ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

Сводная таблица млрд. руб., в ценах текущих лет
Минимально-допустимый вариант                      
                       
Объемы финансирования*) - всего 72,9 99,5 121,1 150,9 188,7 237,4 290,7 352,5 426,9 510,0 607,5
в том числе по источникам:                      
федеральный бюджет 59,1 79,6 95,1 116,7 143,8 178,0 211,9 247,9 286,0 320,2 353,8
бюджеты субъектов Российской Федерации**) 4,5 6,1 7,6 9,5 11,7 14,2 17,0 20,2 24,9 30,3 36,7
внебюджетные источники***) 9,3 13,8 18,4 24,7 33,2 45,2 61,8 84,4 116,0 159,5 217,0
                       
Рациональный вариант                      
                       
Объемы финансирования - всего 72,9 99,5 142,4 186,8 242,6 311,6 390,7 484,4 595,2 725,5 874,8
в том числе по источникам:                      
федеральный бюджет 59,1 79,6 113,1 144,1 182,0 227,8 275,8 328,6 385,5 445,3 506,5
бюджеты субъектов Российской Федерации 4,5 6,1 8,2 11,2 15,1 19,7 25,0 31,0 37,8 46,5 56,5
внебюджетные источники 9,3 13,8 21,1 31,5 45,5 64,1 89,9 124,8 171,9 232,7 311,8

 

*) Здесь и далее – без учета ассигнований на исследования и разработки военного назначения.

**) Здесь и далее – без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

***) Здесь и далее – без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

 

Общий объем финансирования млрд. руб., в ценах текущих лет                      
Минимально-допустимый вариант                      
 
1. Развитие сектора исследований и разработок 53,5 67,1 84,0 104,7 130,0 162,1 194,4 230,0 270,0 309,0 347,0
фундаментальные исследования 32,5 41,8 54,6 70,0 88,2 111,5 134,1 159,0 186,0 211,0 235,0
прикладные исследования и разработки*) 21,0 25,3 29,4 34,7 41,8 50,6 60,3 71,0 84,0 98,0 112,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 16,2 21,4 26,4 34,0 44,9 60,0 79,3 103,8 136,3 178,4 235,5
целевые программы технологического профиля**) 12,2 17,0 21,2 27,3 36,2 49,0 65,9 87,0 116,0 154,0 207,0
важнейшие инновационные проекты 4,0 4,4 5,2 6,7 8,7 11,0 13,4 16,8 20,3 24,4 28,5
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере***) 0,0 0,0 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 2,4 2,9 3,6 4,6
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 3,2 11,0 9,6 10,9 12,3 13,6 15,0 16,3 17,7 19,0 20,4
фонды поддержки инноваций****) 0,3 1,1 1,5 1,9 2,3 2,7 3,1 3,5 3,9 4,3 4,7
производственно-технологическая инфраструктура*****) 1,0 7,5 5,5 6,2 6,9 7,6 8,3 9,0 9,7 10,4 11,1
поддержка развития инновационного МСП******) 1,9 2,4 2,6 2,8 3,1 3,3 3,6 3,8 4,1 4,3 4,6
Итого 72,9 99,5 121,1 150,9 188,7 237,4 290,7 352,5 426,9 510,0 607,5
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения*******) 71,6 90,9 113,0 141,5 178,0 225,4 277,3 337,6 410,4 491,7 587,1

 

*) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы по прикладным научным исследованиям и разработкам, которые не входят в раздел «Реализация приоритетов технологического развития» и в подраздел «поддержка развития инновационного МСП».

**) Здесь и далее данный подраздел не включает в себя расходы в рамках целевых программ по реализации важнейших инновационных проектов.

***) Здесь и далее данный раздел содержит инвестиции в материально-техническую базу передовых научных организаций, в частности, капитальные вложения в развитие академических институтов, выполняющих фундаментальные исследования мирового уровня, государственных научных центров, исследовательских университетов и др.

****) Здесь и далее данный подраздел учитывает в соответствующей части расходы по поддержке малого предпринимательства, в частности, расходы по формированию региональных венчурных фондов.

*****) Здесь и далее данный подраздел учитывает расходы по формированию инфраструктуры ОЭЗ в части технико-внедренческих зон.

******) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы фондов по поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере, в частности, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

*******) Суммарный объем финансирования по разделам «развитие сектора исследований и разработок», «реализация приоритетов технологического развития» и подразделу «поддержка развития инновационного МСП».

