РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СППС С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее — Положение) отмеча­ется необходимость взаимодействия социальных педагогов и педагогов-психологов. Цель, задачи и функции СППС ориен­тированы на совместную деятельность специалистов.

В связи с этим вопросы профилактики асоциального пове­дения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспи­танников также лежат в плоскости объединения усилий специа­листов. ВПоложении указывается: «СППС организует выяв­ление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и ну­ждающихся в государственной защите» (гл. 3, п. 11); осуще­ствляет «разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обу­чающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, на­правленной на преодоление нарушений в поведении» (гл. 2, п. 9) [1]. Таким образом, все направления и виды работ плани­руются единым координационным планом, учитывающим воз­можности собственного учреждения образования, а также воз­можности специализированных учреждений.

Работы должны начинаться, безусловно, с составления пла­на совместной деятельности. Планируется выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в социально—педагогичес­кой и психологической помощи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; составление и реализация индивидуального плана помощи не­совершеннолетнему.

В Инструкции о порядке выявления и учета несовершенно­летних, нуждающихся в государственной защите (постановле­ние Министерства образования от 28.07.2004 г. № 47) [3] дает-


 


ся определение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые

1) воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обу­чению или содержанию несовершеннолетних детей,

• либо отрицательно влияют на их поведение,

• либо жестоко обращаются с ними,

• вовлекают в преступную деятельность, приобщают
к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению
наркотических, токсических, психотропных и других
сильнодействующих, одурманивающих веществ,

• принуждают к занятию проституцией, попрошайничест­
вом, азартными играми;

2) вследствие безнадзорности или беспризорности

• находятся в обстановке, представляющей опасность для
их жизни или здоровья,

• либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или
содержанию,

• либо совершают правонарушения или антиобщественные
действия;

3) являются жертвами физического, психического или
иного вида насилия;

4) пострадали в результате военных действий, природ­
ных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

5) оказались в других неблагоприятных условиях, экс­
тремальных ситуациях.

В Положении о СППС учреждения образования группы учета представлены следующим перечнем (порядок следования изменен):

1) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения роди­
телей, дети, воспитывающиеся в опекунских и прием­
ных семьях, дети с особенностями психофизического
развития»,

2) «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации»,


3) «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психи­
ческого и физического насилия»,

4) «с нарушением эмоционально-волевой сферы»,

5) «родители которых ненадлежащим образом выполняют
функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкого­
лем»,

6) «из семей беженцев, либо из семей, которые пострадали
в результате стихийных бедствий, катастроф»,

7) «с асоциальным и делинквентным поведением»,

8) «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные
вещества»,

9) «имеющие конфликтные отношения с педагогами, ро­
дителями, ровесниками, оставившие семью или учреж­
дение образования»,

10) «из числа выпускников специальных учебно-воспита­
тельных учреждений закрытого типа либо освободив­
шиеся из мест лишения свободы»,

11) «другие категории обучающихся, имеющие проблемы» [1].
В пункте 21 главы 3 Положения указано: «документация

СППС включает учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11 настоящего Положения».

Выявление и учет несовершеннолетних в учреждениях обра­зования необходимо организовать на основании информацион­но—методического письма «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в со­циально опасном положении» № 21-12/346 от 17.11.2005 г. по специально разработанной программе.

Выявление, сбор анамнестической информации от роди­телей, педагогов, врача школы, социальное расследование про­водится параллельно всеми участниками учебно-воспитатель­ного процесса: классными руководителями, социальными педа­гогами и психологами. (Таблицу «Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением» (Е. В. Чумен-ко) см. в прил. 2).

«Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:

• обследования условий жизни и воспитания несовершен­нолетних;


 



• анализа участия родителей в жизнедеятельности учреж­
дений образования;

• анализа обращений близких родственников, соседей, дру­
гих граждан;

• учета посещения несовершеннолетними учреждения об­
разования;

• выявления несовершеннолетних, не получающих общего
базового образования;

• учета и анализа совершения несовершеннолетними пра­
вонарушений и преступлений».

Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, постановка и снятие с учета должны осу­ществляться по решению педагогического совета (совета про­филактики) с ведома несовершеннолетних, его родителей или других законных представителей.

В учреждении образования целесообразно централизован­ное ведение учетных документов (карт). Обычно (и это обос­нованно) в школах такая функция возлагается на социального педагога при условии внесения в карты и журналы всех работ, выполняемых другими специалистами. Такая функция других специалистов, в том числе и педагога-психолога, должна быть разработана технологически (например: каждый понедельник с 9.00 до 11.00 — внесение всеми специалистами новых сведений в учетные документы).

