СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основным вопросом, с которого начинается планирование дея­тельности при реализации любых видов работ психолога, явля­ется определение цели и задач деятельности, анализ примени­мости результатов в учебно—воспитательном процессе. Важно определиться в том, что ни одна цель в воспитательно—образо­вательном процессе не может быть достигнута силами только школьного психолога или социального педагога. Компетентный подход к новым технологиям учителей-предметников, клас­сных руководителей, заместителей директоров школы, родите­лей может обеспечить действительно эффективную целесооб­разную работу. В первую очередь это касается психолого-педагогического сопровождения профильного обучения.

Цель психологического сопровождения профильного обу­чения: формирование психологической готовности к выбору профессии, содействие в профессиональном и личностном са­моопределении школьников.

Задачи психологического сопровождения:

• мониторинг и своевременное устранение возможных
неравномерностей развития учащихся на протяжении
всего периода обучения;

• выявление интересов, склонностей и способностей уча­
щихся, содействие в формировании представлений о мире
профессий и характере труда;

• психологическая диагностика при отборе учащихся в до-
профильные классы;

• психологическая поддержка углубленной профориента­
ции учащихся на этапе перехода в профильные классы;

• содействие в профессиональном и личностном
самоопределении старшеклассников.

Основанием для организации психологического сопровож­дения профильного обучения является «Концепция профильно­го обучения в учреждениях, обеспечивающих получение обще­го среднего образования (11—12 классы)» (далее — Концеп-


 



 


ция), утвержденная приказом Министерства образования Рес­публики Беларусь от 24.09.2004 г. № 893.

«Неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с уча­щимися и психолого-педагогическое сопровождение их про­фессионального самоопределения» (Концепция).

Профильное обучение на старшей ступени 12—летней шко­лы рассматривается как целостная система общеобразователь­ной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получе­ние старшеклассниками качественного общего среднего обра­зования, формирование их готовности к осознанному профес­сиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности (Концепция).

Ключевыми понятиями для педагогов-психологов в данном определении являются: «профессионально ориентированная подготовка», «дифференциация», «готовность к осознанному самоопределению». При этом подразумевается, что психолого-педагогические усилия будут распределены между допрофиль­ной подготовкой учащихся, которая предполагает систему ра­боты, содействующую самоопределению учащихся, и непо­средственно профильным обучением, в процессе которого происходит либо подтверждение, либо опровержение ранее сделанного выбора.

Анализируя содержание задач, можно констатировать, что основная область применения психолого—педагогических тех­нологий — это возраст, предшествующий непосредственно профильному обучению, когда идет процесс самопознания, са­моопределения, формирования временной перспективы буду­щего. В школьном возрасте некорректно говорить о профессио­нальных способностях — речь может идти только об индивиду­альных психологических способностях как предпосылках формирования профессиональных способностей.

Психологическая готовность к выбору профессии должна быть частично или полностью сформирована уже к началу профильного обучения. Фактически это предполагает ускорен­ную профориентацию подростка, что может сформировать де­структивные личностные противоречия.


Первая сторона противоречий связана с особенностями современного восприятия профессий. Еще десятилетие назад идеальный образ профессионала во многом был связан с обра­зом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их профессиональными ценностями (это мог быть собиратель­ный образ, но он обладал той степенью конкретности, которая способствовала процессу идентификации). Сейчас в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «иде­альный образ жизни» (американский,европейский, олигархиче­ский и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемо­го, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким об­разом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Все это может приводить к растерянности педагогов, роди­телей, от которых психологи часто слышат жалобы на старших подростков: «Ему ничего не интересно, ничем не увлекается, никак не планирует свою жизнь; потребностей — выше крыши, а цель не стремится достигнуть». Разными способами взрослые пытаются помочь учащимся, которые либо находятся в состоя­нии неопределенности, либо уже сделали некий, не вполне уст­раивающий взрослых, выбор.

Вторая сторона противоречий также связана непосредст­венно с личностью учащегося. Профильное обучение наиболее эффективно в тех случаях, когда нет времени на профессио­нальную подготовку в процессе работы. Для современных ко-роткоживущих профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Это значит, что не­обходимо более строгое, чем раньше, соблюдение принципа соответствия профессии, т. е. выбор должен быть осознанным, самостоятельным. Налицо парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, с другой — этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным. Подросток, оказавшийся под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Это означает, что проф­ориентационная работа должна быть обязательным и значи­тельным по времени компонентом любого профильного обуче-


 



 


ния. Причем профориентационная работа должна стать не толь­ко задачей психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.