 

Рациональный вариант
1. Развитие сектора исследований и разработок 53,5 67,1 92,7 120,5 154,4 194,6 236,8 283,8 335,3 391,5 452,0
фундаментальные исследования 32,5 41,8 60,3 79,2 102,9 132,1 161,3 193,8 229,3 266,5 305,0
прикладные научные исследования и разработки 21,0 25,3 32,4 41,3 51,5 62,5 75,5 90,0 106,0 125,0 147,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 16,2 21,4 30,6 42,8 59,3 81,5 110,7 148,3 197,0 259,0 334,0
целевые программы технологического профиля 12,2 17,0 23,7 32,9 45,4 62,3 85,0 115,3 156,0 210,0 277,0
важнейшие инновационные проекты 4,0 4,4 6,9 9,9 13,9 19,2 25,7 33,0 41,0 49,0 57,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере 0,0 0,0 5,7 6,8 8,2 10,0 12,3 15,3 19,2 24,2 30,5
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 3,2 11,0 13,4 16,7 20,7 25,5 30,9 37,0 43,7 50,8 58,3
фонды поддержки инноваций 0,3 1,1 1,8 2,9 4,3 6,2 8,4 11,0 13,7 16,4 19,2
производственно-технологическая инфраструктура 1,0 7,5 8,7 10,2 11,9 13,6 15,3 17,0 18,8 20,6 22,4
поддержка развития инновационного МСП 1,9 2,4 2,9 3,6 4,5 5,7 7,2 9,0 11,2 13,8 16,7
Итого 72,9 99,5 142,4 186,8 242,6 311,6 390,7 484,4 595,2 725,5 874,8
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения 71,6 90,9 126,2 166,9 218,2 281,8 354,7 441,1 543,5 664,3 802,7

 

 

Средства федерального бюджета млрд. руб., в ценах текущих лет                      
                       
Минимально-допустимый вариант                      
 
1. Развитие сектора исследований и разработок 47,6 57,9 71,7 88,4 108,5 133,5 157,0 182,0 208,0 231,0 253,0
фундаментальные исследования 30,1 38,6 50,3 64,3 80,7 101,5 121,0 142,0 164,0 183,0 201,0
прикладные научные исследования и разработки 17,5 19,3 21,4 24,1 27,8 32,0 36,0 40,0 44,0 48,0 52,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 9,9 13,4 16,2 20,5 26,8 35,4 45,0 55,2 66,3 76,4 86,5
целевые программы технологического профиля 8,1 11,6 14,1 17,8 23,3 31,0 40,0 49,0 59,0 68,0 77,0
важнейшие инновационные проекты 1,8 1,8 2,1 2,7 3,5 4,4 5,0 6,2 7,3 8,4 9,5
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере 0,0 0,0 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 2,4 2,9 3,6 4,6
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 8,3 6,1 6,5 7,0 7,4 7,9 8,3 8,8 9,2 9,7
фонды поддержки инноваций 0,3 0,7 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6
производственно-технологическая инфраструктура 0,5 6,5 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0 5,2 5,4 5,6
поддержка развития инновационного МСП 0,8 1,1 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 1,3 1,4 1,4 1,5
Итого 59,1 79,6 95,1 116,7 143,8 178,0 211,9 247,9 286,0 320,2 353,8
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения 58,3 72,4 89,0 110,0 136,5 170,1 203,3 238,5 275,7 308,8 341,0
                       

 

Рациональный вариант                      
 
1. Развитие сектора исследований и разработок 47,6 57,9 79,4 101,3 127,8 159,5 190,5 223,5 258,0 293,0 328,0
фундаментальные исследования 30,1 38,6 56,0 73,5 95,3 122,0 148,0 176,5 207,0 238,0 269,0
прикладные научные исследования и разработки 17,5 19,3 23,4 27,8 32,5 37,5 42,5 47,0 51,0 55,0 59,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 9,9 13,4 18,5 24,9 33,0 43,0 55,2 69,3 85,0 102,0 119,0
целевые программы технологического профиля 8,1 11,6 15,7 20,9 27,4 35,3 45,0 56,3 69,0 83,0 97,0
важнейшие инновационные проекты 1,8 1,8 2,8 4,0 5,6 7,7 10,2 13,0 16,0 19,0 22,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере 0,0 0,0 5,7 6,8 8,2 10,0 12,3 15,3 19,2 24,2 30,5
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 8,3 9,5 11,1 13,0 15,3 17,8 20,5 23,3 26,1 29,0
фонды поддержки инноваций 0,3 0,7 1,2 2,0 3,0 4,3 5,7 7,2 8,6 10,0 11,5
производственно-технологическая инфраструктура 0,5 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 10,1 10,7 11,3
поддержка развития инновационного МСП 0,8 1,1 1,3 1,6 2,0 2,5 3,1 3,8 4,6 5,4 6,2
Итого 59,1 79,6 113,1 144,1 182,0 227,8 275,8 328,6 385,5 445,3 506,5
Справочно - финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения 58,3 72,4 99,2 127,8 162,8 205,0 248,8 296,6 347,6 400,4 453,2
                       

 

