ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

2?,

 


лены в поликлинику, психоневрологический диспансер, соци­ально—педагогическое учреждение (центр) (СПЦ), ЦКРОиР.

Следующий этап совместной работы: анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка подробной психолого-педа­гогической характеристики на подростка, составление реко­мендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса, классным руководителям по осо­бенностям взаимодействия с подростком и его семьей. «С це­лью устранения причин и условий неблагополучия ребенка со­ставляется и реализуется индивидуальный план помощи несо­вершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию со­циальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи может изменяться в зависимости от результатов работы и изменения положения ребенка» (информационно-методическое письмо «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в соци­ально опасном положении»). Безусловно, такой план должен быть согласован со всеми учреждениями и организациями, принимающими участие в реабилитации несовершеннолетнего.

Для разработки рекомендаций необходимы совместная дея­тельность социального педагога и педагога—психолога, психо­лого—педагогический консилиум.

Целесообразно обратить внимание на следующее положе­ние информационно-методического письма: «В отношении не­совершеннолетнего, находящегося в социально опасном поло­жении, и в случае, когда не удается достичь положительной ди­намики по устранению причин и условий неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних направляется хода­тайство для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите» и предоставляется ряд документов. В таком случае составляется и утверждается межведомствен­ный план защиты прав несовершеннолетнего и его интересов. Такая защита возлагается на местные исполнительные и распо­рядительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних.

После аналитической работы наступает диспетчерский этап: классный руководитель, социальный педагог ориентиру-


ют подростков на внеклассную и внеучебную деятельность; педагог—психолог — на обследования у узких специалистов и занятия в коррекционно-развиваюших группах; параллельно ведется накопление информации на подростка от специалистов (связь с центрами, выборочный контроль за посещаемостью коррекционных занятий, получение заключений по результатам углубленной диагностики и др.). Сведения о работе специали­стов помогающих учреждений также накапливаются в учетных формах социального педагога.

Безусловно, основная профилактическая работа как с учащимися, так и родителями выполняется в учреждении об­разования (совместно с заинтересованными организациями) по общему плану. В этой работе целесообразно объединять усилия педагогов-организаторов, классных руководителей, социаль­ных педагогов, психологов. Большие психологические игры, акции, клубы, факультативы, лектории, недели — неполный перечень возможностей психолого—педагогической реабилита­ции и профилактики асоциального, проблемного поведения. Специалистам, ведущим профилактическую работу, необходи­мо помнить, что наименее эффективной является такая форма, как беседа. Заменить ее можно ролевой игрой, ролевыми уп­ражнениями, обучением социальным навыкам.

В рамках коррекционно-развивающей работы школьный психолог в средней и старшей школе осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через ре­комендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррек­цию социального статуса — через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по спло­чению коллектива, созданию психологически комфортной си­туации развития; коррекцию эмоционально-волевой и лично­стной сферы — через направление к узким специалистам. Ин­дивидуальная и групповая коррекционная работа осуществля­ется узкими специалистами (психологами СПЦ, ЦКРОиР, пси­хотерапевтами и др.). Самостоятельно коррекционную работу педагог-психолог планирует только в случае невозможности направления к специалистам.

В том случае, когда педагог-психолог будет целенаправ­ленно и осознанно выполнять такую работу, коррекционно-раз-


 



 


лены в поликлинику, психоневрологический диспансер, соци­ально-педагогическое учреждение (центр) (СПЦ), ЦКРОиР.

Следующий этап совместной работы: анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка подробной психолого-педа­гогической характеристики на подростка, составление реко­мендаций (программы работы) всем участникам учебно-воспитательного процесса, классным руководителям по осо­бенностям взаимодействия с подростком и его семьей. «С це­лью устранения причин и условий неблагополучия ребенка со­ставляется и реализуется индивидуальный план помощи несо­вершеннолетнему, включающий мероприятия по оказанию со­циальной, материальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой, коррекционной и иных видов помощи. План помощи может изменяться в зависимости от результатов работы и изменения положения ребенка» (информационно-методическое письмо «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в соци­ально опасном положении»). Безусловно, такой план должен быть согласован со всеми учреждениями и организациями, принимающими участие в реабилитации несовершеннолетнего.