Третья сторона противоречий: ускоренная профориента­ция может способствовать преждевременному ограничению кру­гозора и самосознания сначала подростка, затем старшеклассни­ка в связи с утилитарным и прагматическим отношением к обра­зованию. По мнению российского психолога Н. Пряжникова, есть также опасность в том, что ориентация на подготовку узких специалистов ведет к ограничению возможностей в приобрете­нии широкого кругозора. С другой стороны, множество учащих­ся из-за широты информационного пространства при обучении в старших классах не учатся, а мучаются и профилирование для них — реальный шанс укрепиться хотя бы в одной плоскости знания: они с большей охотой будут обучаться в профильной школе по тем предметам, которые им более интересны. Но если учесть, что тенденции к получению всеобщего обязательного (и бесплатного) среднего образования, а в перспективе — всеоб­щего высшего образования достаточно устойчивы именно в ци­вилизованных странах, то определенные сомнения относительно ранней профилизации все-таки остаются.

Работа педагога-психолога по обеспечению данного вида деятельности начинается уже с первых лет обучения ребенка в школе, когда на этапе первого психодиагностического мини­мума анализируется структура общего интеллекта, выделяются группы детей, имеющих особенности интеллектуальной дея­тельности, в том числе повышенные умственные способности, специальные способности, определяются направления индиви­дуальной и групповой развивающей работы. Параллельно с этой работой на классных часах педагоги вводят школьников в мир профессий.

Цель допрофильной подготовки в рамках средней школы (5 7-е классы) — выявление интересов, склонностей, фор­мирование представлений о мире профессий и характере труда. Уже в пятом классе могут быть предъявлены первичные карты интересов, анкеты. Безусловно, четкой картины предпоч­тений еще не будет, и это объясняется особенностями возраста, тем не менее, такие исследования внесут вклад в изучение ди-


намики формирования интересов и склонностей и дадут основу для рефлексии своих способностей школьниками.

Вопросы диагностической работы на этапе формирования допрофильных классов будут обсуждаться в разделе «Психоди­агностические минимумы». При диагностике необходимо обя­зательно учитывать личный выбор самого подростка, принятие им решения о дальнейшей профессии. Выбор профиля обуче­ния — совершение первичного профессионального самоопре­деления. От этого выбора в немалой степени зависит успеш­ность обучения в старших классах и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом — и к будущей профессиональной деятельности.

Как отмечает И. В. Дубровина, при комплектовании классов дифференцированного обучения необходимо помнить, что ин­теллектуальное развитие учащихся происходит в разном темпе. Существенное значение для развития интеллекта в этом возрас­те приобретает мотивация учения, которая в юношеском воз­расте станет основанием для готовности к профессиональному самоопределению. Психолог может помочь педагогам в разви­тии мотивации учения учащихся, обращая внимание на возраст­ные и индивидуальные особенности, способствующие или пре­пятствующие формированию адекватной мотивации. При этом в развитии мотивации существенное значение приобретает об­щение с учителем как с человеком, заинтересованным и в пред­мете, и лично в школьнике.

В 7—8-х, и особенно в 9—10-х классах (по 12-летнему обу­чению) целесообразно использовать результаты психодиагно­стики для стимулирования потребностей учащегося к самопо­знанию и самосовершенствованию, тем более что в этом возрас­те особо велик интерес к собственному Я. Даже если внешне подростки выглядят не ищущими ответов на вопросы «какой я?», «какие у меня качества?», «дадут ли они возможность стать тем, кем я хочу?», «видны ли мои недостатки?», — они мучительно, чаще в одиночку, переживают по всем этим поводам. Именно в период допрофильной подготовки, когда идет первичный выбор, важно создать условия для формирования доверия к себе, целе­направленности, самокритичности, умения делать выбор и нести за него ответственность. Подростки часто не желают идти на


 



 


контакт с педагогами и психологами по поводу планов на буду­щее. В таких случаях на помощь приходит спасительная диагно­стика. В допрофильных классах особая ценность диагностиче­ских мероприятий состоит в их психокоррекционных возможно­стях. Сегодня в психологической литературе предлагается широ­чайший спектр различных форм и методов с использованием психодиагностических средств, направленных на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, формирование у них умения целеполагания, временной перспективы (см. книги Г. Резапкиной, Н. Пряжникова, газету «Школьный психолог»).