Средства из других источников млрд. руб., в ценах текущих лет                      
  Минимально-допустимый вариант                      
 
1. Развитие сектора исследований и разработок 5,9 9,2 12,3 16,3 21,5 28,6 37,4 48,0 62,0 78,0 94,0
средства хозяйствующих субъектов 3,6 6,5 9,0 12,2 16,4 22,3 29,6 38,5 50,0 63,0 76,0
средства субъектов Российской Федерации 2,3 2,7 3,3 4,1 5,1 6,3 7,8 9,5 12,0 15,0 18,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 6,3 8,0 10,2 13,5 18,1 24,6 34,3 48,6 70,0 102,0 149,0
средства хозяйствующих субъектов 5,4 6,7 8,5 11,3 15,3 21,1 30,0 43,3 63,0 93,0 137,0
средства субъектов Российской Федерации 0,9 1,3 1,7 2,2 2,8 3,5 4,3 5,3 7,0 9,0 12,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 2,7 3,5 4,4 5,3 6,2 7,1 8,0 8,9 9,8 10,7
средства хозяйствующих субъектов 0,3 0,6 0,9 1,2 1,5 1,8 2,2 2,6 3,0 3,5 4,0
средства субъектов Российской Федерации 1,3 2,1 2,6 3,2 3,8 4,4 4,9 5,4 5,9 6,3 6,7
Итого 13,8 19,9 26,0 34,2 44,9 59,4 78,8 104,6 140,9 189,8 253,7
средства хозяйствующих субъектов 9,3 13,8 18,4 24,7 33,2 45,2 61,8 84,4 116,0 159,5 217,0
средства субъектов Российской Федерации 4,5 6,1 7,6 9,5 11,7 14,2 17,0 20,2 24,9 30,3 36,7
                       

 

 

Рациональный вариант                      
 
1. Развитие сектора исследований и разработок 5,9 9,2 13,3 19,2 26,6 35,1 46,3 60,3 77,3 98,5 124,0
средства хозяйствующих субъектов 3,6 6,5 10,1 15,2 21,4 28,3 37,4 48,8 62,8 80,7 102,0
средства субъектов Российской Федерации 2,3 2,7 3,2 4,0 5,2 6,8 8,9 11,5 14,5 17,8 22,0
2. Реализация приоритетов технологического развития 6,3 8,0 12,1 17,9 26,3 38,5 55,5 79,0 112,0 157,0 215,0
средства хозяйствующих субъектов 5,4 6,7 10,1 15,0 22,3 33,3 49,0 71,0 102,0 142,0 196,0
средства субъектов Российской Федерации 0,9 1,3 2,0 2,9 4,0 5,2 6,5 8,0 10,0 14,0 19,0
3. Формирование «центров превосходства» в научно-технической сфере
4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 2,7 3,9 5,6 7,7 10,2 13,1 16,5 20,4 24,7 29,3
средства хозяйствующих субъектов 0,3 0,6 0,9 1,3 1,8 2,5 3,5 5,0 7,1 10,0 13,8
средства субъектов Российской Федерации 1,3 2,1 3,0 4,3 5,9 7,7 9,6 11,5 13,3 14,7 15,5
Итого 13,8 19,9 29,3 42,7 60,6 83,8 114,9 155,8 209,7 280,2 368,3
средства хозяйствующих субъектов 9,3 13,8 21,1 31,5 45,5 64,1 89,9 124,8 171,9 232,7 311,8
средства субъектов Российской Федерации 4,5 6,1 8,2 11,2 15,1 19,7 25,0 31,0 37,8 46,5 56,5

7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации

 

Общие принципы мониторинга и контроля за реализацией Стратегии:

обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;

четкое разграничение полномочий и ответственности между различными органами по управлению ФЦП, ВЦП, выполнением непрограммных мероприятий;

обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки управленческих решений.

В рамках системы управления реализацией Стратегии создается Координационно-экспертный совет, вырабатывающий общие принципы государственной политики в области инновационного развития, а также определяющий инструменты ее практической комплексной реализации через действующие федеральные, ведомственные и региональные программы в сфере обеспечения инновационного развития российской экономики.

В состав Координационно-экспертного совета входят учёные и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества, общественных объединений и федеральных органов государственной власти.

Контроль за реализацией Стратегии осуществляется на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий по реализации Стратегии.

Федеральная служба государственной статистики совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по специально разработанному перечню показателей.

Министерство образования и науки Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, подведомственных Минобрнауки России служб и агентств и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам проводит по плану, согласованному с Министерство образования и науки Российской Федерации, проверки исполнения мероприятий Стратегии, затрагивающих права Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.

По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, применении санкций к участникам реализации программ.

 

Приложение №1

Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах

1. Возможные концептуальные подходы к развитию национальной инновационной системы

Весьма условно можно выделить следующие теоретические модели развития национальной инновационной системы: