Я-концепция и самооценка.
Самооценка является главной функцией Я-концепции. Она осуществляется всякий раз, когда активизируется какой-либо аспект самосознания, либо вся Я-концепция в целом. Самооценка представляет собой эмоционально-когнитивное состояние человека, характеризующее его отношение к себе самому, к своей личности.
Одна из первых моделей формулы оценивания личности была предложена У. Джеймсом. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успех= самоценка/ притязания.
Чем выше у индивида притязания, тем большего он должен достичь, чтобы иметь высокую самооценку. В этой формуле содержится имплицитное, (неявное), предположение, что человек оценивает себя, соотносясь с социальными стандартами. И цели, и понимание успеха либо неуспеха во многом предопределяются социальным окружением индивидов. Чтобы человеку понять, насколько он успешен или нет, ему необходимо сравнить свои достижения с достижениями других людей. У.Джеймс берет только один критерий самооценки - успешность. Но люди оценивают не только свои достижения. Они еще познают и оценивают свои личностные качества, которые, разумеется, могут влиять на достижение успеха. Но могут быть важными и интересными для человека и в других отношениях.
В случае оценки аспектов собственной личности человек сравнивает себя с другими. Этот процесс описывает теория социального сравнения Леона Фестингера. В соответствии с этой теорией, при отсутствии объективных стандартов для оценки своих личностных черт и качеств человек ищет других людей, чтобы через сравнение с ними оценить себя. Поначалу он сталкивается с проблемой: очень широкий выбор вариантов для сравнения и нет ясного представления о том, с кем, собственно, себя сравнивать. И тогда человек опять-таки ориентируется на других: с кем сравнивают себя они.
Теорию социального сравнения Л. Фестингера уточняет и детализирует Джоан Вуд, которая определила три основных мотива, побуждающих людей прибегать к социальному сравнению: потребность в самооценке; стремление к самосовершенствованию;
потребность в повышении самооценки. В последнем случае, согласно Вуд, люди выбирают заведомо заниженный образец для сравнения( если у человека нет под рукой реального того, кто "хуже его самого", тогда он просто выдумывается).
Существуют несколько бессознательных стратегий повышения самооценки
1. "Стремление греться в чужой славе» (Р. Чалдини). Суть ее в том, что люди стремятся "привязаться" к чужому успеху, чужой славе, чужим достижениям, чтобы поднять себя как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих
2) Идентификация с "удачливым неудачником- одна из разновидностей социального сравнения, когда люди идентифицируются с героями-неудачниками, которых по сюжету фильма или книги неизбежно, фатально ждет заслуженная удача.
3) Самоинвалидизация.Суть ее в том, что, опасаясь потерпеть неудачу и в то же время, стремясь сохранить или даже повысить самооценку, человек представляет себя жертвой обстоятельств. Наиболее знакомый пример: студент, который собираясь на экзамен, заранее приготовил вариант объяснения возможного провала.
Самоинвалидизацию можно определить как стремление объяснять внешними (извиняющими) обстоятельствами или условиями возможный неуспех, а в случае успеха объяснять его исключительно собственными усилиями, стараниями. Все это делается, чтобы сохранить или поднять самооценку.
Лекция 5. Социально-ролевое поведение личности.
1. Общая характеристика социальной дифференциации.
2. Понятие о социальном статусе и социальной роли.
3. Ролевые отношения и ролевое поведение личности.