ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий служит перспективный план работы учреждения образования. Конкретная дата и время проведения психодиагностических исследований согласовываются с заместителем директора по учебной работе. Ежегодно педагогом-психологом проводится три обязательных психодиагностических минимума:
• на начальном этапе обучения в школе;
• на этапе перехода из начальной в среднюю школу;
• на этапе перехода учащихся в профильные классы.
Психодиагностический минимум — схема диагностического исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.
Общая цель психодиагностических минимумов — мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования.
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе
При зачислении ребенка в первый класс педагогу-психологу важно получить психодиагностическую информацию из дошкольного образовательного учреждения, в котором пребывал ребенок.
Дополнительная диагностика при зачислении ребенка в школу не проводится.
В сентябре-октябре учитель совместно с психологом заполняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия — выделение детей, у которых ослож-
ненно протекает процесс адаптации, для последующих реабилитационных мероприятий. Никаких других психодиагностических исследований психолог в первом классе не проводит.
Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель — мониторинг уровня и специфики актуального развития, определение групп детей, требующих индивидуального образовательного маршрута, предоставление диагностической информации учителю и заместителю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Ежегодно цели каждого психодиагностического минимума согласовываются садминистрацией школы.
К числу изучаемых явлений относятся:
1) особенности развития интеллектуальной сферы каждого
школьника;
2) мотивация учения;
3) личностные особенности (самооценка, уровень агрессив
ности, тревожности);
4) внутригрупповые процессы в классах.
Рекомендуются следующие методы исследования:
1) методика диагностики общих интеллектуальных способ
ностей детей 6—12 лет;
2) прогрессивные матрицы Д. Равена;
3) методика диагностики мотивации Шляхто, Ратановой;
4) социометрическое исследование;
5) проективные рисуночные тесты («Рисунок несуществую
щего животного», «Моя школа» или «Моя учительница»);
6) наблюдение на уроке.
При выборе методик исследования целесообразно ориентироваться на наличие в них кроме количественной еще и диффе-ренциально-уровневой оценки.
В задачи исследования прежде всего входит выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов—психологов, социальных педагогов и других специалистов. Это:
• учащиеся, требующие специального образовательного маршрута, т. е дети с особенностями психофизического
развития. Вероятнее всего, учителя уже в первом классе знают, кто из детей не справляется с предлагаемой школой программой. Обучение в первом классе дает возможность втечение времени изучить особенности учебной деятельности ребенка, выделить зоны его ближайшего развития, а также, в некоторых случаях, убедить родителей в необходимости специального образовательного маршрута (интегрированный класс, специальное учебное заведение, надомное обучение и т. д.);
• учащиеся с повышенными интеллектуальными спо
собностями, одаренные дети (для организации их спе
циального сопровождения). Возможно, выявление высо
ких способностей к каким—либо видам деятельности на
ранних этапах позволит уже в начальной школе создать
ребенку оптимальные условия для развития. Следует осо
бо отметить, что выявление артистических, музыкальных,
художественных, спортивных и других специальных спо
собностей требует участия специалистов—экспертов;
• школьники с проблемами в учебной деятельности (для
определения вероятных причин этих проблем). Анализ
степени развития психических познавательных процессов
позволит организовать коррекционное воздействие.
Коррекцией психических познавательных процессов в начальной школе занимаются в основном логопеды, рекомендации по организации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителя и родителей.
Результаты изучения мотивации учения анализируются:
1) для выделения группы интеллектуально достаточных
школьников с недостаточным уровнем развития мотивации
учения;
2) для сравнительного анализа по классам с целью опреде
ления тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля
преподавания учителя на ее формирование у школьников.
При изучении личностных особенностей (анализ проективных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлениями агрессивности, тревожности для формирования рекомендаций учителям и родителям.
По итогам проведения социометрии возможно выделение группы школьников, получивших наибольшее количество выборов, т. е. лидеров детских микрогрупп, а также детей, не получивших выборов.
При сопоставлении всех результатов целесообразно составить списки так называемых социально и педагогически запущенных школьников, которые впоследствии могут составить «группу риска» для последующей профилактической работы. В список вносятся учащиеся с низкой успешностью в учебной деятельности, несформированной мотивацией, повышенной тревожностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой и т. п.
Педагог-психолог анализирует особенности классных коллективов и формулирует предложения и рекомендации учителям по организации воспитательной и учебной работы.
Кроме того, в психодиагностический минимум могут быть внесены дополнительные задачи, связанные со специфическими проблемами данного учреждения образования.
Первый психодиагностический минимум является основанием для организации работы по профилизации и работы с одаренными детьми.
По итогам проведения психодиагностического минимума составляются аналитические записки на каждый класс, совместно с администрацией, учителями проводится семинар, при необходимости планируются мероприятия. На каждый класс заводится папка с развернутыми протоколами, аналитической запиской. Информация, получаемая в ходе других психодиагностических работ в последующем, также накапливается в данной папке.
6.2. Психодиагностический минимум
при переходе из начальной в среднюю школу
Основная цель — мониторинг уровня обученности, личностного и социального развития учащихся. Предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.
Основанием для построения данного минимума может служить предположение о том, что школьники, у которых сформированы соответствующие возрасту новообразования, такие как рефлексия, стремление к общению и владению приемами и навыками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также следующие новообразования в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому — адаптационный период переживают достаточно легко.
Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа: в апреле — в четвертых классах и в октябре — в пятых классах.
Для диагностики в четвертом классе рекомендуются следующие методики:
1) методика диагностики общих интеллектуальных способ
ностей детей 6—12 лет (см.: Психодиагностический практикум
по прикладной педагогической психологии : учеб.—метод, посо
бие для практ. психологов системы образования. — Минск,
1999);
2) прогрессивные матрицы Д. Равена;
3) проективные рисуночные тесты (например, «Рисунок не
существующего животного»);
4) тест незаконченных предложений (см. Психодиагности
ческий практикум по прикладной педагогической психологии);
5) карта наблюдения для учителя.
Наиболее общей задачей исследования в четвертом классе является выделение групп учащихся, которые по определенным характеристикам отличаются от всего обследуемого контингента. Это:
• учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения
в коммуникативной сфере, так называемая «группа риска»;
• учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности
(темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели ус
пешности в учебной деятельности);
• учащиеся, имеющие особенности развития в личностной,
социальной и эмоциональной сферах (недостаточно раз
виты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная