ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основанием для проведения психодиагностических мероприя­тий служит перспективный план работы учреждения образова­ния. Конкретная дата и время проведения психодиагностиче­ских исследований согласовываются с заместителем директора по учебной работе. Ежегодно педагогом-психологом проводит­ся три обязательных психодиагностических минимума:

• на начальном этапе обучения в школе;

• на этапе перехода из начальной в среднюю школу;

• на этапе перехода учащихся в профильные классы.

Психодиагностический минимум схема диагностиче­ского исследования, имеющая четко определенные цели с соответствующим набором инструментов.

Общая цель психодиагностических минимумов — монито­ринг процесса обучения и уровня актуального развития учаще­гося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, админист­рации школ для содействия созданию благоприятных социаль­но-педагогических и психологических условий в учебной рабо­те и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.

Все психодиагностические минимумы в школе проводятся в режиме группового исследования.

6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе

При зачислении ребенка в первый класс педагогу-психо­логу важно получить психодиагностическую информацию из дошкольного образовательного учреждения, в котором пребы­вал ребенок.

Дополнительная диагностика при зачислении ребенка в школу не проводится.

В сентябре-октябре учитель совместно с психологом за­полняет карты адаптации на учащихся первого класса. Цель данного мероприятия — выделение детей, у которых ослож-

 


ненно протекает процесс адаптации, для последующих реаби­литационных мероприятий. Никаких других психодиагностиче­ских исследований психолог в первом классе не проводит.

Первый психодиагностический минимум целесообразно проводить во втором классе. Цель — мониторинг уровня и спе­цифики актуального развития, определение групп детей, тре­бующих индивидуального образовательного маршрута, предо­ставление диагностической информации учителю и заместите­лю директора по начальной школе для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Ежегодно цели каждого психодиаг­ностического минимума согласовываются садминистрацией школы.

К числу изучаемых явлений относятся:

1) особенности развития интеллектуальной сферы каждого
школьника;

2) мотивация учения;

3) личностные особенности (самооценка, уровень агрессив­
ности, тревожности);

4) внутригрупповые процессы в классах.
Рекомендуются следующие методы исследования:

1) методика диагностики общих интеллектуальных способ­
ностей детей 6—12 лет;

2) прогрессивные матрицы Д. Равена;

3) методика диагностики мотивации Шляхто, Ратановой;

4) социометрическое исследование;

5) проективные рисуночные тесты («Рисунок несуществую­
щего животного», «Моя школа» или «Моя учительница»);

6) наблюдение на уроке.

При выборе методик исследования целесообразно ориенти­роваться на наличие в них кроме количественной еще и диффе-ренциально-уровневой оценки.

В задачи исследования прежде всего входит выявление групп детей, нуждающихся в каких-либо дополнительных (коррекционных) образовательных и воспитательных усилиях педагогов, педагогов—психологов, социальных педагогов и дру­гих специалистов. Это:

учащиеся, требующие специального образовательного маршрута, т. е дети с особенностями психофизического


развития. Вероятнее всего, учителя уже в первом классе знают, кто из детей не справляется с предлагаемой шко­лой программой. Обучение в первом классе дает возмож­ность втечение времени изучить особенности учебной деятельности ребенка, выделить зоны его ближайшего развития, а также, в некоторых случаях, убедить родите­лей в необходимости специального образовательного маршрута (интегрированный класс, специальное учебное заведение, надомное обучение и т. д.);

учащиеся с повышенными интеллектуальными спо­
собностями, одаренные дети
(для организации их спе­
циального сопровождения). Возможно, выявление высо­
ких способностей к каким—либо видам деятельности на
ранних этапах позволит уже в начальной школе создать
ребенку оптимальные условия для развития. Следует осо­
бо отметить, что выявление артистических, музыкальных,
художественных, спортивных и других специальных спо­
собностей требует участия специалистов—экспертов;

школьники с проблемами в учебной деятельности (для
определения вероятных причин этих проблем). Анализ
степени развития психических познавательных процессов
позволит организовать коррекционное воздействие.