Основные психодиагностические обследования выполняют педагог-психолог, социальный педагог и классный руководи­тель. Классной руководитель для составления паспорта класса может проводить социометрическое обследование, результаты которого отражают положение в группе всех учащихся. Соци­альный педагог может выявить внеучебные интересы для ори­ентации во внеклассной деятельности. Психолог вносит суще­ственный вклад в составление психодиагностического портрета личности учащегося. При этом необходимо учитывать, что пси­ходиагностические сведения о несовершеннолетних, находя­щихся в социально опасном положении, можно выделять из результатов психодиагностических минимумов: в первую оче­редь информацию об особенностях интеллектуального, лично­стного развития. Выполнение диагностических минимумов на


начальном этапе обучения в школе позволит выделить группу риска по интеллектуальным особенностям и обучаемости, ко­торая при отсутствии необходимых мероприятий в начальной школе непременно дает в последующем переход в группу труд­новоспитуемых.

Нецелесообразно проводить специальные психодиагности­ческие обследования всех детей и воспитанников, относящихся к учетным группам. Так, по отношению к группе «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспиты­вающиеся в опекунских и приемных семьях, дети с особенно­стями психофизического развития» углубленную диагностику проводят центры усыновления, ЦКРОиРы либо педагог—пси­холог учреждения образования по сформулированному органа­ми опеки запросу.

Несовершеннолетние, «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации», представляют собой детей, проживающих в семьях, переживающих развод, тяжелую болезнь близких, негативное влияние культурных или религиозных факторов. Другая груп­па: учащиеся и воспитанники «из семей беженцев либо из се­мей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, ка­тастроф». Такие дети нуждаются не в психодиагностических процедурах, а в поддержке, социальном принятии. В работе с ними показаны арт—терапевтические методы.

Несовершеннолетние, «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия», чаще всего стремятся скрыть свою ситуацию, и диагностическую инфор­мацию удобнее получать посредством наблюдения: насколько учащийся или воспитанник отличается от своих сверстников, как изменилось поведение после инцидента, какие поведенче­ские компоненты наиболее выражены и т. п.

В дошкольном образовательном учреждении к группе «с на­рушением эмоционально—волевой сферы» относят агрессивных, вспыльчивых, пассивных, гиперактивных детей (И. В. Дубро­вина) [4].

В начальной школе к группе детей «с нарушением эмоцио­нально—волевой сферы» можно отнести учащихся с повышен­ной двигательной активностью, которым показано вначале об­следование у психоневролога и только затем какие-либо меро-

 


приятия школьных специалистов с учетом рекомендаций меди­ков; детей с повышенной обидчивостью, слишком застенчивых, эмоционально расторможенных, робких, тревожных. В средних и старших классах группа «с нарушением эмоционально-волевой сферы» в принципе трудно выделяема из всего контин­гента учащихся и воспитанников, так как известно, что в под-ростничестве большинство учащихся, проходя возрастной кри­зис, могут демонстрировать неустойчивость психики. Педаго­гу-психологу важно уметь отличить подростковую эмоцио­нальную неустойчивость от патологической.

Несовершеннолетние, «родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупот­ребляют алкоголем», не должны подвергаться дополнительным психодиагностическим процедурам, кроме тех случаев, когда их же поведение является проблемным. В данном случае речь идет в большей степени о родителях, дети которых могут быть вполне адаптированными.

Четыре следующие категории можно объединить в одну с условным названием «несовершеннолетние с проблемным, диссоциальным поведением» — «с асоциальным и делинквент-ным поведением», «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные вещества», «имеющие конфликтные отношения с пе­дагогами, родителями, ровесниками, оставившие семью или уч­реждение образования», «из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо осво­бодившиеся из мест лишения». В случае, когда планируются ди­агностические мероприятия, они должны в первую очередь иметь цель отделения непатологических форм поведения от па­тологических. Непатологический тип не связан с психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не является их следствием. Непатологическое асоциальное поведе­ние обусловлено социальными факторами и формируется по психологическим и психосоциальным механизмам. Оно может также наблюдаться у детей и подростков с нетяжелыми послед­ствиями ранних органических поражений головного мозга, ак­центуациях характера, дисгармонически протекающем пубер­татном кризе, который сочетается с педагогической и социаль­ной запущенностью. Патологические же формы поведения, как


правило, болезненно мотивированны и возникают при изменен­ной эмоциональности, истинных нарушениях влечений, выра­женных личностных расстройствах. Патологическое диссоци-альное поведение в соответствии с критериями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) расце­нивается как расстройство социального поведения.

Таким образом, существенным является выделение клини­ческих признаков, значимых социальных проблем, которые не­совершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окруже­нии, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Оценка поведения, особенно при решении диагностических и реабилитационных задач, должна опираться на многоосевую квалификационную систему, придерживаясь которой сотрудни­ки СППС смогут избегать ошибок, способных причинить вред подростку.

Так, в первую очередь должны быть выявлены или отсече­ны клинические психиатрические симптомы, исключая рас­стройства психологического развития, или собственно психиче­ские расстройства (обследование психоневролога, психиатра по направлению).

Далее целесообразно исследовать общие и специфические расстройства психологического развития, включая нарушения развития речи, психомоторных, школьных, социальных навы­ков и расстройства поведения (обследование дефектолога, ло­гопеда, психолога).

После этого подлежит изучению уровень интеллектуально­го развития с оценкой умственной отсталости и сопутствую­щими нарушениями поведения (психолог).

Параллельно целесообразно получить сведения о соматиче­ском здоровье и дефектах, которые оказывают влияние на пси­хические и поведенческие расстройства (терапевт).

Оценку социальной ситуации развития, которая имела отно­шение к формирующимся психическим расстройствам и откло­нениям психического развития, производит социальный педагог.

Наконец, психолого-педагогический консилиум определяет в целом характер социального и психологического функциони­рования с оценкой нарушений межличностных отношений

 


(в семье, в школе, со сверстниками), которые причинно связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами.

Такой диагностический подход является первым шагом в алгоритме консультативно-диагностической и реабилитаци­онной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциаль-ные расстройства [5].

Таким образом, рекомендуется медико-дефектологическое обследование в первую очередь, исследование социального и психологического функционирования — во вторую. Такая по­следовательность диагностики помогает разделять патологиче­ские и непатологические формы поведения. Следствием нару­шения этой схемы может оказаться ситуация, при которой со­циальный педагог и педагог-психолог организуют свою работу с несовершеннолетним, требующим иного, с точки зрения ме­дицины, подхода.

Для составления плана психодиагностического обследова­ния необходимо руководствоваться также потребностями орга­нов, учреждений и организаций, запрашивающих информацию о несовершеннолетних. Возможно следование принятым в уч­реждении образования требованиям к составлению психолого-педагогической характеристики.

В психодиагностическом исследовании личности, демонст­рирующей непатологические диссоциальные формы поведения, целесообразно остановиться на каком-либо теоретическом ос­новании. Например, существует гипотеза (Заика, Крейдун), что девиантное, а за ним и делинквентное поведение характеризу­ется прежде всего:

общими трудностями и отставанием в развитии;

отношением к будущему, представлением о нем, нали­
чием и степенью четкости жизненных планов, содержа­
нием ведущих ценностных ориентации, уровнем притяза­
ний на будущее и их обоснованностью настоящим. Мето­
дики: «Карта интересов» Голомштока, «Ценностные ори­
ентации» М. Рокич, тест определения уровня притязаний;

социальными отношениями. Сюда входит изучение со­
циальной ситуации, которая также может провоцировать
дезадаптацию. Подлежат изучению:


- детско-родительские отношения;

— атмосфера семьи;

— социометрический статус в школьной среде;

— педагогическая позиция учителя;

— социально-психологический климат в классном
коллективе.

Рекомендуемые методики: диагностика межличностных от­ношений Лири, социометрия, тест «АСВ», тест «Подростки о родителях»;

чертами личности. Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер; повышенная тревожность, агрес­сивность, сниженная эмпатия, акцентуации характера, не­адекватная самооценка — такие черты требуют индиви­дуального педагогического подхода и дополнительных психокоррекционных программ.

По отношению ко всем учетным категориям достаточно информационными могут быть результаты стандартизирован­ного наблюдения. Как уже было сказано, не все подростки пе­речисленных категорий нуждаются в углубленной диагностике. Глубокий анализ анамнестической информации и наблюде­ния за подростком на уроке и переменах даст не меньше ин­формации для построения индивидуального плана работы, чем объемные тесты.

Важно запланировать дополнительные психодиагностиче­ские обследования таким образом, чтобы, во-первых, с уча­щимся они были проведены один раз, независимо от того, где они проводятся, во-вторых, чтобы результаты обследования реально и действительно были использованы в организации работы с ребенком! Для этого необходимо согласование дейст­вий как между специалистами школы, так и со специалистами помогающих учреждений. (Само собой вырисовывается уста­новочное общее совещание всех специалистов района, микро­района, имеющих отношение к работе с учащимися, которые находятся в социально опасном положении).

Таким образом, в школе в процессе мониторинговых иссле­дований идет накопление сведений об учащихся; углубленная диагностика может быть выполнена психологом по специаль­ному плану, при необходимости учащиеся могут быть направ-