Цели и задачи курса, его структура и связь с другими дисциплинами
Геология
Л.В. Кулачков
Им. Г.В. Плеханова
Социально-экономические мероприятия.
Организационные мероприятия.
- совершенствование организации учёта получения и использования ресурсов;
- сокращение цикла производства от получения до использования ресурсов;
- повышение качества ремонта технологического оборудования;
- совершенствование организации производства и труда с целью экономии ресурсов;
- организация вторичного использования ресурсов;
- разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов;
- совершенствование организации и труда с целью роста качества и объёма производства;
- разработка и внедрение организационно- технических мероприятий по улучшению качества.
- анализ действия закона масштаба, закона времени и др.;
- применение к управлению научных подходов менеджмента;
- применение методов ФСА, прогнозирования, ЭММ;
- улучшение условий труда и отдыха работников;
- применение мер стимулирования и ответственности за экономию;
- осуществление социально-психологических мероприятий по экономии и качеству;
- мотивация роста качества и производительности труда, рост профессионализма работников;
- развитие корпоративного духа, корпоративной культуры во имя целей организации.
Приведённая точка зрения заслуживает внимания, но, на наш взгляд, предложения направлены прежде всего на повышение эффективности деятельности организации.
(технический университет)
Кафедра геологии и разведки месторождений полезных ископаемых
(I семестр, разделы 1 – 9)
Конспект лекций для студентов специальностей:
090600 – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 090800 – Бурение нефтяных и газовых скважин.
Направление подготовки дипломированного специалиста
650700 – «Нефтегазовое дело»
Санкт-Петербург
Раздел 1. Основные понятия. Земля во Вселенной. Происхождение Земли
Геология является ведущим общеобразовательным предметом для инженера, специализирующегося по нефтегазовому делу, поскольку предметом его труда являются земные недра и минеральное вещество, извлекаемое из них. Она предваряет цикл геологических дисциплин, куда входят также «Геология нефти и газа» и «Инженерная геология». Особое место среди научных дисциплин геологического цикла определяется тем, что они имеют для инженеров-промысловиков не только общеобразовательное, но и практическое значение, поскольку осуществление рациональной разведки и эффективной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений может быть достигнуто лишь при полном учёте конкретных геологических особенностей месторождений, формирующихся в ходе последовательных геологических процессов. Особенностью дисциплины является наличие большого числа специальных терминов и её отсутствие в программе средней школы.
Цель преподавания дисциплины – дать студентам знания о строении и формировании Земли и её основных структурных элементов, о строении и формировании горных пород и полезных ископаемых.
Задачи дисциплины: ознакомить студентов с современными представлениями о: геологических процессах на поверхности и в недрах Земли; главнейших минералах; основных типах осадочных, магматических и метаморфических пород; основных видах полезных ископаемых; геологическом времени и методах определения возраста горных пород; формах залегания горных пород; складчатых и разрывных структурах земной коры; геологической истории Земли и процессах преобразования земной коры, а также привить практические навыки определения важнейших минералов и горных пород, построения и анализа геологической графики.
Геология, как показывает ее название, - наука о Земле, в основном о твердой Земле. Ее ближайшая родственница - география - занимается описанием земной поверхности, ее взаимодействия с океаном и атмосферой. Геология и география в ряду естественных наук располагаются между астрономией и биологией. На стыке астрономии и геологии лежит понимание положения Земли и условий ее существования в рамках Солнечной системы, а также выяснение происхождения этой системы, а вместе с нею и нашей планеты. Геология и биология имеют общую задачу: раскрытие обстановки появления жизни на Земле и условий дальнейшего развития органического мира. Кроме того, пласты земной коры содержат летопись эволюции животных и растений, а остатки этих организмов помогают геологам определить относительный возраст пластов, их заключающих. Геологические знания - это необходимое и важное звено научного мировоззрения. Значение геологии в этом смысле возросло после начала изучения других планет Солнечной системы и их спутников; геология стала частью более широкой науки - планетологии, но часто говорят о "геологии" той или иной планеты.
Человек в доисторическое время начал использовать горные породы (кремень, обсидиан, глину) и минералы (халцедон, нефрит и др.). Затем он начал плавить золото, а примерно 5000 лет назад, сплавив медь и олово, получил бронзу. Значение геологической науки для хозяйственной деятельности человека неуклонно возрастало по мере вовлечения в эту деятельность все новых и новых видов полезных ископаемых - от угля до урановой руды и редких элементов, - пока их спектр практически не охватил всю таблицу Менделеева. В двадцатом столетии к этой традиционной прикладной функции геологии добавилась новая: без серьезного геологического обоснования стало невозможным проектирование и строительство крупных инженерных сооружений - гидроэлектростанций, атомных электростанций, каналов и т.п. Позднее определилась еще одна важная роль геологии: предупреждение о проявлении и учет возможных последствий природных катастрофических явлений -землетрясений, вулканических извержений, оползней и т.д. Когда сравнительно недавно человечество осознало необходимость сохранения окружающей природной среды и оценки направленности (так называемого мониторинга) ее естественного изменения, наука об окружающей среде - экология заняла видное место среди других наук, а в ее составе оформился раздел, относящийся к геологической компоненте этой среды, - геоэкология или экогеология. Нетрудно предвидеть, что это направление геологических исследований будет быстро развиваться в следующем столетии.