригосу­дарственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Непосредственно действуют в РФ и применяются «самостоятель­но» нормы соглашений о борьбе с преступлениями международного характера, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, конвенций о дипломатических и консульских сношениях, соглашения по гражданско-правовым вопросам и многие другие.