Для разработки рекомендаций необходимы совместная дея­тельность социального педагога и педагога-психолога, психо­лого-педагогический консилиум.

Целесообразно обратить внимание на следующее положе­ние информационно-методического письма: «В отношении не­совершеннолетнего, находящегося в социально опасном поло­жении, и в случае, когда не удается достичь положительной ди­намики по устранению причин и условий неблагополучия, в комиссию по делам несовершеннолетних направляется хода­тайство для признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите» и предоставляется ряд документов. В таком случае составляется и утверждается межведомствен­ный план защиты прав несовершеннолетнего и его интересов. Такая защита возлагается на местные исполнительные и распо­рядительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних.

После аналитической работы наступает диспетчерский этап: классный руководитель, социальный педагог ориентиру-


ют подростков на внеклассную и внеучебную деятельность; педагог-психолог — на обследования у узких специалистов и занятия в коррекционно-развивающих группах; параллельно ведется накопление информации на подростка от специалистов (связь с центрами, выборочный контроль за посещаемостью коррекционных занятий, получение заключений по результатам углубленной диагностики и др.). Сведения о работе специали­стов помогающих учреждений также накапливаются в учетных формах социального педагога.

Безусловно, основная профилактическая работа как с учащимися, так и родителями выполняется в учреждении об­разования (совместно с заинтересованными организациями) по общему плану. В этой работе целесообразно объединять усилия педагогов-организаторов, классных руководителей, социаль­ных педагогов, психологов. Большие психологические игры, акции, клубы, факультативы, лектории, недели — неполный перечень возможностей психолого-педагогической реабилита­ции и профилактики асоциального, проблемного поведения. Специалистам, ведущим профилактическую работу, необходи­мо помнить, что наименее эффективной является такая форма, как беседа. Заменить ее можно ролевой игрой, ролевыми уп­ражнениями, обучением социальным навыкам.

В рамках коррекционно-развивающей работы школьный психолог в средней и старшей школе осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через ре­комендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррек­цию социального статуса — через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по спло­чению коллектива, созданию психологически комфортной си­туации развития; коррекцию эмоционально-волевой и лично­стной сферы — через направление к узким специалистам. Ин­дивидуальная и групповая коррекционная работа осуществля­ется узкими специалистами (психологами СПЦ, ЦКРОиР, пси­хотерапевтами и др.). Самостоятельно коррекционную работу педагог-психолог планирует только в случае невозможности направления к специалистам.

В том случае, когда педагог-психолог будет целенаправ­ленно и осознанно выполнять такую работу, коррекционно-раз-


 



 


вивающие функции могут быть сняты с социального педагога, усилия которого будут более эффективны в организации про-светительско-п рофилактической работы.

Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития (в том числе профориентации), оптими­зации обучения и реабилитации оказывает в течение учебного года педагог-психолог. В консультировании по проблемам вос­питания в семье более эффективным может оказаться социаль­ный педагог. Возможно также совместное психолого-педагоги­ческое консультирование одновременно двумя специалистами в наиболее сложных случаях.

В совместной деятельности целесообразно также планиро­вание работы психолого-педагогического методического объе­динения школы: передача технологий адаптации и реабилита­ции подростков «группы риска» педагогам и родителям (по же­ланию). Практика показала, что кабинеты социального педагога и психолога лучше использовать таким образом: в одном — рабочие места и педагога-психолога, и социального педагога, в другом (желательно неподалеку) — комната для групповых занятий, консультаций, «тайных» разговоров. В общем кабине­те может размещаться методическая база («копилка») профи­лактических, психологических мероприятий, социально-психологических сюжетно-ролевых и других игр, направлен­ных на сплочение коллективов, адаптацию и социальную реа­билитацию «трудных». Эта база предоставляется классным ру­ководителям, педагогам-организаторам и всем специалистам, работающим с детьми, которые нуждаются в социально-педагогической и психологической помощи.