Видеозапись

История записи изображений на магнитную ленту сравнительно непродолжительна, так как реализация принципов записи видеоизображения требовала определенного уровня развития технологий.

В конце 50-х годов XX в. все телепередачи шли в прямом эфире. Первым производителем серийных видеомагнитофонов стала американская компания АМРЕХ, основанная русский эмигрантом Александром Михайловичем Понятовым. 14 марта 1956 г. в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма Понятова впервые продемонстрировала свое творение – видеомагнитофон VRX-1000 с использованием поперечно-строчного способа магнитной записи видеосигналов, а через полгода – 30 ноября 1956 г. – CBS впервые использовала его для отсроченной эфирной трансляции программы новостей.

При поперечно-строчной записи одна или несколько головок располагались на вращающемся диске, ось вращения которого совпадала с направлением движения ленты. При одновременном движении ленты и вращении диска головки «прочерчивали» на ленте практически поперечные строчки записи. Причем относительная скорость записи (головка – лента) оказывалась гораздо более высокой, чем скорость протягивания самой ленты. Таким образом удалось существенно повысить плотность записи и уменьшить линейную скорость движения ленты, а значит, и сократить ее расход.

Конструкция механизма видеомагнитофона с поперечно-строчной записью была достаточно сложна. Более простым решением оказалось применение наклонно-строчного способа записи, при котором головки крепились на барабане, ось вращения которого была расположена под определенным углом к продольной оси ленты. Дорожки видеозаписи в этом случае представляли собой отдельные строчки, расположенные под углом к продольной оси ленты (рис. 15).

Рис. 15. Применение БВГ позволяет использовать сравнительно небольшую скорость движения ленты

Следует отметить, что наклонно-строчный способ записи был известен задолго до экспериментов с видеозаписью. Так, еще в 1946 г. советский инженер Александр Федорович Малютин получил авторское свидетельство на изобретение устройства для записи аудиосигналов наклонно-строчным способом.

Первые видеомагнитофоны были катушечными и предназначались в основном для профессионального использования. Одной из причин, сдерживающих распространение видеомагнитофонов в быту, кроме высокой цены, была сложность заправки ленты в лентопротяжный механизм. Эра бытовой видеозаписи началась в начале 70-х годов с появлением первых кассетных видеомагнитофонов, в которых заправка ленты происходила автоматически. Первые системы были предложены фирмой Sony видеомагнитофоном формата U-Matic (1971 г.) и фирмой Philips видеомагнитофоном формата VCR (1972 г.), но широкого распространения они не получили.

Видеомагнитофоны перечисленных форматов не оснащались ТВ-тюнерами, не обеспечивали запись по собственному таймеру и не имели беспроводного дистанционного управления, были дороги как сами по себе, так и в эксплуатации. Кроме того, для их применения необходимо было доработка телевизора, не имеющего тогда низкочастотных входов-выходов. На рынке ощущался дефицит готовых видеозаписей.

Компании Philips и Grundig работали над устранением перечисленных недостатков и созданием новой электроники с высокой степенью интеграции. Необходимо было создать новый формат видеозаписи, отвечающий требованиям экономической рентабельности решений по всем проблемным вопросам без исключений. Претендующий на победу бытовой видеомагнитофон должен быть приемлем по цене, совместим с любым телевизором, обеспечивать как минимум 2 часа непрерывной записи с достаточно высоким качеством изображения, быть простым и недорогим в эксплуатации. Реализация этих концептуальных проектов оказалась очень сложной и дорогостоящей технической задачей.

В декабре 1974 г. стало известно об успехах фирмы Sony по разработке бытового видеомагнитофона Beta. Его размеры были гораздо меньше, чем у катушечных аналогов, при высоком качестве изображения и времени записи в течение часа. В августе 1975 г., спустя три месяца с начала продажи аппаратуры Beta, японской компанией JVC была завершена подготовка опытного образца видеомагнитофона VHS (Video Home System). Чтобы добиться признания нового формата, компания JVC пошла на беспрецедентный шаг, предложив опытный образец видеомагнитофона без всяких условий другим фирмам. 3 сентября 1975 г. члены рабочей группы в своей лаборатории продемонстрировали президенту компании Matsushita (торговая марка Panasonic) опытный образец видеомагнитофона формата VHS. Затем был установлен контакт с крупнейшим на то время производителем бытовой электротехники в Японии – компанией Hitachi. Все это сыграло решающую роль в грядущей победе VHS над видеомагнитофонами конкурирующих форматов.

7 сентября 1976 г. компания JVC продемонстрировала первый кассетный видеомагнитофон HR-3300 формата VHS (рис. 16), и этот день считается датой начала новой эры в истории бытовой видеотехники.

Рис. 16. Один из первых серийных видеомагнитофонов формата VHS

Каждый из союзников VHS старался внести свой технический вклад в совершенствование видеомагнитофонов этого формата. Так, в 1982 г. Akai представила систему экранных меню и дистанционного программирования таймера. В том же году появились компактные кассеты VHS-Compact (VHS-C) и адаптер для них в виде полноразмерной кассеты VHS, a Sharp выпустил для них первую портативную деку с питанием от аккумуляторов. Она предназначалась для работы с видеокамерами, и ее размеры были чуть больше книги. В 1984 г. компания JVC выпустила первый камкордер GR-C1 формата VHS-C, а год спустя Matsushita выпустила камкордер Panasonic NV-M1, работающий на стандартной кассете VHS. В результате отставание пришлось ликвидировать компании Sony, которая сосредоточилась на создании видеотехники камерных форматов 8 мм (Video-8, Hi-8 и MiniDV).

По нескольким параметрам видеомагнитофоны конкурирующих форматов не нашедших широкого применения не уступали, а по качеству изображения превосходили VHS. Оценивая сегодня причины, по которым победил формат VHS, следует признать, что качество изображения само по себе не являлось фактором, определяющим массовый спрос на видеотехнику. Более важным является ее цена и доступность видеозаписей.

В 1987 г. в Японии появляется стандарт Super VHS и первые камкордеры этого формата. К концу 80-х годов образовался некий паритет камкордерной техники JVC, Matsushita и Sony, который с переменным успехом этих фирм сохраняется и в настоящее время.

Интенсивная работа компании Philips в области лазеров привела к появлению в 1972 г. оптического видеодиска, который, вопреки ожиданиям, не получил широкого распространения. Вслед за ним появился диск большей емкости Selectavision, разработанный компанией RCA (США), но и данный формат не нашел широкого распространения.

Цифровые технологии обработки информации привели к появлению новых цифровых форматов видеозаписи, основанных на универсальности цифровой платформы новых оптических носителей CD и DVD, (Video CD, Super Video CD, Video DVD и т.д.).