ВВЕДЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Філософія
Навчальний посібник для самостійного
вивчення дисципліни
Редактор А.С. Тяпкін
Коректор, верстка К.С. Сухаревська
Підписано до друку. 29.07.08 р. Формат 60х84/90. Друк. трафарет. Папір офсетн. Ум. друк арк. 11,7
Обл.-вид.арк. 8,7. Замовл. № 43.
Редакційно-видавничий відділ
Харківського інституту фінансів УДУФМТ
62003, Харків, пров.Плетньовський, 5.
Учебно-методическое пособие
Минск 2006
уде 37.015.3(072) ББК 74.104 O-75
Авторы-составители:
нач. отдела прикладной пед. психологии Е. А. Осипова, методист высшей категории отдела прикладной пед. психологии Е. В. Чуменко
Рецензенты:
декан факультета психологии, социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» доктор психол. наук, профессор В. А. Янчук, зам. директора по учебно-воспитательной работе Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Партизанского района г. Минска Е. Л. Набойкина
Основныенаправления деятельности педагога—психолога: учеб.— O-75 метод, пособие / авг.-сост. : Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко ; ГУО «Акад. последиплом. образования». — Минск : АПО, 2006. — 84 с.
ISBN 985-495-001-8.
В пособии отражен многолетний опыт работы педагогов-психологов учреждений образования Беларуси. Уточняются цель и задачи деятельности психологической службы образования, приводятся описания различных направлений в рамках работы социально-педагогической и психологической службы школы, аспекты сопровождения различных категорий учащихся, особенности взаимодействия со специалистами других учреждений и организаций.
Рассчитано на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования.
УДК 37.015.3(072) ББК 74.104
© Осипова Е. А., Чуменко Е. В., авторы—составители, 2006
ISBN 985-495-001-8 |
© ГУО «Академия последипломного образования», 2006
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого—педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утвержденное постановлением Министерства образования от 27.04.2006 г. № 42) является «необходимость своевременной комплексной личностно—ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения». Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию инициативной деятельности, направленной на их разрешение, соорганизации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса учреждения образования. Объектом комплексной помощи выступает учебно-воспитательный процесс, предметом — ситуация развития ребенка как система его отношений с миром, с окружающими сверстниками и взрослыми, с самим собой.
Основная цель деятельности педагога-психолога в рамках социально-педагогической и психологической службы (СППС) учреждения образования — повышение эффективности деятельности учреждения образования посредством гармонизации психического развития учащихся, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.
Для достижения этой цели педагогами-психологами учреждений образования решаются следующие задачи:
• изучение личности учащихся и ученических коллективов
в целях организации индивидуального и дифференциро
ванного подхода в процессе обучения и воспитания;
• пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здо
рового образа жизни, содействие в преодолении школь
ных факторов риска утраты здоровья;
• реализация программ преодоления трудностей в обуче
нии, создание условий для получения коррекционно-
развивающей поддержки всем нуждающимся школьни
кам, содействие в социализации, преодолении кризисных
периодов на всех этапах обучения;
• своевременное выявление детей и подростков, оказавших
ся в социально-опасном положении, содействие созданию
условий для формирования адаптивных социальных навы
ков; предупреждение семейного неблагополучия;
• ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении,
деятельности и общении несовершеннолетних;
• содействие в приобретении обучающимися, педагогами и
родителями психологических знаний, умений, навыков,
необходимых для успешного обучения, воспитания и раз
вития;
• оказание целенаправленного влияния на формирование
благоприятного социально-психологического климата
в учреждении образования, создание условий для соци
ально-психологического развития классных коллективов;
• создание психологических условий для реализации
образовательных программ (профилизация обучения,
работа с одаренными детьми, идейно—нравственное
воспитание учащихся и пр.).
Психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах (ступенях) образования имеет специфические особенности.
Так, на этапе дошкольного образования важны диагностика раннего развития, содействие развитию и коррекция нарушений в развитии, психологическая подготовка к обучению в школе.
Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе, формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоя-
тельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.
В базовой школе — психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.
В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполага-нию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.
1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
• психолого-педагогическая диагностика;
• здоровьесберегающая деятельность;
• коррекционно-развивающая работа;
• психолого-педагогическое консультирование;
• социально-психологическое обеспечение управленческих
процессов;
• психологическая профилактика и просвещение;
• методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика
Цель данного направления деятельности — психолого—педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы.
Массовая диагностика носит ограниченный характер. Основными в работе педагога-психолога являются три диагностических минимума.
Первый психодиагностический минимум проводится в начальный период обучения в школе в два этапа. Цель диагностического исследования на первом этапе — выделение группы детей, у которых осложнение протекает процесс адаптации. На втором этапе проводится изучение личностных и индивидуальных особенностей учащихся для выделения групп детей, находящихся в социально опасном положении, учащихся с повы-
шенными интеллектуальными способностями, имеющих особенности обучения и развития для психолого-педагогического сопровождения или определения индивидуального образовательного маршрута.
Второй психодиагностический минимум проводится также в два этапа — в четвертом и пятом классах. Основная цель диагностики в четвертом классе — мониторинг процесса обучения и уровня обученности учащихся для организации профилактической и развивающей работы, подготовки психолого-педагогических рекомендаций педагогам средней школы. Цель диагностики в пятом классе — содействие созданию благоприятных социально-психологических условий учащимся и классным коллективам в период перехода из начального в среднее звено школы.
Третий психодиагностический минимум проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способностей и склонностей учащихся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориен-тационной работы.
Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы учреждения с целью обеспечения выполнения основных задач, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных учащихся.
Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.
Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата классных коллективов, анкетирование учащихся и родителей по отдельным проблемам, могут осуществляться совместно с классными руководителями и педагогами социальными.
Здоровьесберегающая деятельность
Основная цель данного направления — формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса.
Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы.
В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.
Коррекционно-развивающая работа
Цель данного направления работы — создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
Педагог—психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.
Педагог-психолог располагает сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся на консультации или в коррекционные группы, работающие в региональных центрах, в том числе со-
циально-педагогических, центрах внешкольной работы (ЦВР), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и т. д. Поддерживает связь с ведущими коррекционных групп, собирает информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных).
На основании рекомендаций, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и классных руководителей с целью поддержки результатов коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания ребенку психологической коррекционно-развивающей помощи в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (например, в силу территориальной удаленности) специалисты данного центра составляют совместно с педагогом-психологом школы развернутую коррекционно-раз-вивающую программу, оказывают методическую помощь.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в школе ориентирована на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов и т. п.) через систему больших психологических игр, малых тренингов с коллективами классов.
Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является помощь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.
Психолог организует коррекционно-развивающую работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.
Основная роль в коррекции познавательной сферы учащихся младших классов, имеющих трудности в обучении, принадлежит школьным логопедам и дефектологам.
В тех случаях, когда в населенном пункте отсутствуют учреждения и организации, оказывающие специализированную психологическую помощь, и невозможно осуществить диспетчерскую функцию, педагог-психолог ведет коррекционные группы, в том числе психотерапевтической направленности.
Психолого-педагогическое консультирование
Цель данного направления работы -— оказание помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно—воспитательного процесса. Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также психологическая поддержка в экстренных случаях.
Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).
С педагогами проводятся психолого—педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации в случаях возникновения острых проблемных ситуаций.
В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает.
Психопрофилактика и просвещение
Цель принципиально важного направления школьной практической деятельности педагога-психолога — развитие психолого—педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.
Психопрофилактическая работа педагога—психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах
и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т. п.
Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно стать обучение педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т. п.
С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями — на родительских собраниях и др. К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образовательной среде данной школы; психологическое содержание возрастных и кризисных периодов обучения; психологические аспекты трансформации образования.
Еженедельное просветительское мероприятие должно стать нормой для педагога—психолога.
Методическая работа
Цель методической работы — накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе — участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным — разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками — участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.
По запросу администрации педагог—психолог выполняет психологический анализ мероприятий (см. прил. 4). Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов
В рамках данного направления педагог-психолог участвует в разработке программ развития учреждения образования, проводит мониторинговые исследования социально—психологического климата в коллективе педагогов, продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация — учителя, администрация —учителя —ученики, учителя —ученики.
Педагогом-психологом осуществляется поиск и апробация форм эффективного делового и досугового взаимодействия классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных и педагогов-организаторов. Он регулярно информирует членов педагогического коллектива о своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе взаимодействия с классными педагогами и учителями-предметниками.
Педагог—психолог в учреждении образования подчиняется руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе.
Методическое руководство педагогами-психологами учреждений образования в районе осуществляют специалисты регионального социально-педагогического центра.
Координация деятельности педагогов-психологов учреждений образования района, города
Координацию психологической работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического центра [2], который располагает базой данных о кадрах педагогов-психологов, психологических и социальных службах района, города, соответствующих специалистах, работающих в медицинских учреждениях (см. прил. 1).
Данный специалист участвует в подборе и расстановке кадров социально-педагогической и психологической службы в соответствии с целями, задачами и особенностями структуры учреждений образования. Организует систематическую учебу для педагогов-психологов по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.
Является координатором коррекционно-развивающей работы в районе с учащимися. Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района, города, контролирует функционирование коррекционных групп.
В районе целесообразна организация групп по следующим направлениям (примерная тематика):
для младших школьников:
• эмоционально-поведенческие нарушения (например: агрес
сия, упрямство, несформированность произвольной сферы,
тревожность, синдром двигательной активности и т. п.);
• коммуникативные умения (например: застенчивость,
неуверенность, неумение вступать и поддерживать
контакт со сверстниками и взрослыми и т. п.);
• коррекция познавательной сферы;
для подростков:
• коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность,
неумение вступать в контакт со сверстниками противопо
ложного пола, противостояние вредному влиянию (куре
ние, наркотики, алкоголь и т. п.));
• эмоционально—поведенческие нарушения («трудные»,
группа риска с разными проявлениями);
• группы по подготовке волонтеров для работы со сверст
никами;
для старшеклассников:
• тренинг целеполагания, профессионального и личностно
го самоопределения;
для родителей:
• тренинг «Эффективный родитель».
Документация педагога-психолога
В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:
1) план работы на год, утвержденный руководителем учре
ждения;
2) планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их
выполнении;
3) индивидуальные психодиагностические материалы, ко
торые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения обра
зования;
4) график работы;
5) аналитические отчеты о работе за год;
6) отчеты и аналитические материалы о реализации про
грамм психологической поддержки и планов оказания помощи
конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родите
лям;
7) журнал учета консультаций обучающихся, воспитанни
ков, родителей, педагогов;
8) перечень психологических методик, используемых в ра
боте.
При увольнении педагог—психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.