Идеологическое просвещение и патриотическое воспитание

Идеологическому просвещению и патриотическому воспитанию, информированию молодёжи о потенциальных возможностях своего развития в рамках советской системы служили специальные молодёжные СМИ. Комсомол взял на себя функции по организации т.н. всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы. В рамках той же работы комсомолом были созданы более 100 тыс. музеев и комнат славы, установлены десятки тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок.

Помимо ДОСААФ, спортивная и оборонно-массовая работа, физическая и военно-техническая подготовка молодёжи также осуществлялась комсомолом. Массовыми стали проводимые ЦК ВЛКСМ детские и юношеские соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Олимпийская весна», «Нептун» и др. В них принимали участие десятки миллионов молодых людей. Особой популярностью пользовалась военно-спортивная игра «Зарница».

В области изобразительного искусства, художественного творчества проводились многочисленные смотры художественной самодеятельности, повсюду по линии министерства культуры создавались учреждения, приобщавшие миллионы молодых людей к достижениям мировой и отечественной культуры. Разумеется, и здесь не обошлось без идеологических рамок. Любая творческая активность, в том числе молодёжная, должна была укладываться в рамки «социалистического реализма» – уникального культурного явления (некоторые критики называют соцреализм «агитацией за счастье» в отличие западной «агитации за деньги и статус плюс страх всё потерять»). Соцреализм призывал деятелей культуры и искусства к отражению:

- социальной проблематики (даже через темы отдельного человека или малой группы),

- оптимистической динамики в отображаемых явлениях.