Коррекцией психических познавательных процессов в на­чальной школе занимаются в основном логопеды, рекоменда­ции по организации эффективного взаимодействия должны быть сформулированы для учителя и родителей.

Результаты изучения мотивации учения анализируются:

1) для выделения группы интеллектуально достаточных
школьников с недостаточным уровнем развития мотивации
учения;

2) для сравнительного анализа по классам с целью опреде­
ления тенденций в формировании мотивации и влиянии стиля
преподавания учителя на ее формирование у школьников.

При изучении личностных особенностей (анализ проек­тивных тестов) выделяются группы школьников, имеющих тенденции к низкой самооценке; с проявлениями агрессивно­сти, тревожности для формирования рекомендаций учителям и родителям.


 



 


По итогам проведения социометрии возможно выделение группы школьников, получивших наибольшее количество вы­боров, т. е. лидеров детских микрогрупп, а также детей, не по­лучивших выборов.

При сопоставлении всех результатов целесообразно соста­вить списки так называемых социально и педагогически запу­щенных школьников, которые впоследствии могут составить «группу риска» для последующей профилактической работы. В список вносятся учащиеся с низкой успешностью в учебной деятельности, несформированной мотивацией, повышенной тре­вожностью, агрессивностью, неадекватной самооценкой и т. п.

Педагог-психолог анализирует особенности классных кол­лективов и формулирует предложения и рекомендации учите­лям по организации воспитательной и учебной работы.

Кроме того, в психодиагностический минимум могут быть внесены дополнительные задачи, связанные со специфически­ми проблемами данного учреждения образования.

Первый психодиагностический минимум является основа­нием для организации работы по профилизации и работы с ода­ренными детьми.

По итогам проведения психодиагностического минимума составляются аналитические записки на каждый класс, совме­стно с администрацией, учителями проводится семинар, при необходимости планируются мероприятия. На каждый класс заводится папка с развернутыми протоколами, аналитической запиской. Информация, получаемая в ходе других психодиаг­ностических работ в последующем, также накапливается в дан­ной папке.

6.2. Психодиагностический минимум

при переходе из начальной в среднюю школу

Основная цель — мониторинг уровня обученности, лично­стного и социального развития учащихся. Предоставление ин­формации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для создания благоприятных социально-педагогических и психологических условий в период перехода из начального в среднее звено школы.


Основанием для построения данного минимума может слу­жить предположение о том, что школьники, у которых сформи­рованы соответствующие возрасту новообразования, такие как рефлексия, стремление к общению и владению приемами и на­выками межличностного общения со сверстниками, активность и самостоятельность в социальной и познавательной деятельности, а также следующие новообразования в интеллектуальной сфере: переход от мышления, основанного на оперировании конкрет­ными представлениями, к мышлению теоретическому — адапта­ционный период переживают достаточно легко.

Если исходить из этого предположения, то диагностический минимум целесообразно проводить в два этапа: в апреле — в четвертых классах и в октябре — в пятых классах.

Для диагностики в четвертом классе рекомендуются сле­дующие методики:

1) методика диагностики общих интеллектуальных способ­
ностей детей 6—12 лет (см.: Психодиагностический практикум
по прикладной педагогической психологии : учеб.—метод, посо­
бие для практ. психологов системы образования. — Минск,
1999);

2) прогрессивные матрицы Д. Равена;

3) проективные рисуночные тесты (например, «Рисунок не­
существующего животного»);

4) тест незаконченных предложений (см. Психодиагности­
ческий практикум по прикладной педагогической психологии);

5) карта наблюдения для учителя.

Наиболее общей задачей исследования в четвертом классе является выделение групп учащихся, которые по определенным характеристикам отличаются от всего обследуемого континген­та. Это:

• учащиеся, склонные к дезадаптации, имеющие нарушения
в коммуникативной сфере, так называемая «группа риска»;

• учащиеся, имеющие особенности учебной деятельности
(темп, утомляемость, мотивация, низкие показатели ус­
пешности в учебной деятельности);

• учащиеся, имеющие особенности развития в личностной,
социальной и эмоциональной сферах (недостаточно раз­
виты навыки сотрудничества, неустойчивая сниженная