Особенно эффективны активизирующие групповые занятия, непродолжительные по времени, но четко служащие цели созда­ния условий для формирования самосознания школьников. Не следует думать, что можно, придерживаясь традиционной уроч­ной формы, решать психологические проблемы старшеклассни­ков. Нужны принципиально новые формы проведения групповых занятий с детьми, опирающиеся на активные методы обучения: деловые профориентационные игры, большие психологические игры, использование мультимедийных технологий. В таких меро­приятиях использование психодиагностических методик (напри­мер, методик описания себя «Кто я есть» и «Я через 5 лет», само­оценочных методик, методик диагностики ценностных ориента­ции) может давать психокоррекционный эффект. Ранжирование высказываний относительно будущей работы может быть средст­вом развития личностных механизмов, регулирующих активность, формирующих позитивное самоотношение, готовность к измене­ниям и способность видеть альтернативы, принимать на себя от­ветственность, ориентироваться на свободный выбор и изменение в направлении будущего.

Важный аспект содействия готовности к выбору профессии — это широкая информированность:

• о возможных способах получения желаемого образования
после школы;

• об усилиях, которые потребуется приложить для его по­
лучения;

• о наличии собственной практической готовности и
способностей для получения избранного образования;


• о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря по­
лучаемому образованию;

• о содержании и условиях возможной профессиональной
деятельности;

• о последствиях, которые могут иметь место по заверше­
нии обучения (например, востребованности специалистов
с данным образованием на рынке труда, оплате труда,
возможностях для личностного роста и карьеры и др.);

• о возможности реализовать свои жизненные цели и планы
через избранный способ образования и последующую
профессиональную деятельность.

Такого рода информирование скорее является аспектом деятельности социального педагога, классных руководителей, организаторов воспитательной работы. Тем не менее, часть ин­формационной работы с родителями может взять на себя пси­холог: возрастные особенности учащихся, проблемы соверше­ния выбора личностью, особенности взаимодействия с детьми во время разного рода испытаний — экзаменов, конкурсных отборов, переживания неудач.

Важно также, чтобы дети как можно раньше в доступной, интересной для них форме были ознакомлены с психофизиоло­гическими особенностями выбираемых ими профессий.

В 9—10-х классах (12-летней школы) необходимо прово­дить углубленную профориентационную работу. В современ­ном понимании смысл профориентационной работы заключает­ся в постепенном формировании у подростка внутренней го­товности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого учащий­ся ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основании которой он сам примет решение. Психологу важ­но владеть приемами профконсультирования. Полноценная профориентационная работа помимо массовых форм и методов (с классом или подгруппами) обязательно предполагает инди­видуальные профконсультации. Индивидуальное консультиро-


 



 


вание требует высокого уровня подготовки специалистов. По­этому, планируя психологическую работу по сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения, целесооб­разно учитывать широкий круг специалистов и учреждений района, города, способных включиться в совместную с вами деятельность.

Работа психолога с профильными классами чаще всего затруднена в связи с высокой загруженностью старшеклассни­ков, и в целях сохранения психофизиологического здоровья нецелесообразно привлекать школьников к дополнительным занятиям. Однако, учитывая тот факт, что юношеский возраст сензитивен для определения жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, развития способности к це-леполаганию, задача психолога состоит в использовании воз­можностей школьных воспитательных мероприятий, классных часов, компьютерных и мультимедийных технологий для пси­хологической поддержки старшеклассников.

Психологическое сопровождение учащихся профильных классов может заключаться и в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике социально-психоло­гического климата в классах, диагностике уровня удовлетво­ренности организацией учебного процесса. Психологическая работа в разных формах организации профильного обучения также различна. Например, мультипрофильное обучение пред­полагает достаточный уровень автономности личности. Авто­номность определяется умением вычленить себя из мира окру­жающих людей, умением отделить свои цели от целей родите­лей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Обретение автономности пред­ставляет собой процесс взросления, который может нанести ущерб в случае отсутствия адаптационных ресурсов личности. Речь идет о такой ситуации, когда профильное обучение начи­нается без предварительной подготовки учащихся и перефор­мирование классов или переход в другую школу вынуждает подростка ориентироваться на новую социальную ситуацию и систему межличностного взаимодействия. Зачастую оказывает­ся, что подросток лишается постоянного общения со своими


друзьями, выбравшими другой профиль, и это также снижает адаптивные возможности. Некоторым учащимся может потре­боваться психологическая помощь в ситуации неопределенно­сти или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Эти проблемы могут потре­бовать психологического консультирования.

Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют наблюдать динамику интересов и склонностей учащихся; профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях; психологические занятия способствуют разви­тию навыков принятия решения, целеполагания, ответственно­сти за совершаемый выбор. Профконсультирование и возраст-на-психологическое консультирование направлены на форми­рование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.