ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ЦКРОИРА ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одной из задач наблюдения за адаптацией учеников в первом классе школы является своевременное выявление детей, которые по тем или иным причинам (в силу интеллектуальных возможностей или особенностей поведения) не могут наравне с одноклассниками освоить учебную программу. Направление детей в ЦКРОиР осуществляется по инициативе учреждения образования, родителей. Ребенок вместе с родителем и одним из специалистов направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центр коррекционно-развиваю-щего обучения и реабилитации. На комиссию школа представляет психолого-педагогическую характеристику ребенка за подписью директора школы и учителя.
Сегодня в республике сложилась следующая практика: по результатам прохождения комиссии в ЦКРОиР (а это углубленное комплексное психолого-медико-педагогическое обследование) в школу направляется небольшого объема выписка из протокола обследования с рекомендациями.
В этом заключении определяется образовательный маршрут для ребенка, т. е. учебная программа, по которой он будет обучаться, рекомендуются коррекционные занятия с психологом и дефектологом.
При этом большой объем информации об интеллектуальных и личностных особенностях ребенка, полученный в ходе тестирования на ПМПК, остается в архиве ЦКРОиРа.
Для того, чтобы вновь не подвергать ребенка тестированию и чтобы коррекционные воздействия были эффективны, дефек-тологу и педагогу-психологу целесообразно присутствовать при работе ПМПК. Учитывая права ребенка, безусловно, нельзя распространять сведения, способные нанести ему вред. К таким сведениям относится медицинский, психиатрический диагноз,
если он есть. Особенности личности и эмоционально—волевой сферы, развития познавательной деятельности и речи — такие сведения помогут школьным специалистам моделировать эффективное психолого—педагогическое сопровождение.
Специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывают педагогам-психологам учреждений образования методическую помощь в вопросах психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития, в проектировании программ коррекции. Семинары, методические объединения, проводимые специалистами ЦКРОиРа, согласовываются с районным куратором, ответственным за методическую работу, входят в общий учебный план района.
Связь между специалистами ЦКРОиРа и педагогами-психологами учреждений образования осуществляется по вопросам динамики развития ребенка с особенностями психофизического развития и эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания, в том числе в интегрированных классах.