ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
2?,
лены в поликлинику, психоневрологический диспансер, социально—педагогическое учреждение (центр) (СПЦ), ЦКРОиР.
Следующий этап совместной работы: анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка подробной психолого-педагогической характеристики на подростка, составление рекомендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса, классным руководителям по особенностям взаимодействия с подростком и его семьей. «С целью устранения причин и условий неблагополучия ребенка составляется и реализуется индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи может изменяться в зависимости от результатов работы и изменения положения ребенка» (информационно-методическое письмо «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»). Безусловно, такой план должен быть согласован со всеми учреждениями и организациями, принимающими участие в реабилитации несовершеннолетнего.
Для разработки рекомендаций необходимы совместная деятельность социального педагога и педагога—психолога, психолого—педагогический консилиум.
Целесообразно обратить внимание на следующее положение информационно-методического письма: «В отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и в случае, когда не удается достичь положительной динамики по устранению причин и условий неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних направляется ходатайство для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите» и предоставляется ряд документов. В таком случае составляется и утверждается межведомственный план защиты прав несовершеннолетнего и его интересов. Такая защита возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних.
После аналитической работы наступает диспетчерский этап: классный руководитель, социальный педагог ориентиру-
ют подростков на внеклассную и внеучебную деятельность; педагог—психолог — на обследования у узких специалистов и занятия в коррекционно-развиваюших группах; параллельно ведется накопление информации на подростка от специалистов (связь с центрами, выборочный контроль за посещаемостью коррекционных занятий, получение заключений по результатам углубленной диагностики и др.). Сведения о работе специалистов помогающих учреждений также накапливаются в учетных формах социального педагога.
Безусловно, основная профилактическая работа как с учащимися, так и родителями выполняется в учреждении образования (совместно с заинтересованными организациями) по общему плану. В этой работе целесообразно объединять усилия педагогов-организаторов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов. Большие психологические игры, акции, клубы, факультативы, лектории, недели — неполный перечень возможностей психолого—педагогической реабилитации и профилактики асоциального, проблемного поведения. Специалистам, ведущим профилактическую работу, необходимо помнить, что наименее эффективной является такая форма, как беседа. Заменить ее можно ролевой игрой, ролевыми упражнениями, обучением социальным навыкам.
В рамках коррекционно-развивающей работы школьный психолог в средней и старшей школе осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса — через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы — через направление к узким специалистам. Индивидуальная и групповая коррекционная работа осуществляется узкими специалистами (психологами СПЦ, ЦКРОиР, психотерапевтами и др.). Самостоятельно коррекционную работу педагог-психолог планирует только в случае невозможности направления к специалистам.
В том случае, когда педагог-психолог будет целенаправленно и осознанно выполнять такую работу, коррекционно-раз-
лены в поликлинику, психоневрологический диспансер, социально-педагогическое учреждение (центр) (СПЦ), ЦКРОиР.
Следующий этап совместной работы: анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка подробной психолого-педагогической характеристики на подростка, составление рекомендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса, классным руководителям по особенностям взаимодействия с подростком и его семьей. «С целью устранения причин и условий неблагополучия ребенка составляется и реализуется индивидуальный план помощи несовершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию социальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи может изменяться в зависимости от результатов работы и изменения положения ребенка» (информационно-методическое письмо «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»). Безусловно, такой план должен быть согласован со всеми учреждениями и организациями, принимающими участие в реабилитации несовершеннолетнего.
Для разработки рекомендаций необходимы совместная деятельность социального педагога и педагога-психолога, психолого-педагогический консилиум.
Целесообразно обратить внимание на следующее положение информационно-методического письма: «В отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и в случае, когда не удается достичь положительной динамики по устранению причин и условий неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних направляется ходатайство для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите» и предоставляется ряд документов. В таком случае составляется и утверждается межведомственный план защиты прав несовершеннолетнего и его интересов. Такая защита возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних.
После аналитической работы наступает диспетчерский этап: классный руководитель, социальный педагог ориентиру-
ют подростков на внеклассную и внеучебную деятельность; педагог-психолог — на обследования у узких специалистов и занятия в коррекционно-развивающих группах; параллельно ведется накопление информации на подростка от специалистов (связь с центрами, выборочный контроль за посещаемостью коррекционных занятий, получение заключений по результатам углубленной диагностики и др.). Сведения о работе специалистов помогающих учреждений также накапливаются в учетных формах социального педагога.
Безусловно, основная профилактическая работа как с учащимися, так и родителями выполняется в учреждении образования (совместно с заинтересованными организациями) по общему плану. В этой работе целесообразно объединять усилия педагогов-организаторов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов. Большие психологические игры, акции, клубы, факультативы, лектории, недели — неполный перечень возможностей психолого-педагогической реабилитации и профилактики асоциального, проблемного поведения. Специалистам, ведущим профилактическую работу, необходимо помнить, что наименее эффективной является такая форма, как беседа. Заменить ее можно ролевой игрой, ролевыми упражнениями, обучением социальным навыкам.
В рамках коррекционно-развивающей работы школьный психолог в средней и старшей школе осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса — через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы — через направление к узким специалистам. Индивидуальная и групповая коррекционная работа осуществляется узкими специалистами (психологами СПЦ, ЦКРОиР, психотерапевтами и др.). Самостоятельно коррекционную работу педагог-психолог планирует только в случае невозможности направления к специалистам.
В том случае, когда педагог-психолог будет целенаправленно и осознанно выполнять такую работу, коррекционно-раз-
вивающие функции могут быть сняты с социального педагога, усилия которого будут более эффективны в организации про-светительско-п рофилактической работы.
Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития (в том числе профориентации), оптимизации обучения и реабилитации оказывает в течение учебного года педагог-психолог. В консультировании по проблемам воспитания в семье более эффективным может оказаться социальный педагог. Возможно также совместное психолого-педагогическое консультирование одновременно двумя специалистами в наиболее сложных случаях.
В совместной деятельности целесообразно также планирование работы психолого-педагогического методического объединения школы: передача технологий адаптации и реабилитации подростков «группы риска» педагогам и родителям (по желанию). Практика показала, что кабинеты социального педагога и психолога лучше использовать таким образом: в одном — рабочие места и педагога-психолога, и социального педагога, в другом (желательно неподалеку) — комната для групповых занятий, консультаций, «тайных» разговоров. В общем кабинете может размещаться методическая база («копилка») профилактических, психологических мероприятий, социально-психологических сюжетно-ролевых и других игр, направленных на сплочение коллективов, адаптацию и социальную реабилитацию «трудных». Эта база предоставляется классным руководителям, педагогам-организаторам и всем специалистам, работающим с детьми, которые нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи.