РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СППС С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В Положении о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (далее — Положение) отмечается необходимость взаимодействия социальных педагогов и педагогов-психологов. Цель, задачи и функции СППС ориентированы на совместную деятельность специалистов.
В связи с этим вопросы профилактики асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников также лежат в плоскости объединения усилий специалистов. ВПоложении указывается: «СППС организует выявление и учет обучающихся и воспитанников, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите» (гл. 3, п. 11); осуществляет «разработку и реализацию комплексных программ социально-педагогической и психологической помощи обучающимся и воспитанникам; осуществление коррекции, направленной на преодоление нарушений в поведении» (гл. 2, п. 9) [1]. Таким образом, все направления и виды работ планируются единым координационным планом, учитывающим возможности собственного учреждения образования, а также возможности специализированных учреждений.
Работы должны начинаться, безусловно, с составления плана совместной деятельности. Планируется выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в социально—педагогической и психологической помощи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; составление и реализация индивидуального плана помощи несовершеннолетнему.
В Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. № 47) [3] дает-
ся определение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые
1) воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей,
• либо отрицательно влияют на их поведение,
• либо жестоко обращаются с ними,
• вовлекают в преступную деятельность, приобщают
к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению
наркотических, токсических, психотропных и других
сильнодействующих, одурманивающих веществ,
• принуждают к занятию проституцией, попрошайничест
вом, азартными играми;
2) вследствие безнадзорности или беспризорности
• находятся в обстановке, представляющей опасность для
их жизни или здоровья,
• либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или
содержанию,
• либо совершают правонарушения или антиобщественные
действия;
3) являются жертвами физического, психического или
иного вида насилия;
4) пострадали в результате военных действий, природ
ных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
5) оказались в других неблагоприятных условиях, экс
тремальных ситуациях.
В Положении о СППС учреждения образования группы учета представлены следующим перечнем (порядок следования изменен):
1) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения роди
телей, дети, воспитывающиеся в опекунских и прием
ных семьях, дети с особенностями психофизического
развития»,
2) «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации»,
3) «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психи
ческого и физического насилия»,
4) «с нарушением эмоционально-волевой сферы»,
5) «родители которых ненадлежащим образом выполняют
функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкого
лем»,
6) «из семей беженцев, либо из семей, которые пострадали
в результате стихийных бедствий, катастроф»,
7) «с асоциальным и делинквентным поведением»,
8) «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные
вещества»,
9) «имеющие конфликтные отношения с педагогами, ро
дителями, ровесниками, оставившие семью или учреж
дение образования»,
10) «из числа выпускников специальных учебно-воспита
тельных учреждений закрытого типа либо освободив
шиеся из мест лишения свободы»,
11) «другие категории обучающихся, имеющие проблемы» [1].
В пункте 21 главы 3 Положения указано: «документация
СППС включает учет воспитанников, обучающихся, их семей, указанных в п. 11 настоящего Положения».
Выявление и учет несовершеннолетних в учреждениях образования необходимо организовать на основании информационно—методического письма «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении» № 21-12/346 от 17.11.2005 г. по специально разработанной программе.
Выявление, сбор анамнестической информации от родителей, педагогов, врача школы, социальное расследование проводится параллельно всеми участниками учебно-воспитательного процесса: классными руководителями, социальными педагогами и психологами. (Таблицу «Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением» (Е. В. Чумен-ко) см. в прил. 2).
«Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:
• обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних;
• анализа участия родителей в жизнедеятельности учреж
дений образования;
• анализа обращений близких родственников, соседей, дру
гих граждан;
• учета посещения несовершеннолетними учреждения об
разования;
• выявления несовершеннолетних, не получающих общего
базового образования;
• учета и анализа совершения несовершеннолетними пра
вонарушений и преступлений».
Признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, постановка и снятие с учета должны осуществляться по решению педагогического совета (совета профилактики) с ведома несовершеннолетних, его родителей или других законных представителей.
В учреждении образования целесообразно централизованное ведение учетных документов (карт). Обычно (и это обоснованно) в школах такая функция возлагается на социального педагога при условии внесения в карты и журналы всех работ, выполняемых другими специалистами. Такая функция других специалистов, в том числе и педагога-психолога, должна быть разработана технологически (например: каждый понедельник с 9.00 до 11.00 — внесение всеми специалистами новых сведений в учетные документы).
Основные психодиагностические обследования выполняют педагог-психолог, социальный педагог и классный руководитель. Классной руководитель для составления паспорта класса может проводить социометрическое обследование, результаты которого отражают положение в группе всех учащихся. Социальный педагог может выявить внеучебные интересы для ориентации во внеклассной деятельности. Психолог вносит существенный вклад в составление психодиагностического портрета личности учащегося. При этом необходимо учитывать, что психодиагностические сведения о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, можно выделять из результатов психодиагностических минимумов: в первую очередь информацию об особенностях интеллектуального, личностного развития. Выполнение диагностических минимумов на
начальном этапе обучения в школе позволит выделить группу риска по интеллектуальным особенностям и обучаемости, которая при отсутствии необходимых мероприятий в начальной школе непременно дает в последующем переход в группу трудновоспитуемых.
Нецелесообразно проводить специальные психодиагностические обследования всех детей и воспитанников, относящихся к учетным группам. Так, по отношению к группе «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях, дети с особенностями психофизического развития» углубленную диагностику проводят центры усыновления, ЦКРОиРы либо педагог—психолог учреждения образования по сформулированному органами опеки запросу.
Несовершеннолетние, «оказавшиеся в сложной жизненной ситуации», представляют собой детей, проживающих в семьях, переживающих развод, тяжелую болезнь близких, негативное влияние культурных или религиозных факторов. Другая группа: учащиеся и воспитанники «из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате стихийных бедствий, катастроф». Такие дети нуждаются не в психодиагностических процедурах, а в поддержке, социальном принятии. В работе с ними показаны арт—терапевтические методы.
Несовершеннолетние, «ставшие жертвами преступлений, жестокости, психического и физического насилия», чаще всего стремятся скрыть свою ситуацию, и диагностическую информацию удобнее получать посредством наблюдения: насколько учащийся или воспитанник отличается от своих сверстников, как изменилось поведение после инцидента, какие поведенческие компоненты наиболее выражены и т. п.
В дошкольном образовательном учреждении к группе «с нарушением эмоционально—волевой сферы» относят агрессивных, вспыльчивых, пассивных, гиперактивных детей (И. В. Дубровина) [4].
В начальной школе к группе детей «с нарушением эмоционально—волевой сферы» можно отнести учащихся с повышенной двигательной активностью, которым показано вначале обследование у психоневролога и только затем какие-либо меро-
приятия школьных специалистов с учетом рекомендаций медиков; детей с повышенной обидчивостью, слишком застенчивых, эмоционально расторможенных, робких, тревожных. В средних и старших классах группа «с нарушением эмоционально-волевой сферы» в принципе трудно выделяема из всего контингента учащихся и воспитанников, так как известно, что в под-ростничестве большинство учащихся, проходя возрастной кризис, могут демонстрировать неустойчивость психики. Педагогу-психологу важно уметь отличить подростковую эмоциональную неустойчивость от патологической.
Несовершеннолетние, «родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем», не должны подвергаться дополнительным психодиагностическим процедурам, кроме тех случаев, когда их же поведение является проблемным. В данном случае речь идет в большей степени о родителях, дети которых могут быть вполне адаптированными.
Четыре следующие категории можно объединить в одну с условным названием «несовершеннолетние с проблемным, диссоциальным поведением» — «с асоциальным и делинквент-ным поведением», «употребляющие алкоголь, наркотические и токсичные вещества», «имеющие конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками, оставившие семью или учреждение образования», «из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившиеся из мест лишения». В случае, когда планируются диагностические мероприятия, они должны в первую очередь иметь цель отделения непатологических форм поведения от патологических. Непатологический тип не связан с психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не является их следствием. Непатологическое асоциальное поведение обусловлено социальными факторами и формируется по психологическим и психосоциальным механизмам. Оно может также наблюдаться у детей и подростков с нетяжелыми последствиями ранних органических поражений головного мозга, акцентуациях характера, дисгармонически протекающем пубертатном кризе, который сочетается с педагогической и социальной запущенностью. Патологические же формы поведения, как
правило, болезненно мотивированны и возникают при измененной эмоциональности, истинных нарушениях влечений, выраженных личностных расстройствах. Патологическое диссоци-альное поведение в соответствии с критериями Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) расценивается как расстройство социального поведения.
Таким образом, существенным является выделение клинических признаков, значимых социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении, а также проблем, связанных с отклонениями в возрастном психическом и личностном развитии, соматическом здоровье. Оценка поведения, особенно при решении диагностических и реабилитационных задач, должна опираться на многоосевую квалификационную систему, придерживаясь которой сотрудники СППС смогут избегать ошибок, способных причинить вред подростку.
Так, в первую очередь должны быть выявлены или отсечены клинические психиатрические симптомы, исключая расстройства психологического развития, или собственно психические расстройства (обследование психоневролога, психиатра по направлению).
Далее целесообразно исследовать общие и специфические расстройства психологического развития, включая нарушения развития речи, психомоторных, школьных, социальных навыков и расстройства поведения (обследование дефектолога, логопеда, психолога).
После этого подлежит изучению уровень интеллектуального развития с оценкой умственной отсталости и сопутствующими нарушениями поведения (психолог).
Параллельно целесообразно получить сведения о соматическом здоровье и дефектах, которые оказывают влияние на психические и поведенческие расстройства (терапевт).
Оценку социальной ситуации развития, которая имела отношение к формирующимся психическим расстройствам и отклонениям психического развития, производит социальный педагог.
Наконец, психолого-педагогический консилиум определяет в целом характер социального и психологического функционирования с оценкой нарушений межличностных отношений
(в семье, в школе, со сверстниками), которые причинно связаны с проблемами психологического развития или психическими расстройствами.
Такой диагностический подход является первым шагом в алгоритме консультативно-диагностической и реабилитационной работы с детьми и подростками, имеющими диссоциаль-ные расстройства [5].
Таким образом, рекомендуется медико-дефектологическое обследование в первую очередь, исследование социального и психологического функционирования — во вторую. Такая последовательность диагностики помогает разделять патологические и непатологические формы поведения. Следствием нарушения этой схемы может оказаться ситуация, при которой социальный педагог и педагог-психолог организуют свою работу с несовершеннолетним, требующим иного, с точки зрения медицины, подхода.
Для составления плана психодиагностического обследования необходимо руководствоваться также потребностями органов, учреждений и организаций, запрашивающих информацию о несовершеннолетних. Возможно следование принятым в учреждении образования требованиям к составлению психолого-педагогической характеристики.
В психодиагностическом исследовании личности, демонстрирующей непатологические диссоциальные формы поведения, целесообразно остановиться на каком-либо теоретическом основании. Например, существует гипотеза (Заика, Крейдун), что девиантное, а за ним и делинквентное поведение характеризуется прежде всего:
• общими трудностями и отставанием в развитии;
• отношением к будущему, представлением о нем, нали
чием и степенью четкости жизненных планов, содержа
нием ведущих ценностных ориентации, уровнем притяза
ний на будущее и их обоснованностью настоящим. Мето
дики: «Карта интересов» Голомштока, «Ценностные ори
ентации» М. Рокич, тест определения уровня притязаний;
• социальными отношениями. Сюда входит изучение со
циальной ситуации, которая также может провоцировать
дезадаптацию. Подлежат изучению:
- детско-родительские отношения;
— атмосфера семьи;
— социометрический статус в школьной среде;
— педагогическая позиция учителя;
— социально-психологический климат в классном
коллективе.
Рекомендуемые методики: диагностика межличностных отношений Лири, социометрия, тест «АСВ», тест «Подростки о родителях»;
• чертами личности. Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер; повышенная тревожность, агрессивность, сниженная эмпатия, акцентуации характера, неадекватная самооценка — такие черты требуют индивидуального педагогического подхода и дополнительных психокоррекционных программ.
По отношению ко всем учетным категориям достаточно информационными могут быть результаты стандартизированного наблюдения. Как уже было сказано, не все подростки перечисленных категорий нуждаются в углубленной диагностике. Глубокий анализ анамнестической информации и наблюдения за подростком на уроке и переменах даст не меньше информации для построения индивидуального плана работы, чем объемные тесты.
Важно запланировать дополнительные психодиагностические обследования таким образом, чтобы, во-первых, с учащимся они были проведены один раз, независимо от того, где они проводятся, во-вторых, чтобы результаты обследования реально и действительно были использованы в организации работы с ребенком! Для этого необходимо согласование действий как между специалистами школы, так и со специалистами помогающих учреждений. (Само собой вырисовывается установочное общее совещание всех специалистов района, микрорайона, имеющих отношение к работе с учащимися, которые находятся в социально опасном положении).
Таким образом, в школе в процессе мониторинговых исследований идет накопление сведений об учащихся; углубленная диагностика может быть выполнена психологом по специальному плану, при необходимости учащиеся могут быть направ-