Введение

Позиции (интересы), варианты сторон к урегулированию конфликта.

Отношение к разрешению конфликта.

Отношение сторон на момент конфликтного противоборства.

Сущность конфликтной проблемы.

Стороны конфликта.

Карта диагностики конфликта

 

· характеристика субъектов конфликта (профессиональные, личностные, лидеры в конфликте и т.д.);

· история взаимоотношений:

§ не было взаимоотношений до конфликта,

§ нормальные деловые, без соперничества и враждебности,

§ отношения соперников, но не врагов, конкуренция интересов осуществляется лично, через посредников (руководителей).

§ острые отношения в прошлом, сопровождавшиеся враждебными отношениями.

· основные причины и их взаимосвязь;

· какие аспекты являются главными/второстепенными;

· «точки соприкосновения» — какие вопросы/интересы объединяют/могут объединить;

· какие позиции занимают и отстаивают;

· что предпринималось и чем закончилось, почему;

· какой информации не хватает, как ее получить;

· как отражается конфликт на функционировании.

· взаимное доверие и уважение;

· недоверие/подозрительность;

· недоверие переносится с деловых наличные и наоборот, Стороны поляризованы;

· члены враждующих лагерей избегают общения друг с другом;

· нескрываемая враждебность. Установка на победу над «притом» любой ценой.

· стремление прекратить конфликт любой ценой;

· найти взаимоприемлемое решение;

· намерение продолжать противоборство:

· победить оппонента любой ценой.

· позиции сторон известны/неизвестны;

· стороны обсудил» ряд решений: позиции сторон по отношению к ним ясны/неясны;

· отсутствует свой вариант, но готовы обсуждать другие варианты;

· жесткое навязывание своего варианта, позиции не изменены;

· каковы возможные мотивы и потребности сторон:, лежащие в основе их позиции;

· что могло бы сблизить позиции сторон и подтолкнуть их к взаимному поиску приемлемого решения.

6. Выбор управленческой стратегии и форм ее осуществления.Основывается на результатах анализа и оценки информации о конфликте.

· выбор стратегии, тактики, этапов;

· разработка плана, вопросов, правил, процедур;

· возможные тупиковые ситуации и способы их преодоления;

 

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Дайте определение малой группы, назовите ее основные качественные признаки, перечислите основные виды малых групп. Почему люди объединяются в малые группы? Назовите основные механизмы образования малых групп (формальных и неформальных.

2. Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы.

3. Расскажите об основных типах коммуникативных структур малой группы.

4. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.

5. Расскажите об экспериментальных исследованиях конформизма.

6. Назовите основные теории и классификации лидерства.

7. Расскажите об основных этапах, которые проходит группа в своем развитии.

8. Опишите феномен групповой сплоченности.

9. Дайте определение организационного конфликта и его классификацию.

10. Охарактеризуйте способы разрешения конфликтов на межличностном уровне.

11. Раскройте содержание процедуры диагностики групповых конфликтов в организации.

12. Опишите модель управления групповыми конфликтами в организации.

13. Перечислите возможные стратегии управления групповыми конфликтами в организации.

 

Литература

 

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990.

2. Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 11-20.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000.

4. Барлас Т.В. От конфликтов к обретению Я. //Популярная психология М.: Academia, 1997

5. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 19S9.

6. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979.

7- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. /Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 1996.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.

9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.

10. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией. // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. С. 128-135.

11. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива. // Психол. журн. I9S8. Т. 9. № 6. С. 53-64.

12. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, I988. С. 19-36.

13. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменении. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1999.

14. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975.

15. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5.

16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малом группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.

17. Куликов В., Гительмайер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985. С. 1-12.

18. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

19. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.

20. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.

21. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Журавлева. М.. 1995. С. 154-161.

22. Методы социальном психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 161- I65.

23. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101

24. Обозов Н. Н Психология межличностных отношении. Киев: Издательство «Лыбедь». 1990.

25. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

26. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.

27. Позняков В.П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности. // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН. 1992. С. 140-165.

2S. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2000.

29. Позняков В. П. Психологии малых групп // Coupe мен на я психолоши; Справочное руководство / Отв. рея. В.Н.Дружинин. М.: Инфра-М, 1999. С. 524-532.

30. Психологин совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А.Л. Журавлев. Е.В. Шорохова. М.: Идя-во «Социум», «Институт психологии РАН», 2001.

31. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В Петровского. М.: Педагогика, 1979

32. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1997.

33. Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992.

34. Сетров М. И. Организация биосистем. Л.. 1971.

35. Совместная деятельность: методология, теория, практика. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, П. Н.Шихирев, Е. В.Шорохова. М.: Наука, 1988.

36. Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменении. / Отв. ред. А. Л.Журавлев. М., 1997.

37. Соснин В. А. Автономные рабочие группы: теория и практика метод;» в исследованиях западной организационной психологии. // Психологич. журн. Т. 11. 1990. № 6. С. 28-37.

38. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-но «.Питер», 2000.

39. Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда / Отв. ред. Е.В. Шорохова, А.Л- Журавлев. М: Наука, 19S7.

40. Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Отв. ред. Е.В Шорохова и др. М.: Наука, 1983.

41. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения/Ота. ред. Е.В. Шорохова. О.И. Зотова. М.: Наука, 1979

42. Социальные конфликты в современной России. М.: УРСС, 1999.

43. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социально» психологии. М.: Наука, 1977. С. 77-86.

44. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

 

ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф.Поршнев (1979) отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями,

Б.Ф.Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальной психологии, по мнению Б.Ф.Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическим анализом этого центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической первопричины образования общности Б.Ф.Поршнев выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей в группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.

Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом объединения людей к их познанию себя как общности. «Субъективная сторона всякой реально существующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединого или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они», путем отличения от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри» (Б Ф. Поршнев, с. 107). Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны, но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях.

Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами — то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или «сцепления» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой, которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняется объективным общественным содержанием.

Производственно-экономические и общественно-политические отношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.