Вербальная коммуникация (речевое общение)

Аутизм

Рассмотренные состояния встречаются при психопатиях, патохарактерологических развитиях и психопатизациях.

Шизоидная форма

(патологически замкнутые)

Главные черты шизоидной формы — сниженная потребность в общении и недостаточная эмоциональная откликае-мость, в связи с чем подобных пациентов называют еще патологически замкнутыми. Темперамент проявляется высокой сенситивностью, умеренным темпом реакций, малой эмоциональной возбудимостью, ригидностью, подчеркнутой инт-ровертированностью. В характере наиболее значимы такие черты, как замкнутость, отгороженность, отсутствие чувства сопереживания, слабость привязанностей —до душевной холодности и черствости. Мышление оторвано от реальности, формализовано, схематизировано. Некоторые больные склонны к бесплодным рассуждениям, схоластике. Вместе с тем мир внутренних переживаний может быть достаточно богат и разнообразен, но они не испытывают потребности раскрывать его окружающим. Для некоторых представителей этой группы свойственны чудаковатость поведения, странность облика и манер, угловатость движений. Направленность ограничена рамками ценностных ориентации, связанных с мотивами деятельности, отражающей аутистичес-кую сущность склада личности: кабинетная работа, абстрактно-символическая деятельность (например математика) и пр.


Психопатологические синдромы

В этих границах такие люди могут достичь заметных успехов. Они лучше адаптируются в формальной группе, где общение формализовано и связано с использованием масок. Неформальное, личностно-эмоциональное общение для них затруднено, в связи с чем овладение ролевым поведением крайне сложно, а набор ролей резко ограничен. Овладев ролью, исполняют ее стереотипно и ригидно.

Гипо- и гипертимические, психастенические, истерические, возбудимые, паранойяльные и шизоидные психопатические состояния могут иметь конституциональную обусловленность и в этом случае являются основными клиническими формами психопатий, имея наиболее четкую синдромальную очерченность. Патохарактерологические развития часто принимают форму психастенических, возбудимых, истерических, паранойяльных. При психопатизациях чаще встречаются признаки астенических, возбудимых и истерических психопатических состояний.

Потребность в общении — одна из важнейших видовых потребностей человека. Она является прямым следствием, условием и непосредственные отражением биосоциальной сущности вида Homo sapiens. Нередко в конкретных ситуациях потребность в общении по своей значимости и актуальности оказывается более приоритетной и важной, чем общебиологические потребности в пище, воде и т. п., с которыми она вступает в конкуренцию. Потребность в общении — одно из серьезнейших обстоятельств и условий формирования психики человека вообще, мышления, речи и личности в особенности. Она обусловлена общественным статусом человека и, соответственно, его стремлением к общению с други-


Глава 3

ми людьми. Стимулируется потребность в накоплении опыта, обмене знаниями, мнением и чувствами, в связи с чем общение является процессом интегративным. Существует три стороны общения: коммуникативная — обмен информацией, интерактивная — способ взаимодействия и перцептивная — форма восприятия друг друга.

Содержанием коммуникации является обмен любой информацией — интеллектуальной, эмоциональной, эстетической и пр. Существует вербальная и невербальная коммуникация.

Осуществляется по определенным законам, что предполагает:

1. Партнерский тип общения. В качестве партнера по вербальной коммуникации могут выступать как вторые и третьи лица (интерперсональное, или внешнее общение), так и сам субъект, общающийся сам с собой (интраперсональное, или внутреннее общение).

2. Наличие инструмента вербального общения — языка. Формой реализации языка является речь. Использование языковых средств вербальной коммуникации относится к важнейшим видовым свойствам человека и является специфической чертой человеческого общества. Язык — выработанная в процессе исторического развития человечества система средств и знаков общения. Овладевая в процессе онтогенеза языком, человек овладевает процессом вербального общения. Таким образом, речь — процесс вербального общения посредством языка. Психология изучает речь, а не язык. Язык един для многих, речь строго индивидуализирована. В процессе общения человек использует лишь часть языкового богатства.

3. У речи есть ряд интегрированных в речевом потоке функций:

• функция общения — первая и главная функция речи. Это средство передачи знаний, опыта, мыслей, мнений, эмоциональных состояний, отношения к себе самому и